Раскройте сущность процесса обучения. Сущность, функции и структура процесса обучения

1. Объект политологии. Политика и ее взаимосвязь с другими социальными явлениями (экономикой, моралью, правом, государством).

4. Соотношение политологии с другими социальными науками. Место политической науки в структуре политологического знания.

5. Функции политологии как науки.

7. Структурная организация политической власти.

8. Ресурсы и виды политической власти.

9. Легальность и легитимность политической власти. Типы легитимности власти.

10. Понятие, структура и функции политической системы общества.

11. Понятие и типы политических режимов.

12. Понятие «политическая культура». Структура и функции политической культуры.

13. Типы политической культуры.

14. Генезис и признаки государства.

15. Функции государства.

16. Теории социального и правового государства.

17. Формы правления государства.

18. Формы государственного устройства.

19. Политические партии и непартийные общественно-политические объединения: понятие и функции.

20. Типы партий и основные способы их классификации.

21. Природа и сущность лидерства. Объективные и субъективные факторы его существования.

22. Функции и типология политических лидеров.

23. Понятие, признаки и функции политической элиты. Основные типы систем ее рекрутирования.

24. Личность как субъект и объект политики. Политическая социализация личности, ее этапы и типы.

25. Права человека, их истоки, сущность и современное пони­мание.

26. Выборы как политический процесс и форма участия личности в политике.

27. Мировая политика и международные отношения как объект изучения.

28. Структура и система международных отношений.

29. Основные тенденции развития мирового политического процесса и международных отношений.

30. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

1. Объект политологии. Политика и ее взаимосвязь с другими социальными явлениями (экономикой, моралью, правом, государством).

Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна.

Это причинно-следственные связи , которые раскрывают обусловленность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и др.) факторами, и функциональные связи , которые отражают взаимозависимость политики от других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов .

Итак, политика и...

- экономика

Поскольку в политике отражаются коренные интересы государств и социальных групп, она нередко считается концентрированным выражением экономики. Политика оказывает сильное прогрессивное или регрессивное влияние на экономическую сферу жизни общества, производства, обмен, распределение и потребление;

- право

Самым тесным образом политика связана с правом: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиции . Политика, в свою очередь, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой - даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами;

- идеология

Политика неразрывно и диалектично связана с идеологией . Это родственные, но не совпадающие социальные явления. Отождествление политики и идеологии ведет к избыточной идеологизации как духовной стороны политики, так и в особенности политических отношений и государственных структур. В то же время неоправданным является отрицание идеологического основания политики;

- культура

Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности человека как культура. Интеллект, духовность, характер ценностей во многом определяют уровень развития данного общества, а следовательно и характер политики;

- религия

Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование Бога (сверхъестественного), религия имеет противоречивое отношение с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в их полном слиянии (царь - наместник Бога на земле), с другой стороны, в дистанцировании (отделение церкви от государства);

- мораль

Взаимоотношения политики и морали представляют особый интерес. Являясь сферой социального выбора индивидов, групп, организаций, политика органично связана с моралью . Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

2. Предмет политологии. Теоретическая и прикладная политология.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:

    сама политическая власть, ее сущность и структура;

    механизм распределения и осуществления власти;

    легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.

Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

3. Методы изучения политических явлений. Категории науки о политике.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов (греч. methodos - путь исследования). Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание

предмета исследования. В табл. 4.1 указаны наиболее распространенные методы политической науки. В ней не показаны используемые методы, однако они описаны далее.

Таблица 4.1. Основные методы политической науки

Метод политологии

На чем акцентирует внимание

Как изучает политику

1. Институциональный

На взаимодействиях политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д.

Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений

2. Исторический

На политических явлениях и процессах во времени и пространстве

Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего

3. Социологический

На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, идеологии, культуры и т.д.

Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами

4. Бихевиористский

На личностном измерении политики, поведении отдельного человека

Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации

5. Психологический

На субъективных механизмах политического поведения: побуждениях, желаниях, страстях и т.д.

Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение

6. Системный

На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой

Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способов распределения ресурсов институтами власти

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические влияния рассматриваются с точки зрения

вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому уже в 1950-1960-е гг. возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) полагал, что политическое поведение индивида, как, впрочем, и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них 3. Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы У различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Как и любая другая наука, политология имеет свой категориальный аппарат. Категории - это наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений действительности. Категории политологии можно условно разделить надве группы:

Категории собственно политологические, в основании которых лежат методологические основы политологии, методы ее исследования, определенные концепции (например, "политика", "политическая система", "политическая организация", "политические процессы", "политические явления", "политические режимы", "политический интерес", "политическое действие", «политический лидер», «политическая элита», "политическое сознание", "политическая культура " и т. д.).

Наличие системы категорий - показатель уровня развития науки. Наука о политике не стоит на месте, она развивается, появляются новые категории. В совокупности категориальный аппарат выражает специфику политологии как науки и способствует получению нового знания о происходящих в обществе политических процессах.

5. Функции политологии как науки. Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (лат.functio - исполнение, осуществление). Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, Достижению гражданского мира и согласия.

Смысл теоретико-познавательной функции политологии - в выявлении природы властных отношений, государства, накоплении знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективных форм развития общества. Обобщая мировой и национальный опыт создания политических институтов, политическая наука помогает найти оптимальный политический курс, сформулировать научно обоснованные цели и средства их достижения. Для этого предварительно проводится диагностирование реального состояния общества, выявление существующих групп интересов и согласование их с тенденциями социального прогресса. Тем самым политология выполняет практическую функцию.

Кроме того, политология осуществляет прогностическую функцию. Знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определять эффективность предполагаемых политических решений. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и неэффективных действий.

Наконец, политическая наука выполняет важную культурную функцию. Гражданин должен знать, как формируется власть, каковы принципы взаимоотношений государства и общества; ему необходимо точно представлять свои права и возможности в изменении несправедливого политического порядка или влияния на власть. Передавая индивиду политические знания, политология позволяет понять логику социальных изменений, выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политической жизни. Тем самым политическая наука вооружает его политическим опытом, политической культурой, формирует как сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса.

6. Понятие, сущность и природа власти. Основные подходы к определению политической власти.

Еще в XVIII в. французский мыслитель Г. дe Мабли (1709-1785) так определил социальное назначение власти: «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.

По своей природе власть - явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т.д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Рис. 5.1. Структура власти

Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между

людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия: Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочения социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Таким образом, политическая власть внутренне присуща всякому обществу, поскольку а) заставляет уважать существующий политический порядок и основывающие его правила; б) защищает общество от его собственных несовершенств и слабостей; в) ограничивает внутри него результаты соперничества между группами и индивидами, предохраняя общество от энтропии и хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию и равновесие.

Политическая власть - это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам - от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Формой осуществления власти является авторитет - способность субъекта власти оказывать влияние на объект , других людей в нужном направлении без принуждения, угрозы санкций. Авторитет предполагает неформальность влияния и добровольность подчинения. Он основан на уважении к носителю авторитета, согласии выполнять его указания, признании руководимыми права субъекта авторитета на управление вследствие обладания им какими-либо выдающимися качествами: умом, знаниями, опытом, святостью, нравственными добродетелями и т.д.

5.2. Концепции власти в политической науке

Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти.

Сторонники первого подхода (поведенческого) характеризуют ее как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности (могущества) ее рассматривают как божественный дар и наделяют такими

ценностными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека - ее носителя.

С позиций второго подхода (социологического) власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) иобъектом властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).

Расширяя границы социального субъекта (в том числе и субъекта политики) до группы, организации, общества, американский социолог Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черты власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизовать ресурсы общества для достижения общих целей.

В рамках двух обозначенных подходов стали формироваться различные концепции (лат. conceptio - понимание, система) власти. Каждая из концепций представляла собой определенный способ понимания и трактовки власти с акцентом на тех или иных ее свойствах.

Рассмотрим концепции, представляющие поведенческий подход.

