Развитие науки в первой половине 19 века. Наука и образование в первой половине XIX века - презентация

На вопрос Основные достижения отечественной науки первой половины XIX века заданный автором шеврон лучший ответ это «Золотым веком» русской культуры по праву считается первая половина XIX в. Иногда ее называли еще «апогеем просвещенного абсолютизма». Развитие культуры в это время проходило под влиянием многих поистине исторических событий. Но в их числе самое значительное место принадлежит Отечественной войне 1812 г. и заграничному походу русской армии.
Заграничный поход русских войск привел ко «второй волне» западного влияния на отечественную культуру, науку, образование.
Но именно это влияние, проявившееся в том числе в движении декабристов, вызвало в конце 20-х - 30-е гг. усиление борьбы властей с «заразой, принесенной извне» .
На развитии русской культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в социально-экономической сфере, в первую очередь промышленный переворот. Особое значение он имел для развития российской науки и техники.
В области гуманитарных наук рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории. Большим событием культурной жизни стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 г. Ее автор стал первым отечественным историком, которого стали читать не только специалисты, но и широкая аудитория. На эти годы приходится научная деятельность крупнейших русских историков - Т. Н. Грановского (1813-1855) и М. П. Погодина (1800-1875). В это время начинает свою научную деятель-? ность крупнейший историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1879).
В области естественных наук подлинный переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открывший новую геометрическую систему, названную неэвклидовой геометрией (1826). Это крупнейшее открытие стало основой для математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В. В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление вольтовой дуги, а позже высказал идею о ее применении для сварки Металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) в 1834 г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербурге Царское Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П. П. Аносов (1797-1851) в 1831г. первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченную тайну изготовления булатной стали.
В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлурги-, ческого завода Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу.
Бурно развивавшаяся текстильная промышленность диктовала необходимость развития химии, в первую очередь в производстве красителей. Крупнейшими химиками эпохи стали профессора Казанского университета Н. Н. Зинин (1812-1880) и А. М. Бутлеров (1828-1886), ставшие не только основоположниками отечественной научной химической школы красителей, но и новой отрасли химического производства.
Крупнейшим представителем отечественной медицины стали профессор Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. В труднейшие годы Восточной войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.
В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) - одна из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупнейших русских астрономов XIX в. В. Я. Струве (1793-1864).
Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Академия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение) . Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Университеты, гимназии, школы. Согласно указу, принятому в

1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер. 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны. XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба. Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу

1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске) . Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске) . Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты “Великой армии”пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине

XIX в. продолжалось развитие системы

женского образования, основы которой были заложены при Екатерине

II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать “добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек”.

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около

5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Наука в России. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский

(1792-) построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Николай Николаевич Зинин (1812-). Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров

(1761-) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801-) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов

(1799-) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях. 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных ученых о замечательном устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793-). Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова

(1810-) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Нелегко было ему наблюдать страдания раненых - он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. в Академии наук он выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе порой не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

Первая половина

XIX в. - время дальнейшего становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических общедоступных трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766-) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов его “Истории Государства Российского”вышли в 1816- гг., последний, 12-й том - в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества - это история борьбы разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий для него был основным приемом объяснения исторических событий. “История Государства Российского”Н. М. Карамзина имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась.

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.

1803- гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Он командовал кораблем “Надежда”. Другим кораблем, “Нева”, командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (название “Антарктида”тогда не было в ходу)

. Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций. 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-). Он командовал шлюпом “Восток”. Командиром “Мирного” был Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе

1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними “льдинный материк”. Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное"плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, мало приспособленных к полярным условиям. 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным (1776-) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке (1797-) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского

(1814-). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта “Байкал”. На нем он в 1848- гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

В небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала политика просвещенного абсолютизма, которой придерживался .

Образование первой половины XIX века

Университеты, гимназии, школы. В первой половине XIX в. в России был один университет — Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В 1804 г. был открыт Казанский университет, а в 1805 г. — Харьковский. В 1819 г. начал действовать Петербургский университет и в 1834 г. — Киевский. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

Царскосельский лицей на рисунке XIX века.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки дипломатов, направляемых в восточные страны.


