Решение педсовета по развитию речи дошкольников. Тематический педсовет «Проблемы развития речи дошкольников и пути их решения»

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ ҚАРАҒАНДЫ

Темиртау қаласының білім беру бөлімі

Теміртау қаласы әкімдігіның

«№21 «Самал» балабақшасы»

Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны

Педсовет № 2

на тему: «

2015-2016 уч.г.

(деловая игра)

Подготовила: методист д/с № 21 «Самал»

Бурибаева Т.М.

Темиртау 2015 г.

ГККП «Детский сад № 21 «Самал» акимата города Темиртау

Лист регистрации к педсовету № 2

2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Дата проведения __________

Присутствуют:

Ф.И.О. участника

должность

подпись

Протокол педсовета № 2

2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но
и формирование
его характера, эмоции
и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от
речи”.

Л.С.Выготский

Цель: Повысить теоретический и практический уровень знания педагогов о роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Задачи:

    Проанализировать уровень организации работы в детском саду по развитию речи воспитанников.

    Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности

    Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДО.

    Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.

от «___ » _______2015г.

Присутствовало: _____человек
Отсутствовало: ____ человек

Форма проведения: деловая игра

Повестка дня:

    «Круг радости» - Панфилова Ю.В.

    Вступительное слово методиста – Бурибаевой Т.М. по теме педсовета « Актуальность театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

3.Выступление воспитателя гр.№ 7 Кулахмедовой Ж.Н. «»

4.Выступление воспитателя гр.№ 6 Акшаловой С.Т. «Развитие речи дошкольников через сюжетно- ролевые игры»

5.Выступление муз. Руководителя Черепахиной И.П. «»

6. Результаты тематического контродя методист Бурибаева Т.М.,результаты конкурса уголков театрализации в группах д/с.

7. Деловая игра «Ромашка»

8. Выработка решения педсовета.

9. Рефлексия

Ход педсовета:

Круг приветствия

1. Упражнение «Имя + прилагательное» время (3-4 мин)
Цель : знакомство с группой, снятие напряжения.
Инструкция. Каждый участник называет свое имя и прилагательное к своему имени (с какой буквы начинается имя). Например: Мария + маленькая, Елена + естественная. Задача каждого участника тренинга запомнить имена с прилагательными, затем один называет имя и прилагательное другого участника тренинга и меняется с ним местами, второй должен вспомнить имя и прилагательное другого участника тренинга и так до тех пор, пока все не поменяются местами.
2. Упражнение «Найди общее» (4-5 минут)
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Материал : мяч или клубок
Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.

Предварительная работа: организация и проведение конкурса «Театральные уголки», которых можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, тематический контроль, семинар-практикум «Формирование образной речи дошкольников через театрализованную деятельность».

Ход педсовета:

    Вступительное слово методиста Бурибаевой Т.М.:

« Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.)
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:
-Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
-Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
-В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности, по отношению к ней, чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что является самоценной свободной и творческой деятельностью дошкольника.
В детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы:
-когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток),
-когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.

Театрализованная игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
-как разновидность художественной деятельности.

Как творческая сюжетная игра.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Делая вывод по данной теме, можно сказать, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, тесно взаимосвязано с речевым развитием ребёнка.

2. Результаты тематического контроля

3. Выступление муз. Руководителя Черепахиной И.П.

4. Выступление воспитателя Акшаловой С.Т.

5. Деловая игра

Педагоги делятся на 2 команды: «Маска» и «Театралочка» посредством карточек. Избирается жюри. Работа оценивается в 5-бальной системе.

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Материалы: листки бумаги, цветные карандаши, сувениры для награждения, мультимедийная презентация.

Ход игры: Уважаемые педагоги. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Оно будет очень трудным. Но вашими командами руководят опытные капитаны, и перед началом нашего путешествия я предлагаю вам придумать для своей команды девиз, с которым вы и отправитесь в это увлекательное путешествие.

