Проект преемственности доу и начальной школы. Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы

Проблема адаптации первоклассников к новым условиям обучения отличается особенной актуальностью. Её изучению достаточно много внимания уделяют детские психологи, учителя, врачи и деятели науки. Изучив вопрос всесторонне, специалисты пришли к выводу, что одним из факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассника в социуме, является преемственность в работе детского сада и школы.

Создание целостной образовательной среды

Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая. Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления, воображения - также происходит активно в период дошкольного возраста. При переходе из детского сада в школьное учреждение в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. Преемственность в работе детского сада и школы подразумевает создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе. Главная цель, преследуемая учебными учреждениями при организации такой единой образовательной среды, - это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.

Механизмы создания системы преемственности между учебными учреждениями

Прежде чем приступить к решению проблемы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы, администрациям обоих учебных учреждений стоит заключить договор о сотрудничестве, на основе которого и будет осуществляться сам процесс. Учитывая разницу в специфике функционирования учебных заведений, стоит разработать совместный проект по созданию благоприятных условий при переходе из одной системы обучения в другую. Первым масштабным совместным мероприятием, обеспечивающим преемственность детского сада со школой, должен стать мониторинг адаптированности детей к разным условиям образовательной среды. Мониторинговое исследование начинается в период пребывания ребёнка в дошкольном учреждении и продолжается в школьном социуме. Комплекс совместных мероприятий специалистами обоих учреждений планируется с учётом первичных данных мониторинговых исследований.

Основные направления создания единого образовательного социума

При создании единого образовательного пространства необходимо учитывать ряд факторов, в первую очередь тот, что в системе должны быть задействованы все участники учебно-воспитательного процесса. Первым направлением создания системы единого социума между учебными учреждениями будет работа с педагогическими коллективами. Следующими будет работа непосредственно с дошкольниками и их семьями.

Основные задачи сотрудничества

Первой и главной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами, является создание благоприятных условий для прохождения процесса перевода ребёнка из детского сада в школьное учебное учреждение. В последнее время возникает достаточно много разногласий по поводу структурных составляющих интеллектуальной готовности ребёнка к учёбному процессу, поэтому довольно актуальной задачей также является совместная работа по улучшению подготовки к обучению в школе шестилетних детей. При этом особый акцент делается на формирование у малышей интереса к школьной жизни. Помощь родителям в понимании их роли в сопровождении ребёнка на этапе перехода из одного учреждения в другое стоит ведущей задачей как перед работниками школы, так и перед педагогами детского сада.

Суть методической работы в обеспечении преемственности

Так как методическая работа планируется и проводится непосредственно с педагогическими работниками, то осуществляется она через проведение аналитических и практических мероприятий, совместных педагогических чтений, тематических педагогических гостиных. Тематика проведения планируется заранее, ориентировочными направлениями будут: «Преемственность детского сада и школы: трудности и перспективы», «Основные проблемы первоклассников в первые недели обучения». Целесообразно планирование и проведение взаимопосещения педагогами занятий и утренников. Это даст возможность учителям обратить внимание на имеющиеся трудности у малышей и спланировать будущую учебную деятельность с учётом уже выявленных проблем.

Сотрудничество образовательных учреждений с семьёй

Важную роль в организации сотрудничества семьи и учебного учреждения играет формирование представлений педагогов и родителей друг о друге. Восприятие воспитателей детьми несколько отличается от восприятия ими учителя, в силу специфики деятельности педагога. Преемственность детского сада и семьи в организации воспитательного воздействия на ребёнка начинается в момент поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Воспитатель воспринимается малышом как вторая мама, при условии, что педагог владеет всеми необходимыми навыками эмпатии и профессиональными навыками. Следовательно, сами родители готовы прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателя, выполнять их, обращаться за помощью при необходимости.

Учитель начальных классов с первоклассником оказывается на некоторой дистанции, непонятной ребёнку, привыкшему к тому, что педагог - близкий человек и первый помощник. Правильно и вовремя перестроить восприятие ребёнком учителя - совместная задача членов семьи и сотрудников учебных учреждений. Реализуется это направление за счёт проведения общих родительских собраний, встреч родителей с будущими учителями, работы клубов для родителей. При условии профессионального проведения всех запланированных мероприятий преемственность детского сада и семьи максимально способствует формированию адекватной системы восприятия детьми школы и школьных педагогов.

Сопровождение воспитанников на этапе перехода

Главным направлением работы учебных учреждений, обеспечивающим полноценную преемственность в работе детского сада и школы, является работа с детьми. Реализуя это направление, педагоги ставят перед собой задачу расширить представление малышей о школе, школьной жизни, учебных занятиях, специфика которых несколько отличается от специфики проведения занятий в детском саду. Ребёнок при переходе на следующую ступень обучения под названием "школа" не должен ощущать, что он попадает в абсолютно новую для него среду, но продолжает находиться в единой системе "детский сад - начальная школа". Преемственность осуществляется за счёт проведения походов в школу с ознакомительной целью. Происходит знакомство воспитанников с Преемственность детского сада и начальной школы успешнее реализуется в тех учебных учреждениях, где воспитанники контактируют с учениками на игровых и развлекательных мероприятиях.