Иллюстрация. Лазаревский институт восточных языков

К началу XIX в . в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это сделано было не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий дошло до 77. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернерами обычно были французы или немцы. Оставшиеся в России солдаты и офицеры «Великой армии» воспитали целое поколение русских дворян.

Продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (прежде всего Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но единой системы начального образования не было. Однако значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди дворян). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Русская наука в XIX веке

Наука. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) создал новую, неевклидову геометрическую систему.


В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый — Николай Николаевич Зинин (1812 — 1880). Ему удалось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. Прежде его добывали из индиго, растущего в южных странах. Зинин же получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761 —1834) показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда в разреженном газе для освещения и для плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 — 1874) построил электродвигатель. Изучая электрохимические процессы, он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799 — 1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных астрономов об устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793 — 1864). Он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810 — 1881) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Нелегко было ему наблюдать страдания раненых — он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. он представил в Академию наук сообщение о своих операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе не хватало не только эфира, но порой и бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.


Первая половина XIX века — время становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766 — 1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он понял всю ответственность своей задачи и за несколько лет упорного труда добился крупных успехов. Первые 8 томов его вышли в 1816 — 1817 гг. Последний, 12-й том — в 1829 г. Автор успел довести изложение до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, просвещения — с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. С помощью психологического анализа их действий он объяснял исторические события. имела огромный успех в обществе и неоднократно переиздавалась.


«История Государства Российского»

Основоположником русского китаеведения стал монах Иакинф Н. М. Карамзин (Н. Я. Бичурин, 1777 — 1853), родившийся в семье диакона в чувашском селе в Казанской губернии. В 1807 г. его назначили начальником православной духовной миссии в Китае. Здесь он обрел главное дело своей жизни. На другой же день по прибытии в Пекин Иакинф начал изучать китайский язык. Словарей и учебников у него не было — их еще предстояло создать. Русский монах бродил по улицам, заходил в лавки, бывал на ярмарках и всюду спрашивал, как называется тот или иной предмет, просил изобразить на бумаге иероглиф. После каждой прогулки он возвращался с небольшим приобретением. Так составлялся китайско-русский словарь. На пятый год Иакинф начал переводить китайские тексты.

После 14-летнего пребывания в Китае ученый монах вернулся на родину. В последующие годы он написал ряд капитальных трудов по истории и экономике Китая («Статистическое описание Китайской империи», «Китай в гражданском и нравственном состоянии» и др.).

Российская система образования в первой половине XIX в. претерпела значительные изменения, была значительно усовершенствована и улучшена. Появилось разделение учебных заведений на начальные, средние и высшие, было построено много новых школ, училищ, гимназий и университетов. Кроме того, в это время активно развивалась отечественная наука. Совершенствовались российская биология, геология и астрономия. На развитие образования и науки большое влияние оказало книгопечатание, которые в первой половине XIX в. начало набирать силы в Российской империи. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Также начало века стало временем открытия целого ряда новых учебных заведений. Это был Царскосельский лицей (рис. 2), открытый в 1811 г. Кроме того, были открыты новые университеты: Дерптский (рис. 3), Харьковский, Виленский, Санкт-Петербургский (рис. 4) и Казанский.

Рис. 2. Царскосельский лицей ()

Рис. 3. Дерптский университет ()

Рис. 4. Санкт-Петербургский университет ()

Во второй четверти XIX в. изменилось отношение государства к нуждам образования. Если ранее во главу угла ставилась универсальность образования, то теперь государство требовало от учебных заведений, чтобы они обращали свое внимание на вопросы нравственности и религиозное воспитание подрастающего поколения.

Типы школ в данное время сохранились прежними, но во времена правления Николая I (рис. 5) они получили свой сословный статус. Так, одноклассные приходские училища предназначались для социальных низов. В них преподавались такие предметы, как закон Божий, арифметика, грамота. В уездных училищах, где обучение проходило три года, могли учиться дети купцов, ремесленников, мещан. В них изучались такие предметы, как география, история, геометрия помимо русского языка и арифметики. Дети дворян, чиновников и купцов первой гильдии обучались семь лет в гимназиях.