Каждая команда придумывает себе девиз, связанный с названием своей команды: «Маска» - «Всегда быть в маске – судьба моя», «Театралочка» - «Вся наша жизнь – игра».

Для того чтобы отправиться необходимо выполнить первое задание.

I часть. 1.Разминка:

Ведущий зачитывает по очереди вопрос для каждой команды.

Вопросы:

    Назовите цели ОО «Коммуникация»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

    Перечислите задачи ОО «Коммуникация».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

3. Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Какие умения развиваются в диалоге?

выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

    Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

    Назовите структуру повествования.

завязка, кульминации, развязка

    Рассказ сюжет, которого развертывается во времени это... рассказ повествование

    С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? средняя группа

    Ведущий прием для активизации речи и мышления?образец воспитателя

    – Какие виды речи вам известны?

Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная

3. Кто вперёд

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст ответ.

Вопросы:

    Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице: «Коротка ночь до зари, коли много работы»: «Долог день до вечера, коли делать нечего».

    Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать - не косить, спина не болит»; «Не спеши языком, торопись делом»; «Язык до Киева доведёт»

    Найдите пары пословиц: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Руби дерево по себе», «Знания никому не в тягость», «Без корня и полынь не растёт», «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха», «По Сеньке и шапка».

    Нарисуйте любую известную пословицу. Команды показывают рисунки. Команда первой угадавшей пословицу, получает балл. Чья пословица верно угадана, тоже зарабатывает балл.

II часть. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

1. Продолжите предложение…

1 команда

2 команда

Под театрализованной деятельностью детей я понимаю... это– важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, явля­ются... (использовать худ.слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)

2. Назовите:

1) типы занятий по театрализованной деятельности
- фрагментарное (на других занятиях);

- типовое;

- доминантное;

-тематическое;

- интегративное;

- репетиционное.

2 ) формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками.

театрализованное занятие;

- музей кукол;

- театрализованная игра на праздниках, развлечениях; - театрализованные игры в повседневной жизни; - мини-игры на музыкальных занятиях;

- мини-игры на других занятиях;

- театрализованные игры-спектакли;

- посещение детьми театров с родителями; - самостоятельная театрально-художественная деятельность; - совместная театральная деятельность взрослых и детей.

3. Скажите…

1 команда

2 команда

Каковы характерные особенности театрализованных представлений? (литературная или фольклорная основа и наличие зрителей)

Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной? (изготовление афиш, костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграф), рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле)

4 . Охарактеризуйте …На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?

Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

1 команда - Режиссерские игры

2 команда - Игры-драматизации

    настольный театр картинок и игрушек;

    теневой театр;

    театр на фланелеграфе;

    стенд-книжка.

    игры-драматизации с пальчиками;

    с куклами би-ба-бо;

    импровизации;

    с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

III часть. Решение педагогических ситуаций

1. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью? Следует ли водить малышей в театр?

2. В календарном плане воспитателя было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитатель добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

3. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу дей­ствия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпает­ся», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

4. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поста­вить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игро­вой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

IV часть. Решение кроссвордов

1 команда - Десять Р

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор.

2 команда - Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

Ответы : 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция. 4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец. 9.Цветы.

V часть. Задания для капитанов

Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.

С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя»;

Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.

Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.

И закончить нашу игру хочется словами Л.С.Выготского:

«Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Подведение итога игры. Награждение.

Итоги КОНКУРСА УГОЛКОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ, награждение победителей

Решение педсовета

1. Продолжать работу по развитию речевой активности через театрализованную деятельность детей, в планах отражать эту работу (воспитатели групп, в течение года) .

2. В каждой возрастной группе проводить на занятиях по развитию речи артикуляционную гимнастику. Создать картотеку арт. упр. в каждой группе. Ответственные: воспитатели. Сроки исполнения: постоянно

3. В календарных планах отражать текущую работу с родителями в разделе «Взаимодействие с родителями» май 2014г.