Адаптационные занятия для семилеток в школе

Для ознакомления детей со спецификой школьной жизни и проведения вводных учебных занятий педагогами школ проводятся ознакомительные уроки для будущих первоклассников в течение некоторого времени перед поступлением в школу. Посещение малышами таких занятий, как показывает опыт, оказывает благоприятный эффект на формирование адаптивных процессов психики ребёнка. Дети, которые посещали адаптационные занятия в системе, легче воспринимают смену на учебную, быстрее адаптируются в новом коллективе. При этом они неплохо также справляются с новой ученика, позитивно воспринимают нового педагога. Преемственность детского сада и школы в этом случае реализуется за счёт совместного посещения школьных занятий воспитанниками совместно с воспитателем.

Школа будущего первоклассника

Дошкольные учреждения, со своей стороны, обеспечивают сопровождение выпускников на этапе перехода на новую ступень обучения, организуя работу "Школы будущего первоклассника". Такая школа функционирует в детском саду ориентировочно с октября по май месяц учебного года. На первое заседание, проходящее под тематикой «Детский сад - начальная школа: преемственность в работе» в обязательном порядке приглашаются учителя будущих первоклассников, где и происходит первое знакомство воспитателя, выпускающего детей, и учителя, принимающего малышей. Последующие заседания школы проводятся с учётом проведённой диагностики детей, анкетирования родителей. С результатами желательно ознакомить и будущих педагогов, тем самым обеспечивая преемственность детского сада и школы. План работы "Школы будущего первоклассника" составляется заранее и согласовывается с администрацией и педагогическими коллективами учебных учреждений.

Профилактика психосоматических расстройств

О благоприятном течении жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех учебных учреждениях, где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы, психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у первоклассников. Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Районный конкурс «Учитель -2013» Номинация «Лидер в образовании» Управленческий проект: «Преемственность: детский сад и школа» Автор проекта: Учетова Любовь Владимировна Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ имени А.П. Чехова» 2013 год 1

2 Паспорт проекта Наименование проекта Управленческий проект: «Преемственность: детский сад и школа» Разработчики Руководитель Учетова Любовь Владимировна Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ имени А.П. Чехова» Учетова Любовь Владимировна Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ имени А.П. Чехова» Состав участников Педагоги начальной школы МБОУ «ООШ 8 имени А.П. Чехова» Заместитель директора по УВР школы Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Учащиеся 1 класса школы МБ «Детский сад», Дети старшей и подготовительной групп Педагоги дополнительного образования МБУ ДОД «ДДТ «Юность» Родители Цель Обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования. 2

3 Механизм реализации Работа над проектом проводится поэтапно. Деятельность по реализации проекта осуществляется в трех основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. Методическая работа с педагогами: Совместные педагогические советы по вопросам преемственности. Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей по подготовке детей к обучению в школе. Семинары-практикумы. Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей. Разработку и создание единой системы диагностических методик предшкольного образования. 1. Работа с детьми включает в себя: Знакомство детей со школой, учителями. Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий. 2. Работа с родителями включает в себя: Совместное проведение родительских собраний. Проведение дней открытых дверей. Посещение уроков и адаптационных занятий родителями. Открытые занятия педагогов дополнительного образования. Консультации психолога и учителя. Организация экскурсий по школе. Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных 3

4 соревнований. Ожидаемый результат Этапы реализации Совершенствование системы работы по преемственности детского сада и школы. Создание единого воспитательного пространства, нормативного и методического поля для сетевого взаимодействия между детским садом, и МБУ ДОД «ДДТ «Юность». Формирование личности ребенка способной принять на себя новую социальную роль ученика. На подготовительном этапе: август сентябрь 1. Сбор и анализ информации мониторинговых обследований детей подготовительной группы детского сада и учеников 1 класса. 2. Подготовка проекта. 3. Утверждение проекта на педагогическом совете школы. 4. Представление проекта на совместном методическом совещания с участниками сети. 5. Организационно методическое консультирование педагогов в рамках проектной деятельности. 6. Презентация проекта на родительском собрании в детском саду. совместно с обучающимися. На основном этапе: сентябрь - декабрь, январь май: 1. Работа временных творческих групп (далее ВТГ), по рабочему плану проекта. Заключительный этап июнь 2013г 1. Презентация творческих отчетов по работе ВТГ. 4

5 2. Проведение совместного педагогического совета на тему: «Преемственность между детским садом и школой: итоги и перспективы». 3. Организация и проведение совместного мероприятия (дети, педагоги и родители) «На встречу школе!» 5

6 Обоснование необходимости проекта Поступление в школу это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития. Важно, чтобы ребёнок смог совершить плавный, бесстрессовый переход от игровой деятельности к учебной под руководством опытных педагогов. Управленческий проект «Преемственность между детским садом и школой» актуален, так как логически вписывается в требования, продиктованные временем, расширение образовательных и воспитательных возможностей общеобразовательного учреждения, посредством формирования интегрированного воспитательного пространства с участием социальных партнёров. В основу проекта мы предлагаем ввести метод сетевого взаимодействия школы, дошкольного образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей, обосновывая это предложение следующими аргументами: Во-первых, проанализировав списки детей, подготовительной группы, мы отметили, что 2-3 ребенка имеющие высокий и средний уровни, по результатам диагностики «Готовность в школу» проводимой детским садом, уходят в другие школы. Тем самым выявив проблему отсева детей с высоким и средним уровнями. Решение этой проблемы мы видим в информационно-просветительской работе с родителями. Во-вторых, провели сравнительный анализ мониторинга «Готовность к школе» и мониторингового обследования «Качество подготовки детей к обучению в школе», которое проводится в школе. Результаты следующие: процент детей с высоким и средним уровнем в детском саду был выше, а в школе этот процент снижался. Из этого следует вторая проблема, несоответствие учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в детском саду и начальной школе. Решением этих проблем, мы считаем выстраивание взаимоотношений по построению преемственной развивающей образовательной системы «детский сад - начальная школа». 6