Теологическая концепция власти

Одно из наиболее ранних определений власти исходило из теологического объяснения ее природы и строилось с помощью теории божественного права. Согласно данной концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли. Потребность во власти выводилась из тезиса о «естественной греховности» человека. По утверждению Аврелия Августина, «граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан небесного града рождает благодать, освобождающая природу от греха». По своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Рис. 5.2. Определения и концепции власти

Каковы основные концепции власти. В чем суть теологической концепции власти? Дайте определение понятию «ВЛАСТЬ»

Власть в политологии определяется как исключительная функция политической системы управлять в пределах своей специфической области. Осуществление власти понимается как односторонняя функция командования с опорой на моральную, идеологическую, персонализированную, вооруженную или иную материальную силу. Устойчивость власти и властных структур определяется, в первую очередь, идеологическими и моральными факторами, и в этом случае власть приобретает легитимный характер. В случае применения насилия вся система власти, в конечном счете, оказывается неустойчивой, но специфической функцией политической системы на уровне государства являются различные формы принуждения.

В политологии наиболее широко представлены следующие концепции и подходы к рассмотрению власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подход (Ваккаро В., Дюверже М., Зуб А., Шальмайер Ф. и др.) рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека как биологического существа.

Антропологический подход (Вебер М., Саутхолл А. и др.) имеет некоторые общие черты с биологическим подходом. Если сторонники биологического подхода распространяют понятие власти на все живые образования, то в антропологическом подходе распространение власти происходит на все социальные образования. Все действия, опирающиеся на власть и авторитет, признаются политическими, и на этом основании говорится о существовании политической власти во всяком обществе. При этом подходе носителями политической власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д.

Психологический подход (Вятр Е., Егорова Е.В., Крамник В.В., Юрьев А.И. и др.) исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Субъективное восприятие основывается либо на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека, которая у одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения и непокорности всяким атрибутам внешнего воздействия.

Социологический подход (Бурдье П., Вятр Е., Шестопал Е.Б. и др.) состоит в сведении власти к политическому влиянию одной социальной группы на другую. В его рамках выделяются следующие направления исследований:

  • - бихевиористское - власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;
  • - телеологическое - власть толкуется как достижение определенных целей, получение намеченных результатов;
  • - инструменталистское - власть трактуется как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;
  • - структуралистическое - характеризует власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;
  • - функционалистское - рассматривает власть под углом зрения осуществляемых ею функций;
  • - конфликтологическое - определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.

Философский подход (Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. и др.) во многом включает и объединяет в себе вышеуказанные подходы. С его позиций власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т.д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.

Эта теория берет свое начало еще в мифологическом миросозерцании, в рамках которого все сущее рассматривается с точки зрения хаоса и космоса, сакрального и профанного, внутреннего и внешнего. Это мышление целостности, дискурс всеединства, в рамках которого нет противостояния социального мира природе, космосу и т.п. Другими словами, Политическое есть часть космического/божественного устройства. Вообще, в рамках этого мышления Политическое - это отражение космического, абсолютного. Движение и стабильность, борьба и гармония космоса есть образ существования и Политического, ибо мифологическое мышление только и могло сформировать такую «оптику», через которую космическое, а за ним и социально-политическое подчинялось бы одним закономерностям, что, по сути, и формирует логику всматривания в «небесное» и подчиненное ему Политическое.

Власть здесь - орудие борьбы с хаосом, действенное средство «перевоплощения» его в порядок («замиренную среду» - М.М. Ковалевский). И чтобы сохранить последний, все должны четко следовать определенным правилам, нарушение которых чревато утратой упорядоченности и в целом самого существования социального (ибо в хаосе ничего не может существовать - вспомним хотя бы воззрения древних греков). В этом плане власть есть сила, которая удерживает социальное бытие от проникновения в него хаоса, от скатывания порядка в «ничто» . Это без преувеличения первая модель государственной власти и ее роли в социальной жизни, вошедшая затем «в плоть и кровь» ряда монархических теорий власти. Главные носители - источники земной власти. В зависимости от времени и воззрений это, соответственно, боги, духи, далекие предки, т.е. в жизни общности реально властвуют те, чей статус «ближе» к сакральному миру (к источнику власти) и просто несоизмерим с положением подвластных.