4. Пополнять наглядно-информационные центры консультативным материалом, согласно возрастным требованиям и специфике театральной деятельности.

Сроки исполнения:постоянно.

Ответственные: воспитатели групп, музыкальные руководители

5. Ввести в алгоритм календарного планирования проведение театрализованных игр, этюдов, дыхательных и артикуляционных упражнений.

Сроки исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.

6. Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме организации и проведении театрально-игровой деятельности в д/с.

Сроки исполнения: постоянно. Ответственные: педагоги ДО.

педсовет № 2 2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Задания / команда

«Маска»

«Театралочка»

1 часть

    разминка

    Кто вперёд

2 часть

    Продолжите предложение...

    Назовите

3.Скажите...

4.Охарактеризуйте..

3 часть

Решение педагогических ситуаций

4 часть

Решение кроссвордов

5 часть

Задания для капитанов

Оценивание по пятибальной системе

Жюри: руководитель ГККП «Детский сад № 21 «Самал» Бекенова К.Ш.-

Педагог- психолог Ппнфилова Ю.В. –

Методист Бурибаева Т.М.-

2 команда - Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

    Главный руководитель, постановщик спектакля.

    Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.

    Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.

    Исполнитель ролей в театральных представлениях.

    Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

    Перерыв между действиями спектакля.

    Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.

    Что лучше всего подарить артисту, который понравился?







1 команда - Десять Р

2. Кто пишет пьесы для представления?

3. Кто руководит постановкой спектакля?

4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.

5. Человек, управляющий оркестром

Педагогический совет

"Речевая коммуникация и развитие речевой активности детей

дошкольного возраста"

и Усачева Елена Владимировна

МДОУ "Детский сад № 5 "Олимпия", Волгоград

Вид педсовета: тематический.

Форма проведения: интерактивная игра (полет в самолете)

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой.

1. Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.

2. Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.

Повестка дня:

I . Теоретическая часть

1.1. Вступительное слово заведующего «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Ответственный: заведующий МОУ

1.3 Разминка «Мозговой штурм»

Ответственный: воспитатель группы №5

1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ».

Ответственный: логопед

II . Практическая часть

2.1. Задание 1. «Переведи пословицу на русский язык»

Задание 2. «Объясни выражение»

Задание 3. «Угадай название сказки»

Ответственный: воспитатель группы №5

2.2. Домашнее задание: «Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Ответственные: воспитатели всех групп

Ход педагогического совета

I Теоретическая часть

Ведущий: Команда педагогов отправлена в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять рациональные, творческие решения и использовать данные формы работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

Воспитатель группы №5 (пилот) сообщает:

Уважаемые дамы, мы рады приветствовать вас на борту лайнера «Олимпия». Экипаж желает вам приятного полета, прошу вас удобно разместиться в креслах, наш лайнер готов к полету мы набираем высоту (ШУМ САМОЛЕТА).

Наш лайнер набрал необходимую высоту, время полете 1 час 50 минут.

Прослушайте полезную информацию: во время полета вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка», легкий обед «Интеллектуал», за время полета вы сможете ознакомиться со свежей прессой.

Уважаемые дамы, Вас приветствует капитан нашего экипажа (заведующий).

1.1. Вступительное слово руководителя: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.

Одна из годовых задач, над которыми работает наш коллектив, звучит следующим образом: «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» это одна из годовых задач деятельности МОУ детского сада №5 «Олимпия»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Используя разнообразный материал (игровой, дидактический), дети учатся правильно использовать слова и предложения в общении со взрослыми и сверстниками, связно и выразительно рассказывать, узнают много интересного об окружающем их мире.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.

1.2. Подведение итога реализации первой годовой задачи.

Справка по итогам реализации первой годовой задачи «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» детском саду «Олимпия»

1.3. Разминка «Мозговой штурм»

Уважаемые дамы сейчас вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка». Вам будут предложены коктейли, которые состоят из следующих ингредиентов:

Компонент № 1. Назовите средство передачи мыслей (речь).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают:

Неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

Компонент № 2. Назовите одну из форм неподготовленной устной речи (беседа)

Компонент № 3. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе (монологическая).