7 Цели и задачи проекта Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи: Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования. Участники проекта Для реализации проекта необходим следующий педагогический ресурс: Педагоги начальной школы МБОУ «ООШ имени А.П. Чехова» Заместитель директора по УВР школы Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Учащиеся 1 класса школы, осуществляющий организационно методическое сопровождение проекта. Дети старшей и подготовительной групп Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «Юность» Родители Механизм реализации проекта Работа над проектом проводится поэтапно. Деятельность по реализации проекта осуществляется в трех основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. 1. Методическая работа с педагогами включает в себя: 7

8 Совместные педагогические советы по вопросам преемственности. Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей по подготовке детей к обучению в школе. Семинары-практикумы. Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей. Разработку и создание единой системы диагностических методик предшкольного образования. 2. Работа с детьми включает в себя: Знакомство детей со школой, учителями. Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий. 3. Работа с родителями включает в себя: Совместное проведение родительских собраний. Проведение дней открытых дверей. Посещение уроков и адаптационных занятий родителями. Открытые занятия педагогов дополнительного образования. Консультации логопеда и учителя. Организация экскурсий по школе. Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований. Этапы реализации (проект реализуется с августа 2012 по июнь 2013): На подготовительном этапе: август сентябрь 1. Сбор и анализ информации мониторинговых обследований детей подготовительной группы детского сада и учеников 1 класса. 2. Подготовка проекта. 3.Утверждение проекта на педагогическом совете школы. 4. Представление проекта на совместном методическом совещания с участниками сети. 5. Организационно методическое консультирование педагогов в рамках проектной деятельности. 6. Презентация проекта на родительском собрании в детском саду. 8

9 На основном этапе: сентябрь - декабрь, январь - май: 1. Работа временных творческих групп (далее ВТГ), по рабочему плану проекта. Название ВТГ Задачи ВТГ Состав ВТГ Инструментар ий Итоговый продукт 1 Аналитики Осуществление Зам.директора Тесты, Таблицы, и анализ по УВР анкеты. диаграммы. стартового, промежуточного школы Руководитель Подведение итогов и итогового ШМО аналитической мониторинга учителей работы и воспитанников, начальных определение учащихся и классов путей решения родителей. вопросов и детского сада проблем возникших в ходе работы. 2 Педагоги Выработать единую систему Занятия, тренинги, Методические рекомендации работы при семинары, по обучению подготовке мастер-классы грамоте, выпускника учителей математике и детского сада и переходу начальных классов письму. ребенка в 1 класс. 3 Логопеды Организация Логопед Консультация, Логопедическое логопедического детского сада диагностическ заключение на сопровождения Логопед ие тесты, каждого детей и школы упражнения. выпускника консультация родителей в подготовительно й группы. проектный период. 4 Досуг Организация совместный мероприятий с детьми, педагогами и родителями. Педагоги дополнительн ого образования Соревнования Конкурсы Экскурсии Походы Разработка совместных мероприятий, выпуск листовок и памяток по итогам мероприятий. 9

10 Заключительный этап июнь 2013г 1.Презентация творческих отчетов по работе ВТГ. 2. Проведение совместного педагогического совета на тему: «Преемственность между детским садом и школой: итоги и перспективы». 3. Организация и проведение совместного мероприятия (дети, педагоги и родители) «На встречу школе!» Рабочий план по реализации проекта общий план проекта состоит из планов работы ВТГ. План работы на учебный год временной творческой группы «Аналитики» Мероприятия Сроки Место 1 Проведение тестирования «Готовность к школе» 2 Проведение тестирования «Качество подготовки детей к обучению в школе» 3 Анкетирование родителей 4 Выступления на родительских собраниях 5 Посещение занятий в и уроков в школе 6 Оказание методической помощи воспитателям, педагогам Ноябрь 2012 Апрель2013 Сентябрь 2013 Ноябрь 2012 Апрель2013 Сентябрь 2013 Ноябрь 2012 Апрель2013 Сентябрь 2013 проведения Ответственные Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора 10

11 7 Консультирование родителей по УВР Зам. директора по УВР План работы на учебный год временной творческой группы «Педагоги» Мероприятия Сроки Место 1 Методическое совещание «Общие понимания и требования готовности ребенка к школе» 2 Методический семинар «Разнообразие программ в начальной школе» 3 Открытые уроки для воспитателей детских садов 4 Серия встреч, тренингов, мастерклассов «Образовательные технологии, используемые в и начальной школе» 5 Посещение учителями занятий в подготовительных группах детского сада 6 Круглый стол: «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков и занятий» Сентябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь2012 Январь Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 проведения Ответственные 7 Семинар-практикум: «Май