Теологическая концепция государственной власти обретает свою легитимацию, впрочем, как и легализацию (через Святое писание, иные священные тексты) от некоего сверхъестественного начала. Верховный властитель связан с высшей силой, является проводником, посредником между двумя мирами - сакральным и профанным, - утверждал А. Августин. Так, у него, например, соотносятся «мир земного государства» и «мир небесного государства», порождая в конечном итоге «мир всего - спокойствие порядка». Теологические учения о государственной власти, таким образом, это теории универсального порядка, другими словами, вся Вселенная - это своего рода «космическое государство», которое зиждется и отстраняется от хаоса единым божественно установленным порядком, в гармоничном сочетании различных его частей.

Однако именно подобные идеи А. Августина, как ни странно, заложили совершенно иную аналитику государственной власти, что привело к последующей постепенной эволюции и рационализации теорий государственной власти, к появлению жесткой бинарной оппозиции в мышлении, развитой затем другими западными аналитиками. В первую очередь, это связано со стремлением к прогрессивному усовершенствованию земного государства в соответствии с определенным идеалом, сначала с идеалом небесного, а затем с идеалом праведно и эффективно управляемого государства и т.п. Все это увлекает разум к сотворению земной гармонии и будущего государства благоденствия, к постепенному отказу от «гармоничного» мышления, к отходу от покоя, гармонии в сторону активного действия, преобразования.

Позднее видный представитель теологической мысли Фома Аквинский модифицирует божественную теорию государственной власти (делает ее более социальной, требующей рациональной организации), утверждая, что от Бога происходит сам принцип власти, некоторая властная сущность или иначе «божественная конституция», делом же государственной власти является ее воплощение и развертывание в земных законах. Тем самым происходит воплощение божественной сущности в конкретное устройство государства (его обожествление), обеспечивая «праведную жизнь» в нем. Фома Аквинский раскрывает суть государственной власти, назначение царя, утверждая, что «в управлении собственным королевством король должен подражать правлению природой Богам. Король должен основывать города точно так же, как Бог сотворил мир, должен вести человека к его высшему предназначению точно так же, как Бог ведет природных тварей... человек нуждается в ком-то, кто был бы способен открыть ему путь к блаженству на небесах, блюдя здесь, в земной юдоли, то, что есть ЬопезШш (добродетель - лат.). Царская доля - вести человека к ЬопезШш, как к его естественному и божественному предназначению» .

Такое образное, по сути, мышление, строившееся на аналогиях, приводит к тому, что государственная власть, как справедливо отмечал Н.Н. Алексеев, как в лице своего властителя, так и как некоторое целое, возводится до пределов религиозного культа, что вдохновляет людей к строительству государства, к жизни для и ради государства. «Наместник Бога, земной царь: он хранитель земной жизни подданных - существо, в руках которого лежит их жизнь и смерть. Таковым же должно быть и государство: именно союзом, который призван хранить земную жизнь, в идеале, следовательно, союзом вечной и блаженной жизни на земле».

. Обучение как процессуальное явление охватывает преподавания учителя и учения учащихся. Деятельность учителя имеет управленческий характер и предусматривает цилепокла-дания, планирование"организацию, стимулирование, контроль, р регулирования деятельности и анализ ии результатов. Она является динамической системой, функционирующей на основе равновесия ее компонентов, противоречивых внутренних тенденций, диалектической диады"свобода - необхиднис во"Внутренняя (психическая) деятельность ученика эффективна тогда, когда обучение предшествует развитию, учитывает"зону ближайшего развития"личностио розвитку" особистості.

21 Сущность, функции и структура процесса обучения

Обучение как процессуальное явление имеет все свойства диалектического развития, свои механизмы, движущие силы и функции. Однако следует различать понятия"учебный процесс"и"процесс обучения"

. Учебный процесс - ход обучения, охватывающая все компоненты: преподавателя, ученика, методы, приемы, формы и средства, материально-техническое обеспечение и др.