Компонент № 4. Совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (Мнемотехника).

Компонент № 5. Для работы, с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»

(1-ая младшая группа)

2. Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»

(2-ая младшая группа)

3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик».

(средняя группа)

  1. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)

1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ»

Воспитатель группы №5 сообщает:

Наш полет проходит в нормальном режиме сейчас вам будет предложена свежая пресса «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ.

II . Практическая часть

Воспитатель группы №5 сообщает:

Уважаемые пассажиры просим вас привести спинки кресел в вертикальное положение, сейчас мы хотим вам предложить легкий обед «Интеллектуал», состоящий из трех блюд: салат, закуска и компот.

Салат. «Переведи пословицу на русский язык»

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). - Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - В тихом омуте черти водятся

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - Язык до Киева доведет

Закуска. «Объясни выражение».

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Дело в шляпе (все хорошо);

Плясать под чужую дудку (действовать не по собственной воле);

Как на иголках (состояние крайнего волнения, беспокойства);

Чесать язык (болтать попусту);

Морочить голову (отвлекать от основного дела пустыми разговорами).

Компот. «Угадай название сказки»

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах;

Красные усы – Синяя борода;

Красивый цыпленок – Гадкий утенок;

Серебряная курочка – Золотой петушок;

Черная туфелька – Красная шапочка.

2.2. Домашняя страничка.

Воспитатель группы №5 сообщает:

Уважаемые дамы и господа, наш полет подходит к концу, через несколько минут наш лайнер приземлится в городе Ноябрьске, после чего вам будет предложено пройти в зеленый коридор для прохождения таможенного контроля. Для подтверждения личности вам необходимо предоставить «Образовательные технологии, используемые при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Домашнее задание:

«Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Воспитатели всех групп представляют коллегам дидактический материал, которые они используют в своей работе при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Подведение итога педсовета.

Воспитатель группы № 5 сообщает:

Ваша командировка прошла успешно. Вы ознакомления с образовательными технологиями, которые можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Компания Аэролиний «Олимпия» предлагает вам в виде бонуса подарки.

Памятка для педагогов «Правила для смелых и упорных педагогов».

· Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

· Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

· Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

· После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

· Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

2.3. Принятие решения педагогического совета.

А сейчас мы предлагаем вам получить свой багаж, и ознакомиться с дальнейшими рекомендациями.

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей.

Срок: постоянно

3. Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; сделанные совместно с родителями и детьми.

Срок: 10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.

4. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Срок:10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.

5. Воспитателям обратить внимание при планировании чтения художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.

Срок: постоянно
Ответственный: воспитатель группы №5, воспитатели.

Литература:

1. Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2009 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2009 г.

5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.

7. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова Е.А., Шапиро Е.И. «Язык. Речь. Коммуникация» – СПб.: КАРО, 2006 г.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Выполнение решения предыдущего педагогического совета.

Теоретическая часть:

1.Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. ."Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников".

3 Ознакомление детей с художественной литературой

Практическая часть:

1. Деловая игра «Мозговой штурм»

2. Конкурс - Лучшее оформление книжного уголка

Решение педсовета.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Воспитатели побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Побуждают детей к речевому общению между собой.

2. воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры сдидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мозговой штурм

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замените противоположным и получите название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Вопросы:1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.(обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

5 Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям).

6Рассказ – описание – это …... (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

7Рассказ – повествование – это …… (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

8 Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

«Говори правильно»

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой - Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой - Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони - Шах-шарах-шарах-широни.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Ответь на вопрос ребенку.

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка? предмет мебели в виде нескольких горизонтальных полок, соединённых между собой ажурными стойками

2 Что такое наблюдение? описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта

3 Почему коньки так назвали? На Руси коньки назвали так за форму их носа, который напоминал конскую голову. Катались в те времена на деревянных коньках с металлическими полозьями.