12 Преемственность детского сада и начальной школы в условиях обновления содержания образования» План работы на учебный год временной творческой группы «Логопеды» Мероприятия Сроки Место 1 Диагностическое тестирование детей 2 Взаимопосещение занятий 3 Консультирование родителей 4 Подготовка логопедического заключения на детей 5 Выступление на семинаре-практикуме: «Преемственность детского сада и начальной школы в условиях обновления содержания образования» Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Май 2013 Апрель-май 2013 Май 2013 проведения Ответственные Логопед Логопед Логопед школы Логопед Логопед школы Логопед Логопед школы 12

13 План работы на учебный год временной творческой группы «Досуг» Мероприятия Сроки Место 1 Приглашение будущих первоклассников на линейку «1 Сентября!» 2 Презентация творческих объединений в ДДТ «Юность» 3 Родительское собрание «В семье будущий первоклассник» 4 Экскурсия детей подготовительной группы в школу 5 Спортивные соревнования Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Октябрь 2012 Октябрь 2012 проведения МБОУ ДОД «Юность» МБОУ ДОД «Юность» Ответственные Педагогорганизатор Педагоги ДО Педагоги ДО 6 Творческие конкурсы МБОУ ДОД «Юность» Педагоги ДО 7 Конкурсы декоративноприкладного искусства МБОУ ДОД «Юность» Педагоги ДО 8 «День открытых дверей» в школе для родителей будущих первоклассников 9 Оформление уголка для родителей будущих первоклассников со сменным материалом 10 Консультации для родителей будущих первоклассников Апрель

14 11 Родительское собрание «Подготовка к школе в системе «детский садсемья-школа» Май 2013 Ожидаемые результаты Совершенствование системы работы по преемственности детского сада и школы. Создание единого воспитательного пространства, нормативного и методического поля для сетевого взаимодействия между детским садом, и МБУ ДОД «ДДТ «Юность». Формирование личности ребенка способной принять на себя новую социальную роль ученика. Оценка эффективности проекта Работа по преемственности эффективна при наличии определенных условий: 1. совместная деятельность участников проекта; 2. общее информационное пространство, наличие механизмов, создающих необходимые условия для сетевого взаимодействия; В основу деятельности временных творческих групп должны быть положены следующие ключевые параметры: при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок; идет процесс диалога между сетевыми учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом; опыт участников проекта оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы; 14

15 оценка качества образования проводится ВТГ «Аналитики»; оценка методического сопровождения определяется путём диалогового общения на заседания ВТГ «Педагоги»; оценка общественного мнения проводится через анкеты, разработанные участниками ВТГ «Досуг». Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска РИСКИ МЕРЫ 1 Отсутствие педагогов- психологов в данных учреждениях Ввести в штатное расписание педагогов-психологов 2 Завышенные требования родителей Консультирование и к готовности ребенка к школе информирование родителей о готовности ребенка к школе 3 Недостаточная обеспеченность Создать условия для учебно-воспитательного процесса обеспечения учебновоспитательного методическими материалами и процесса дидактическими пособиями. методическими материалами и дидактическими пособиями Дальнейшее развитие проекта 1. Данный проект можно использовать ежегодно с небольшими изменениями в механизм реализации проекта, т. к. дети и родители каждый год будут другие. 2. Практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть использован другими образовательными учреждениями района. 3. Информацию о результатах деятельности можно увидеть: на школьном сайте и на оформленном уголке в подготовительной группе детского сада. 15


«Утверждаю» «Утверждаю» МА директор МБОУ башкирский детский сад 308 лицей 136 имени М.Искужина Ф.Р.Мусабирова Ш.Х. Хабибрахманов 2012 года 2012 года Программа преемственности между дошкольным и начальным

МОУ «СЕРТОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ 2 ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Цель: обеспечение преемственности и

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи: Согласовать цели и задачи

Приложение 2 к Годовому плану МДОУ ЦРР д/с 48 Истринского муниципального района ПЛАН совместной работы по преемственности МДОУ ЦРР д/с 48 и МОУ СОШ 3 на 2016 2017 учебный год г.истра 2016г Цель: обеспечение

ПЛАН РАБОТЫ ГОРОДСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Руководитель: заместитель заведующего по ВМР МДОБУ ЦРР ДС 12 «Непоседы» Таценко Ангела

План взаимодействия по преемственности МБ ЦРР-д/с 75 и МБОУ СОШ 41 на 2014-2015 уч.год г. Белгород, 2014г. Цель: обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях введения

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга 192212 г. Санкт-Петербург, пр. Славы д.12 кор.з литера А тел/факс

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» городского округа Троиц Утверждаю Директор школы /Веригина Н.А./ План работы по преемственности ДОУ 8 и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» в свете ФГТ

Сегодня дошкольник, завтра успешный первоклассник! Разработали: Заведующий МБДОУ «Детский сад 163» г.чебоксары Ванеева Л.И. Директор МБОУ СОШ 50 Васильева И.В Директор МАОУ Лицей 4 Коновалова Н.В АКТУАЛЬНОСТЬ

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Великосельский детский сад 14» 2014 2016 учебный год Муниципальная инновационная площадка Тема: «Преемственность в работе детского сада и

План работы ШМО учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год Методическая тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного

Блоки Ответственные Основные мероприятия Директор МОУгимназии, заведующая МБДОУ Административный блок Методический блок Завучи по УВР, зам. зав по УВР 1. Совместные административные совещания, круглые

Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул.