Рис. 5. Николай I - российский император ()

Число училищ беспрестанно росло. Если к началу XIX в. их было 158, то к середине примерно по 130 было в каждой губернии Российской империи. Особенно успешно в этот период развивались специализированные училища и вузы. Это объяснялось тем, что выпускников подобных заведений с большей охотой и привилегиями принимали на работу в соответствующие министерства.

Большую роль в развитии науки и образования в России в первой половине XIX в. сыграло то, что в стране в это время издавалось большое количество книг. Так, издательство А.Ф. Смирдина (рис. 6) выпустило до 70 собраний сочинений крупнейших российских авторов, причем книги этого издательства были доступны всем слоям российского общества. Кроме того, усилиями губернских дворян практически в каждом городе появились библиотеки (рис. 7) - это достижение 1830-1840 гг.

Рис. 6. А.Ф. Смирдин - российский книгоиздатель ()

Рис. 7. Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге ()

Совершенствование системы образования в России в первой половине XIX в. дало мощный импульс развитию наук. Это время было периодом накопления и систематизации новых знаний. Российские биологи и зоологи в это время создали прекрасные коллекции флоры и фауны Сибири, Дальнего Востока, русской Америки. В 1812 г. был создан Крымский ботанический сад (рис. 8), ставший на долгие десятилетия одним из центров отечественной ботаники.

Рис. 8. Крымский ботанический сад ()

Систематический характер приобрели геологические исследования. Они охватили всю Сибирь, Забайкалье, территории Кавказа. Н.И Кашаров в первой половине XIX в. издал первый геологический атлас европейской части России. Еще геологи достигли важного открытия: они определили, что Земля существует уже длительный период и претерпела за это время значительные изменения.

В 1839 г. была построена Пулковская обсерватория (рис. 9). Так, государство оказало неоценимую помощь российским астрономам. Это дало мощный импульс развитию астрономии.

Рис. 9. Пулковская обсерватория ()

Таким образом, первая половина XIX в. - это рывок в отечественном образовании и науке, время их активного развития.

Список литературы

  1. Грэхэм, Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Милютин А.О. 7 научных прорывов России и еще 42 открытия, о которых нужно знать / Милютин, А. О., Болушевский, С. В.. - М.: Эксмо, 2011.
  5. Островский Э.В. История и философия науки. - М: Юнити, 2007.
  6. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. - М.:ИИЕТ, 2010.
  1. Countries.ru ().
  2. Yaklass.ru ().
  3. Studopedia.org ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о развитии образования в первой половине XIX в. Какие изменения произошли с российским образованием в это время?
  2. Как развивалась российская наука в первой половине XIX в.?
  3. Что дало мощный толчок развитию образования и науки в первой половине XIX в.? Почему именно этот фактор был определяющим?

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика "просвещенного абсолютизма", которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Университеты, гимназии, школы. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты "Великой армии" пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II . Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать "добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек".

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Наука в России. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Николай Николаевич Зинин (1812-1880). Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761 -1834) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 -1874) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799-1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных ученых о замечательном устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793-1864). Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе Нелегко было ему наблюдать страдания раненых - он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. в Академии наук он выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе порой не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

Первая половина XIX в.- время дальнейшего становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических общедоступных трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766-1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов его "Истории Государства Российского" вышли в 1816-1817 гг., последний, 12-й том - в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества - это история борьбы разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий для него был основным приемом объяснения исторических событий. "История Государства Российского" Н. М. Карамзина имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась.

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.

В 1803-1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770- 1846). Он командовал кораблем "Надежда". Другим кораблем, "Нева", командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773- 1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (название "Антарктида" тогда не было в ходу) Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852). Он командовал шлюпом "Восток". Командиром "Мирного" был Михаил Петрович Лазарев (1788- 1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними "льдинный материк". Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I . В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, мало приспособленных к полярным условиям.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головкиным (1776-1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головкина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головкина Федор Петрович Литке (1797-1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814-1876). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта "Байкал". На нем он в 1848-1849 гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Социальная структура населения.

Развитие сельского хозяйства.

Развитие промышленности России в первой половине XIX в. Становление капиталистических отношений. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология.

Развитие водных и шоссейных путей сообщения. Начало железнодорожного строительства.