В различных типах образовательных учреждений учебный процесс имеет свои особенности

. Процесс обучения - специально организованная и смоделирована познавательная деятельность, охватывающая преподавания учителя и учения учащихся

Целостность процесса обучения обеспечивается постановкой и достижением общих целей преподавания и учения, т.е. имеет двусторонний характер и невозможен без единства деятельностей учителя и ученика. Многие дос слидникив считают, что основной единицей процесса обучения является отношение между деятельностями преподавания и учения. Однако это отношение"учитель - ученик"нельзя сводить к"передатчик - приемник"Непременным условием обучения является активность обоих участников процесса, их взаимодействие. Учитель создает необходимые условия: организует действия ученика, направляет их, сообщает новую информацию, демонстрирует приемы и способы действий контролирует, оценивает, использует определенные средства. При этом формирование знаний, умений и навыков, понятий и мыслительных операций возможно только в результате собственной активности. УЧНк власної активності учня.

Согласно представлениям современной психологии (С. Рубинштейн,. О. Леонтьев,. Г. Костюк и др.) развитие психики происходит в деятельности. Поскольку целью учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - у ученика (развитие его способностей, овладения знаниями, способами деятельности и т.д.), то основным в обучении является не изложение материала, а организация познавательной деятельности для его усвоенияоєння.

Поэтому обучение можно определить также как управление познавательной и практической деятельностью учащихся, вследствие которой у них формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются способности (М. Сметанский)

Согласно общей цели образования, обучение должно обеспечивать выполнение образовательной, воспитательной и развивающей функций. Это условное разделение, ибо процесс обучения не ограничивается формированием знаний, умений и навы ичок, а предполагает также воспитание, формирование мировоззрения, развитие личности, повышение культурного уровня и т.д.. Выделение функций необходимо для обеспечения эффективности практической деятельности вч ителя, особенно при планировании задач урокку.

. Образовательная (обучающая) функция предполагает усвоение научных знаний, формирование умений и навыков. Научные знания охватывают факты, понятия, законы, закономерности, теории, отражают обобщенную картину мира

. Воспитательная функция направлена??на формирование мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, системы идеалов. Она вытекает из самого содержания и методов обучения, специфики организации сп пилкування учителя с детьми. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов и убеждений. Воспитательная функция охватывает воспитательные воздействия, направленные на личность с целью формирования внутренней поз итивнои ее реакции (отношение), активности, самостоятельности и целенаправленности деятельностисті.

. Развивающая функция кроме формирования знаний и специальных умений, предусматривает осуществление специальной работы для общего развития учащихся, их мышления, воли, эмоций, учебных интересов и способностей. Например, для инт интенсивная развития мышления в процессе обучения необходимо выкладывать на высоком уровне затруднения, в быстром темпе, обеспечивать осознание учащимися своих учебных дий.

Помимо основных, дидактическая система реализует специфические функции: информационно-познавательную, исследовательскую, самообразовательную

Реализация информационно-познавательной функции предусматривает соответствующий подбор и расположение во времени и дидактическом пространстве необходимых блоков обновленного содержания, форм и методов формирования учебно-познал альной деятельности учащиеся.

. Исследовательская функция заключается в постепенном привлечении учащихся к самостоятельному исследованию процессов и явлений путем овладения определенным минимумом методологических и теоретических знаний, выполнения индивидуально-исследовательских задач

самообразовательной функция реализуется через создание условий для выявления и развития познавательных, творческих, учебных способностей учащихся, использование методов поощрения и стимулирования самостоятельного решения теоретических и п практических проблемой.