4 Почему говорят «дело в шляпе»? когда говорят дело в шляпе , это означает: всё в порядке, все удачно закончилось. Иногда объясняют происхождение этой поговорки тем, что в дни Ивана Грозного некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи...

5Почему говорят «Время истекло»? Одни из самых первых часов-водяные (клепсидра) , в них промежутки времени измерялись каплями и кол-вом воды, перетекающей из одного сосуда в другой, соединенный с первым. Отсюда и это выражение

6 Почему красный цвет так назвали? Он связан с страстью, властью, огнем, войной. Насыщенный и тяжелый, яркий и одновременно горячий. Это – красный цвет.

7 Как понять выражение «лубяная избушка»?

8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?

Справка

по итогам проведения смотра-конкурса для воспитателей

на «Лучший книжный уголок».

Дата проведения: 13.02.2017

Согласно годовому плану, в ДОУ прошел смотр – конкурс на лучший книжный уголок среди всех возрастных групп.

Его целью являлось:

    творческой и профессиональной активности педагогических работников по созданию, обновлению, обогащению предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС;

    условий для развития у детей любознательности, познавательной активности, воспитания нравственности, формирования основ читательской культуры; развитие речи дошкольников посредством художественных образов.

    и представление лучшего педагогического опыта.

В смотре – конкурсе принимали участие воспитатели всех возрастных групп детского сада. Предварительно было разработано Положение о смотре – конкурсе книжных уголков, определены цель, задачи, критерии оценки, порядок проведения конкурса.

Все педагоги совместно с детьми приняли активное участие в оформлении уголков.

Книжные уголки имеются во всех группах, много в наличии разнообразных книг, нетрадиционных, которые развивают мелкую моторику, героев сказок, для обыгрывания детских произведений

Педагоги творчески оформили каждый раздел уголка, обновили атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Библиотека", составили картотеки и каталоги, подобрали художественную литературу в соответствии с возрастом детей, материал о художниках-иллюстраторах и детских писателях.

Большое разнообразие литературы по жанру было подобрано в группах

Все педагоги проявили инициативу и фантазию в оформлении интерьера книжного уголка

Эстетично оформлены папки с портретами детских писателей и поэтов.

Также в книжных уголках имеется:

Младшая группа

Развивающие игры по сказкам

Речевые игры

Средняя группа

Книжкин доктор

Подготовительная группа

Башкирское творчество

Фотовыставка «Экскурсия в библиотеку»

Иллюстрации к любимым сказкам выполнены детьми группы

В ходе конкурса было установлено:

Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т.д.).

воспитатели каждой группы организовали свои уголки так, что ребенок может посмотреть (почитать) книгу, поиграть с ней. Все уголки оформлены с соблюдением всех критериев конкурса.

По итогам конкурса хочется сделать вывод, что работа педагогического коллектива детского сада по создание условий для всестороннего развития познавательной активности воспитанников и обогащению эстетических чувств и речи воспитанников посредством художественных образов ведется целенаправленно, планомерно, систематично.




Решение педсовета.

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп)

Использовать в практике работы современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей

Правила для смелых и упорных педагогов

    Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

    Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

    Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

    После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

    Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Для усовершенствования и модернизации организации воспитательного процесса в разрезе развития речи воспитанников дошкольного учреждения регулярно планируется и проводится педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС . Педсовет помогает решить взаимосвязанные задачи, а также актуализировать методы и подходы в отношении речевого развития дошкольников.

Первая задача – это анализ условий ДОУ, способствующих развитию речевых функций. Если условия нуждаются в модернизации, то на педсовете будут рассматриваться пути модернизации (конкретные предложения, пути выполнения, ответственные лица и т.д.)

Среди иных задач:

Актуализировать знания педработников относительно успешных методов речевого развития;

Мотивировать педагогов совершенствовать собственные знания в сфере работы над связной речью ребят;

Содействовать созданию в педколлективе атмосферы творческого педагогического поиска.