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год Основная тема работы МО учителей начальных классов: повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок» Районная педагогическая конференция «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Преемственность выступает одной из главных задач дошкольной образовательной организации и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 5» План взаимодействия МБДОУ «Детский сад 5» и МБОУ «Средняя образовательная школа 6» План разработан: старшим воспитателем

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «Ступеньки: дошкольник-младший школьник» Цель: реализация преемственности и единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому

План работы МО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год Руководитель МО: Живцова Г.М. Основная тема работы МО учителей начальных классов: повышение эффективности и качества образования в начальной

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж

ПЛАН работы ШМО учителей начальных классов МКОУ Верх- Красноярской СОШ на 2015/2016 учебный год Руководитель ШМО Тема: Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 2 городского округа Электросталь Московской области» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы-интерната

Система преемственности дошкольного и начального школьного образования МБОУ СОШ 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 1 города Белогорск» (далее - ДОУ). 1.2. Положение регламентировано:

1. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации к проектным требованиям. Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации. Разработка Адаптированной основой образовательной

План работы школьного методического объединения учителей, реализующих ФГОС НОО на 2016-2017 учебный год ТЕМА: «М А Е Е Е М ЕТЕ Т Е А» Цель: совершенствование учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год Методическая тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО». Цель: Совершенствование

План работы МО учителей начальной школы 2016 2017 учебный год Тема работы методического объединения начальных классов: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Лискинского муниципального района Социальный проект «Диалог

ПЛАН работы ШМО учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО, на 2015-2016 учебный год ТЕМА: «Формирование творческой индивидуальности личности младшего школьника через использование развивающих технологий.

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 1874 «Согласовано»

1 1.4. Анализ исполнения документов работниками ОУ: положение о рабочей программе; положение о портфолио обучающегося; положение о портфолио учителя; положение о безотметочном обучении, формах и порядке

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год. Методическая тема ШМО учителей начальной школы: «Повышение эффективности и качества образования в начальной

Утверждаю: директор МБОУ СОШ 3 И.С.Жиданова План работы школы будущего первоклассника на 2013-2014 учебный год Цель работы: способствовать развитию у детей будущих первоклассников предпосылок успешного

Преемственность дошкольного образования и осуществляется по следующим направлениям: Целевая согласование целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их развития; Содержательная преемственность

План работы методического объединения учителей начальных классов МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 2» на 2017-2018 учебный год Методическая

ПРОЕКТ «Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями в дошкольном образовательном учреждении» Составитель: Доброходова Н.С. заведующий МАДОУ детский сад комбинированного

СОГЛАСОВАНО Совет руководителей Павловского школьного протокол 1 от 13.10.2016г. УТВЕРЖДАЮ директор базовой приказ 25-О от 13.10.2016г. План работы Павловского школьного на 2016-2017 учебный год Цели -

Годовое планирование заседаний психолого-педагогического консилиума на 2015-2016 учебный год п/п Мероприятия Сроки Ответственные Диагностическое направление В течение года 1. Наблюдение и обследование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 67 имени Героя Российской Федерации В.Н. Шатова УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 67 Э.Ю. Мешкова ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 12» Утвержден на педагогическом совете 1 от 28.07.2014 г. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ на 2014/2015 учебный год п. Скреблово Основные задачи на 2014-2015

План работы МО начальных классов на 2012-2013 учебный год Тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

ФГОС. КОМПЛЕКСНО ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МОУ СОШ 19 И МДОУ 35 «ЗВЕЗДОЧКА» НА 2016 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД. Цель: 1. Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального

Перспективный план работы ШМО начальных классов и подготовительных групп детского сада на 2015-2016 учебный год. Руководитель ШМО: Семёнова Т. А. Цели и задачи работы ШМО Цели: Реализация современных технологий

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ 86 А.Р.Хазиева 2015 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ 31 Р.Г.Галиахметов 2015г. План работы по преемственности «Детский сад начальная школа» 2015-2016 учебный год Цель: реализовать

Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа 1242 «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа 1242 Палехова И.В. «01» сентября 2017 года Рассмотрено

План работы Службы здоровья государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 619 2014-2015 учебный год Санкт-Петербург 2014 I Организация и проведение диагностики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6» xy»yy,ui, у РАССМОТРЕН: на заседании педагогического совета Протокол от 25 августа 2017г 1 УТВЕРЖДЕН: приказом МБДОУ.«Детский

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи 41» Р.Р. Замолдинова г ПЛАН методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО МБДОУ «Детский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Надыма» Утверждаю Директор МОУ СОШ 2 г. Надыма Г.В. Валова Комплекс мер по повышению качества образования учащихся МОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Браженская средняя общеобразовательная школа» Ежемесячная циклограмма деятельности учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год Составила учитель-логопед:

«Утверждаю» 6 Birptm Д.В. 2017г. ЯЬ Утверждаю» \3аведу ю щи й М детского сада 44 _ 061 азвивающего вида лькова Н.Н. уж 2017г. Перспективный план совместной работы но осуществлению преемственности между

План работы педагога-психолога МОУ «Лицей 22» на 2016-2017 учебный год Приложение 9 к приказу от 201 г. Виды работы: 1) психопрофилактика, просветительская работа; 2) психологическое консультирование;

Сентябрь кадрами 1. Определение тематики самообразования 2. Консультация «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС» задачи, содержание. 3. Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 5 4 П Л А Н работы по вопросам преемственности МБОУ Одинцовской гимназии 13 и МБДОУ центра развития ребенка