Основные функции взаимосвязаны и воплощаются на практике в комплексе задач урока (образовательных, воспитательных и развивающих) содержании деятельности учителя и учащихся;

разнообразия методов, форм и средств обучения; оценке-анализе при контроле всех результатов обучения

Для понимания сущностных характеристик обучения необходимо абстрагироваться от его двустороннего характера, всегда содержит взаимосвязаны и взаимообусловлены процессы преподавания и учения, внешних связей, особенностей конкретной ситуации, специфики предмета. Дидактика составляет задачу по внешним признакам выяснить внутреннюю структуру обучения, его противоречивые стороны, обусловливающих раз виток дидактического процесса. Этому способствует реализация системного подхода, обеспечивает возможность выделить основные компоненты процесса обучения, охарактеризовать их взаимосвязи и функцииії.

Процесс обучения охватывает целевой, стимулирующий-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы, средства), контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты. Они формируют ь завершенный цикл взаимодействия учителя и учеников - от постановки целей до достижения результатов обученияя.

. Целевой компонент заключается в осознании педагогом и восприятии учащимися целей и задач темы, раздела учебного предмета. Цели и задачи определяют на основе требований учебной программы с учетом особенностей ученики ей классу.

стимулирующих-мотивационный компонент охватывает систему приемов для стимулирования у детей интереса, потребности в решении поставленных перед ними учебных задач. Результатом стимулирования должен быть внутренний процесс - возникновение в. УЧН нов положительных мотивов учения. Мотивация в обучении проявляется на всех этапаах.

Процессуальную суть обучения отражает операционно-деятельностный компонент. Он реализуется с помощью оптимальных методов, средств и форм организации преподавания и учения

. Контрольно-регулировочный компонент предусматривает одновременный контроль преподавателя за решением поставленных задач и самоконтроль учащихся за правильностью выполнения учебных операций, точностью ответов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, зачетов и экзаменов, опросовя.

оценочной-результативный компонент предусматривает оценивание педагогами и самооценки учащимися достигнутых в процессе обучения результатов, выяснения соответствия их учебно-воспитательным задачам, выявление причин определенных пробелов в знаниях х ученики.

Все компоненты учебного процесса взаимосвязаны. Цель требует конкретизации в задачах, она определяет содержание деятельности; цель и содержание требуют использования определенных методов, средств и форм стимулюв ния и. ОРГАНИЗАЦИЯя.

Следовательно, целостный дидактический цикл предусматривает взаимодействие определенных компонентов процесса обучения, функционирующих в различных средах в деятельности обучающихся

Обучение – это процесс управления педагогом познавательной деятельностью учащихся с целью овладения ими социальным опытом, выработанным предыдущими поколениями (т. е. содержанием образования).

Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся для достижения определенных результатов в образовании, развитии и формировании личности.

Обучение является двусторонним процессом. С одной стороны в нем участвует обучающийся – тот, кто осуществляет учебную деятельность (учащийся), и тот, который ею управляет (учитель). Другими словами, процесс обучения включает два теснейшим образом взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Преподавание (деятельность преподавания) – это педагогическое управление учебной деятельностью учащихся. Неправильно понимать под преподаванием только сообщение, передачу определенной суммы знаний.

Учение (учебная деятельность) – это целенаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта, любых практических и научных знаний, способов деятельности и ценностных отношений в условиях организованного обучения.

Третий важный компонент учебного процесса – предмет обучения. В современной общеобразовательной школе предмет обучения составляют основы техники, труда, искусств, физической культуры, нравственности, политических знаний, основы общеобразовательного знания. Таким образом, процесс обучения представляется как познавательная деятельность в системе «учитель – предмет обучения – ученик».

В процессе обучения происходит постоянное изменение соотношения между преподаванием и учением в сторону повышения роли самостоятельной деятельности учащихся.

Методологической основой процесса обучения является теория познания (гносеология) – философское учение о закономерностях познания вообще, о возможности человека познавать окружающую его действительность, об источниках, формах и методах постижения человеком истины. Организация в общеобразовательной школе познавательной деятельности учащихся не должны противоречить общим принципам научного познания. Вместе с тем исследования ученых и познавательная деятельность учащихся и ученого отличаются существенным образом:

1. Разница в целях: ученый раскрывает непознанное, учитель направляет деятельность учащегося к «открытию» уже познанного, открытого наукой, проверенного практикой.