Обострение социально-политических противоречий в стране. Дворцовый переворот 1801 г. и восшествие на престол Александра I. "Дней Александровых прекрасное начало".

Крестьянский вопрос. Указ "о вольных хлебопашцах". Меры правительства в области просвещения. Государственная деятельность М.М.Сперанского и его план государственных преобразований. Создание Государственного совета.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мирный договор.

Отечественная война 1812 г. Международные отношения накануне войны. Причины и начало войны. Соотношение сил и военные планы сторон. М.Б.Барклай-де-Толли. П.И.Багратион. М.И.Кутузов. Этапы войны. Итоги и значение войны.

Заграничные походы 1813-1814 гг. Венский конгресс и его решения. Священный союз.

Внутреннее положение страны в 1815-1825 гг. Усиление консервативных настроений в русском обществе. А.А.Аракчеев и аракчеевщина. Военные поселения.

Внешняя политика царизма в первой четверти XIX в.

Первые тайные организации декабристов - "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Северное и Южное общество. Основные программные документы декабристов - "Русская правда" П.И.Пестеля и "Конституция" Н.М.Муравьева. Смерть Александра I. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Значение восстания декабристов.

Начало царствования Николая I. Укрепление самодержавной власти. Дальнейшая централизация, бюрократизация государственного строя России. Усиление репрессивных мер. Создание III отделения. Цензурный устав. Эпоха цензурного террора.

Кодификация. М.М.Сперанский. Реформа государственных крестьян. П.Д.Киселев. Указ "об обязанных крестьянах".

Польское восстание 1830-1831 гг.

Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.

Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Проблема проливов во внешней политике России 30-40-х годов XIX в.

Россия и революции 1830 и 1848 гг. в Европе.

Крымская война. Международные отношения накануне войны. Причины войны. Ход военных действий. Поражение России в войне. Парижский мир 1856 г. Международные и внутренние последствия войны.

Присоединение Кавказа к России.

Складывание государства (имамата) на Северном Кавказе. Мюридизм. Шамиль. Кавказская война. Значение присоединения Кавказа к России.

Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX в.

Формирование правительственной идеологии. Теория официальной народности. Кружки конца 20-х - начала 30-х годов XIX в.

Кружок Н.В.Станкевича и немецкая идеалистическая философия. Кружок А.И.Герцена и утопический социализм. "Философическое письмо" П.Я.Чаадаева. Западники. Умеренные. Радикалы. Славянофилы. М.В.Буташевич-Петрашевский и его кружок. Теория "русского социализма" А.И.Герцена.

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в.

Крестьянская реформа. Подготовка реформы. "Положение" 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян. Наделы. Выкуп. Повинности крестьян. Временнообязанное состояние.

Земская, судебная, городская реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военные реформы. Значение буржуазных реформ.

Социально-экономическое развитие России второй половины XIX в. Социальная структура населения.

Развитие промышленности. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология. Основные этапы развития капитализма в промышленности.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Сельская община в пореформенной России. Аграрный кризис 80-90-х годов XIX в.

Общественное движение в России 50-60-х годов XIX в.

Общественное движение в России 70-90-х годов XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в.

"Земля и воля" 70-х годов XIX в. "Народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Крах "Народной воли".

Рабочее движение во второй половине XIX в. Стачечная борьба. Первые рабочие организации. Возникновение рабочего вопроса. Фабричное законодательство.

Либеральное народничество 80-90-х годов XIX в. Распространение идей марксизма в России. Группа "Освобождение труда" (1883-1903). Возникновение российской социал-демократии. Марксистские кружки 80-х годов XIX в.

Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В.И.Ульянов. "Легальный марксизм".

Политическая реакция 80-90-х годов XIX в. Эпоха контрреформ.

Александр III. Манифест о "незыблемости" самодержавия (1881). Политика контрреформ. Итоги и значение контрреформ.

Международное положение России после Крымской войны. Изменение внешнеполитической программы страны. Основные направления и этапы внешней политики России второй половины XIX в.

Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны. Союз трех императоров.

Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. Цели политики России в восточном вопросе. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, планы и силы сторон, ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и его решения. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Образование Тройственного союза (1882). Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Заключение русско-французского союза (1891-1894).

  • Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России: конец XVII - XIX в. . - М.: Просвещение, 1996.


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...