Анализ выполнения плана мероприятий по подготовке учащихся 4,7,8 классов к региональным экзаменам в 2014-2015 учебном году. На основании приказа Отдела образования администрации МО Красногвардейский район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад 114» г. Сыктывкара ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол 3 «18» февраля 2015г. «^ з о

Тема работы методического объединения начальных классов: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности

План ШМО МБОУ «Центр образования 3» на 2016 2017 учебный год Направления Темы Ответственный Цель I четверть 1 Заседания МО 1. «Организация образовательного процесса в школе» (август) Директор, зам. директора

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15 н.п. Нивский» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ 15 н. п. Нивский» 2014 г. ПРОГРАММА ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год Основная тема работы МО учителей начальных классов: Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества

Утверждаю Директор школы М.А. Низамутдинов План работы методического объединения учителей классов на 2016-2017 учебный год Основная тема работы МО: повышение эффективности и качества образования в начальной

План работы подготовительной группы по осуществлению преемственности со школой Срок выполнения - сентябрь 1. Посещение торжественной линейки в школе 2.Проведение праздника Дня Знаний для детей старшей

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида NQ48 г. Томска Рассмотрено на педагогическом совете

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА ПРАВА И ЭКОНОМИКИ» План работы методического объединения учителей на 2015-2016 учебный год: Методическая тема: «Реализация образовательного

Утверждаю: ГБОУ СОШ с.березняки А. Н. Савченко Приказ от Перспективный план поэтапного введения и реализации ФГОС НОО в деятельности ГБОУ СОШ с.березняки на 2011-2015 гг. Цель: управление процессом реализации

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 12" Руководитель МО: АвраменкоА.В., учитель высшей квалификационной

План работы МО учителей начальной школы на 2016 2017 учебный год Методическая тема школы: Тема работы методического объединения начальных классов: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ 279 г.гаджиево Мурманской области на 2016-2017 учебный год Руководитель: Михайлова И.А. ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Татьяна Егорова
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год . Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким , учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

При поступлении в школу , важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником , когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью . Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы . Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том , что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу , ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы .

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации : долгосрочный

По целевой установке : образовательный

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы ;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы ;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования .

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-выработать единую стратегию в работе с родителями ;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

Создание развивающей среды в группах :

- «Уголок школьника » ;

Уголок «Читаем сами» ;

Уголки для игр «в школу » ;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка : обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни , школьниках , их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей» . Экскурсии в школу важный компонент мотивационной готовности к школе . Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами , с работниками школы . Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма.

Встречи с выпускниками и учителями :

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём » ;

Проведение выпускного утренника в детском саду ;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта :

Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ ЦРР – Детский сад №7 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 2»

№ Мероприятие Участники Сроки проведения

1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы , старший воспитатель детского сада

сентябрь

2. Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка » завуч начальных классов , старший воспитатель

сентябрь-октябрь

Проведение праздника «День Знаний» дети старшей и подготовительной к школе групп , педагоги детского сада

4. Оформление уголков в группе для игры «Школа » дети и родители сентябрь

5. Подборка книг о школе . Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников октябрь

6. Организация в методическом кабинете выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе »

педагоги, родители воспитанников

7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь

8. Педагогический совет «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ

9. Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы ноябрь

10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы , воспитатели

11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь

12. Концерт для

дошкольников учащиеся школы ноябрь

(в дни школьных каникул )

13. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу » администрация, учитель начальной школы , родители воспитанников

14. Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности, «Зачем учиться в школе дети и воспитатели подготовительной к школе группы

в течение года

15. Познавательный досуг с элементами кукольного театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) дети подготовительной к школе группы

16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети , воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь

17. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе » дети подготовительной группы декабрь

18. Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе » старший воспитатель, воспитатели

19. «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда) школьники -выпускники ДОУ и воспитанники детского сада

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы» дети подготовительной группы, первоклассники и родители

21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

22. Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду ».

педагоги ДОУ и школы

23. Консультация : «Скоро в школу » родители подготовительной группы

24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители

25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети , родители, педагоги детского сада апрель

26. День открытых дверей в школе . Выступление детей на родительском собрании в школе «Скоро в школу мы пойдем » педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Собеседование с завучем начальных классов . Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы

28. Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники » ; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики ; иллюстрации «Все о школе »

дети, родители, педагоги детского сада

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства » дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы )

Литература :

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности » , Р. Стеркина, «Обруч» , №1, 1997г.

4. «Преемственность : так в чем проблема?» , Е. Сербина, «Обруч» , №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»,- О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ , школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Подробности

Аннотация: в статье обосновывается актуальность развития у обучающихся проектной компетентности (проектных умений), особо указывается на необходимость проявления школьниками достаточной степени самостоятельности в работе над проектами; автор подчеркивает необходимость формирования готовности учащихся к самостоятельной проектной деятельности путем создания в образовательном учреждении системы проектного обучения, построенной на принципах преемственности;

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, технология учебного проектирования, система проектного обучения, проектная компетентность, компетенция решения проблем, преемственность, учитель проектного обучения.