2. Пределы познания в науке обусловлены состоянием исследований на данном этапе исторического развития. В процессе обучения эти пределы очерчены кругом учебных программ, учебников, других школьных документов.

В соответствии с материалистической теорией познания, логика процесса обучения та же, что и в научном исследовании: от восприятия эмпирических фактов – к абстрактному мышлению, а от него – к практической деятельности.

Движущие силы процесса обучения:

1. Объективные потребности общественного развития, т. е. прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений.

2. Руководящая роль учителя в совместной деятельности учителя и учащихся. Учитель исподволь подводит учащихся к решению все более сложных учебных задач, учащиеся овладевают все новыми и новыми знаниями.

3. Наличие противоречия между новыми познавательными задачами и имеющимися у учащегося знаниями. Ученик будет охотно преодолевать противоречия, если он почувствует и осознает приращение своих знаний и рост интеллектуальных способностей и если ему посильно преодоление противоречий.

4. Рост и укрепление нравственно-волевых сил ученика, направленных на приобретение новых знаний и их применение в практике. Путь к осознанию учеником необходимости мыслительной работы в данном случае лежит через побуждение его отчетливо видеть познавательную задачу, выполняя которую он поднимается в своем продвижении на ступеньку выше и приобретает новые средства для решения последующих познавательных задач, ведущих к главной цели - получению образования.

5. Положительные эмоциональные переживания, которыми, как правило, сопровождается достижение положительных и практически полезных результатов в учении.

Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.

Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):

1. Целевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).

2. Потребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).

4. Организационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).

5. Эмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).

6. Контрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).

7. Оценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку).

Эти звенья составляют законченный цикл обучения (дидактический цикл).

Функции процесса обучения. Выделяют три функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция связана с расширением объема социального опыта личности, развивающая – с его структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Краевский). (Эти три функции выражаются в трёх обязательных целях урока.).

Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).

Наиболее интенсивное развитие всех этих сфер личности учащегося происходит в условиях проблемных ситуаций, когда требуется творческий подход и напряжение интеллекта.

Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает:

а) формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;

б) формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);

в) формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Реализация воспитательной функции обучения предполагает, во-первых, гуманистическую направленность содержания образования (которое должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости), а также уважительное отношение к личности учащегося и одновременно разумную требовательность к нему.

Во-вторых, в процессе школьного обучения формируется гражданское и национальное самосознание учащихся, система их представлений о социальном и политическом укладе Беларуси, о приоритетах национальной политики и культуры, об особенностях национального менталитета белорусов.

В-третьих, в обучении необходимо опираться на сильные стороны учащихся. Это обусловлено тем, что учащиеся не одинаковы по уровню воспитанности. Многократное подчеркивание их недостатков может снизить их самооценку и уровень притязаний. Появление детей-аутсайдеров и детей с девиантным и делинквентным поведением имеет в качестве одной из причин недоверие учителя к ученику, излишний критицизм и отвержение ребенка.

В-четвертых, важную роль в процессе формирования личности ученика играет пример учителя, проявление им своего личного субъективного отношения жизненным явлениям, к окружающей действительности, к своей педагогической деятельности и к деятельности учащихся. Любое выражение мыслей, чувств и действий учителя в процессе обучения должно быть педагогически целесообразным, обоснованным, аргументированным и убедительным. Средствами педагогического воздействия учителя на учащихся является слово, орфоэпия, дикция, интонация, жест, мимика, в которых выражаются его педагогические требования и воля. Кроме того, учитель может оказывать значительное организующее влияние на школьников постольку, поскольку он сам будет организован, собран, нравственно и физически подтянут.

В-пятых, воспитывающий потенциал обучения возрастает, когда наблюдается согласованность в стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Необходимо, чтобы воспитательные воздействия в процессе обучения были сбалансированными, гармонизированными, однонаправленными.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

– постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

– подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

– комплексное использование методов обучения.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...