Проектируй свое будущее. Проектируй свою образовательную траекторию. Вы ведь видели такие слоганы? Проектная компетентность или компетенция решения проблем является очень востребованной в современном мире. При столкновении с проблемой человек должен уметь находить пути ее разрешения. Но для того, чтобы эта компетенция сформировалась, у учащихся должны быть сформированы проектные умения, и должен быть опыт проектной деятельности. Проектные умения учащихся должны развиваться от одного выполненного проекта к другому.

Небольшой экскурс в историю. Метод проектов появился в отечественной и зарубежной практике в начале 20 века. Он возник тогда, когда появилась потребность сделать образование более практико-ориентированным, повысить познавательные интересы учащихся. Еще Н.К. Крупская в своей статье «Метод проектов» называла его «методом увязки теории с практикой, системой учебно-воспитательной работы, развивающей инициативу школьников, приучающая к плановой работе, дающей умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, наблюдать, проверять себя в ходе работы..». Приведем интересный факт. Д. Дьюи, основоположник метода проектов, считал, что новые методы обучения будут готовить учащихся к жизни в обществе свободного предпринимательства, а Н.К. Крупская – к жизни в социалистическом обществе. Как образовательная технология метод проектов после длительного периода забвения вернулся в образовательную практику нашей страны в конце 80 годов вместе с международными телекоммуникационными проектами. Я начала участвовать в таких проектах в 1993 году. Для нас и учащихся тогда главным в проектах этого периода было освоение новых компьютерных и коммуникационных технологий. Язык международного общения – английский. Мотивация к изучению иностранного языка тоже была высокая. Быстро осваивали язык те, кто владел им слабо. Я поддерживаю связь с моими бывшими учениками, участниками международных проектов. Многие из них стали специалистами в области IT-технологий и английский язык они активно используют.

Особенностью таких проектов была групповая работа в разновозрастных коллективах. Она показала свою продуктивность. При наличии мотивации младшие быстро учились у старших. Проекты были в основном социальными, экологическими, межпредметными. Но уже к середине 90-х появилось большое количество телекоммуникационных международных предметных проектов – математика, биология, физика, география. На первых план выдвигалось получение предметных приращений, повышение мотивации к изучению предмета. И хотя дети работали в группах, планировали свою работу, это было как бы второстепенным.

И вот это второстепенное понемногу выдвинулось на первый план. Проектная деятельность учащихся обеспечивает формирование проектных умений учащихся, умений группового взаимодействия, презентативных и рефлексивных умений. Проектная и исследовательская деятельность учащихся является эффективным средством формирования универсальных учебных действий учащихся. Но это при одном большом условии. Учащиеся должны самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

Хочу поговорить о наболевшем. Я несколько раз была в жюри конкурсов ученических проектов разного уровня: от окружных до всероссийских. И проблема одна. Недостаточная самостоятельность ученических проектов. Особенно ярко это прослеживается на конкурсах проектов в начальной школе. Я понимаю, что учителя часто поставлены в ситуацию, когда им очень важны призеры конкурсов. Это дополнительные баллы, реальная прибавка к зарплате. А организаторы конкурсов часто и не задумываются о том, что главным требованием к ученическому проекту должна быть степень самостоятельности работы. И критерии оценки проектных работ часто не учитывают возраст учащихся. Маленький участник конкурса даже выговорить не может того, что написано в его работе. В приложении к работе содержатся графики и диаграммы, между тем ученик даже не знает, что такое проценты. На вопрос, в какой компьютерной программе выполнялась та или иная работа, в лучшем случае получаешь ответ: «А это мой папа делал». На одном из таких конкурсов я задала прямой вопрос учителю, который руководил проектом: «Почему в работе ученика так много того, что делал учитель или родители. И получила вот такой ответ: «А администрация нашего образовательного учреждения приветствует, когда, проект учащиеся выполняют вместе с родителями». Так ведь «вместе» не значит «вместо». В некоторых школах учителя уже на родительском собрании в начале учебного года выбирают с родителями темы проектных работ учащихся и обсуждают работу. Учащиеся только готовят представление работы, то есть разучивают написанный для них текст, который они будут произносить под подготовленную взрослыми презентацию. Чему мы учим детей? Лукавить и приспосабливаться. Ради справедливости хочу заметить. Несколько лет назад на конкурсе «Шаг в будущее» выступал с докладом второклассник. Он предложил способ создания аэростата из пластиковых мешков для мусора. Очень интересная работа получилась. Родители говорили, что он им с 4 лет покоя не давал вопросами о строении Вселенной, читал, рисовал схемы. Но это, к сожалению, исключение.

Учителя, руководители проектных работ учащихся, часто сами недостаточно компетентны. Многие не понимают, чем проектная работа отличается от исследования, не различают проект и обычную реферативную работу.

Вторая проблема заключается в том, что в конкурсах участвуют не все учащиеся, в то время как сформированные проектные умения нужны всем.

Младшие школьники еще не готовы к самостоятельному проектированию. Задачи начальной школы – формировать готовность учащихся к самостоятельной проектной деятельности. Необходимо учить детей сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно формулировать проблему и цель для проектирования, формулировать ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. Если проект групповой, учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, распределять работу, договариваться. И только обладая сформированными проектными умениями хотя бы минимального уровня сложности, учащиеся смогут самостоятельно принимать участие в различных проектах. В школе необходимо создать такие условия, чтобы от одного выполненного проекта к другому проектные умения развивались. Портфолио или, как это звучит в образовательных стандартах, портфель учащегося должен содержать не только и не столько грамоты и дипломы, а темы проектов, с их целями и задачами, проектными умениями, которые развивались у ученика и перечнем той самостоятельной работы, которую он выполнил.

Но обычному учителю трудно решить все эти задачи. Он сам должен овладеть технологией учебного проектирования. Получается, что, во-первых, дошкольников и детей младших классов необходимо готовить к самостоятельной проектной деятельности. Во-вторых, учителю для использования технологии учебного проектирования необходима подготовка.

Только системная работа в образовательном учреждении поможет решить эту задачу. А для этого нужна система проектного обучения в образовательном учреждении, построенная на принципах преемственности. Вот о принципах создания такой системы остановимся дальше. Пахомова Н.Ю. определяет проектное обучение следующим образом: «Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию» . Основными составляющими этой системы будут: пропедевтика в дошкольном учреждении, формирование и развитие проектных умений (готовность к самостоятельной проектной деятельности в начальной школе), дальнейшее формирование и развитие проектных умений в основной и средней школе. Важной составляющей также является предоставление каждому учащемуся возможности приобрести опыт проектной деятельности. Рассмотрим основные задачи проектного обучения на различных ступенях образования: в дошкольном учреждении, начальной и основной школе.

Цель проектного обучения в дошкольном учреждении (ДОУ) – пропедевтика проектных умений. Непосредственная образовательная деятельность в детском саду должна формировать представления у детей о понятиях проектной деятельности (план, проблема, цель, результат и т.д.) и представление о проектных умениях.

В начальной школе нужно готовить детей к самостоятельному проектированию. «Именно в начальной школе важно сформировать фундамент готовности к проектной деятельности, означающий, прежде всего, сформированность проектных умений» . Для решения этой задачи отлично зарекомендовал себя курс «Проектная деятельность» для 2-4 классов (авторы Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В.). «К осваиваемому содержанию здесь относятся: проектные умения, цепочка проектных действий, технология проектирования, презентативные умения, метапредметные умения, универсальные учебные действия (УУД), понятия проектирования и презентации в целостном учебном проекте минимального уровня сложности» . В курсе дети учатся сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно формулировать проблему, цель проектирования и ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. В групповом проекте учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять работу.

В основной и средней школе развитие проектных умений продолжается на предметных проектных уроках и во внеурочной проектной деятельности. Необходимо системно формировать и развивать проектные умения учащихся, обеспечивая опыт проектной деятельности. Цепочка выполненных учащимся проектов должна строиться по принципу от простого к сложному. Так мы осуществим подготовку учащегося к самостоятельному выполнению индивидуального проекта в средней школе, что является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Но учитель может быть не готов к решению всех этих задач. Он сам должен овладеть технологией учебного проектирования. В этом ему может помочь активно работающее в ряде школ методическое объединение проектного обучения, включающее воспитателей, учителей начальной и основной школы. Основной целью объединения является выстраивание системы проектного обучения в образовательном учреждении как сквозной непрерывной подготовки учащегося к использованию проектной деятельности в различных образовательных ситуациях, а также использованию проектирования для решения различных проблем: личных, профессиональных и социальных, а также для самообучения в течение всей жизни. Методическое объединение поможет начинающим учителям проектного обучения, даст возможность транслировать свой опыт тем, кто владеет теорией и практикой учебного проектирования и решит много других насущных проблем.

В заключении хочу отметить, что существует Атлас новых профессий , над созданием которого работали лучшие эксперты страны. Профессии, начинающиеся со слов «проектировщик» и «проектант», встречаются там очень часто в самых разных отраслях: медицине, строительстве, авиации, энергетике, транспорте и т.д. В образовательной области указывается такая профессия, как учитель проектного обучения. Нам всем нужно стремиться к тому, чтобы и работники образования, и ученики соответствовали новым вызовам времени.

Список литературы:

  1. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение. Публикации разных лет. Дайджест. (Текст] / Н. Ю. Пахомова / Ред.-составитель Касатова С.В. / Под ред. Н. Ю. Пахомовой – г. Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», – 2015. – 144 с.
  2. Коммунистическое Просвещение» № 9, 1923 статья Крупской «Методпроектов»), http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KRUPSKAYA _Nadejda_Konstantinovna/_Krupskaya_N.K..html (дата обращения: 03.03.2016).
  3. Пахомова, Н. Ю. Оценивание успешности учащихся в проектной деятельности. Методическое пособие и электронный дневник наблюдений на СD-диске. (Текст] + (Электронный ресурс] /Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, Е.В. Кузьмина / Под ред. Н.Ю. Пахомовой – г. Дзержинский, ДМУП «Информационный центр», 2014. – 40 с.
  4. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / 3-е изд., исп. и доп. (Текст] + (Электронный ресурс] / Н. Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, С.В. Касатова – г. Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2012. - 52 с.
  5. http://atlas100.ru/ (дата обращения: 03.03.2016).
//

Проект «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС»

Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Целью проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи проекта направлены на:

1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).

2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.

4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.

6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Основные формы работы со школой в ДОУ:

Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;

Проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т. д.);

Проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.

Работа с детьми:

Экскурсии в школу

Посещение школьной библиотеки, школьного музея

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Совместные праздники и соревнования.

Ожидаемый результат:

Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т. к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада.Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы в соответствии с ФГОС»

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемст...



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...