Актуальность проблемы не нуждается в доказательстве: большинство экспертов сходится в том, что грамматически правильные, образные, описательные конструкции может составлять небольшая часть дошкольников. Речь ребят из старшей и подготовительной групп, если говорить обобщенно, односложная, однообразная и сбивчивая.

Педсовет в ДОУ «Речевое развитие дошкольников» - это стратегическое мероприятие, позволяющее рассмотреть и решить действительно острые вопросы. Педагоги отмечают нелогично выстроенные диалоги воспитанников, неверное распределение смысловой нагрузки, нарушение темпа и громкости высказываний.

Так как предписания ФГОС дошкольного образования предусматривают, в том числе, уверенное овладение воспитанниками языком (не без участия логопедического компонента), педработники должны выстроить свою деятельность так, чтобы обеспечивать дошкольникам целый перечень компетенций.

В их число входят:

Активизация словаря дошкольника, обогащение (путем изучения новых слов и понятий, оптимизации навыков монологической речи, умения поддержать беседу);

Утверждение культуры речи (педагоги проводят упражнения, которые призваны улучшить фонематический слух, овладеть темпом речи и интонациями речи);

Ознакомление с разножанровой детской литературой;

Формирование базовых знаний, навыков и умений, которые станут фундаментом для последующего обучения грамоте – речь идет о стимулировании звуковой активности.

Педсовет по развитию речи в ДОУ рассматривает тему в новом свете: в разрезе обновленной методической базы, широких информационных возможностей. Для этого проводится мониторинг, определяющий состоятельность уже используемых мер в работе над речевым развитием.

Анализ организации речевого развития

Это широкое понятие. Без проверки невозможно сказать, как реализуется программа речевого развития, какие изменения внесены в привычную деятельность, какие «пробелы» устранены, а какие моменты нуждаются в коррекции. И результаты этой проверки-анализа специалисты обсуждают на педсоветах. Это помогает выявить действенные методы и методики работы по развитию речи малышей.

По каким направлениям проводится анализ:

1. Как реализуются мероприятия по совершенствованию связной речи воспитанника. Конкретно – описывается и анализируется организация нескольких видов деятельности ребят (познавательная, развлекательная).

2. Как проводится работа в группе, проводятся ли индивидуальные и групповые беседы, ведется ли работа с современным иллюстративным материалом, с образцами художественных произведений.

3. Как ведется просветительская работа в отношении родителей воспитанников касательно вопросов овладения ребенком родной речью. Это значит, что нужно проанализировать, достаточно ли информированы родители о значимости общения с ребенком (как с этой задачей справляется педагог). Рассматривается и вопрос рекомендаций занятий с логопедом – поступили ли эти рекомендации со стороны воспитателя, своевременны ли они и т.д.

4.Как реализуется деятельность педагога, повышающая грамотность и культуру речи ребят на примере речи самого воспитателя. Обучение собственным примером – это классический метод: речь воспитателя должна быть выразительной, яркой, образной, насыщенной интонациями и уточняющими, описательными элементами.

Невозможно рассматривать речевое развитие в ДОУ по ФГОС , не затрагивая переформулировки роли педагога в дошкольном обучении. Если ранее педагога можно было приравнять к субъекту передачи знаний, то сегодня воспитатель – это важный участник процесса образования, который внедряет в него личностно-ориентированный педагогический подход

Благодаря обмену мнениями, уместному на педсовете, педагоги разрабатывают меры, которые будут оптимизировать работу ДОУ в отношении развития речи воспитанников.

Инновационные педтехнологии

Без них сложно представить педсовет по проблемам развития речи в ДОУ . Популярные методы, которые широко использовались в прошлом, сегодня теряют свою эффективность, и тому есть научное образование. Современные дошкольники живут в эру информации, добычи материала по одному клику, скорой сменяемости текстов и картинок. В определенном смысле мозг современного дошкольника работает иначе: и задача педагогов – не использовать неактуальные методики, которые нельзя сопоставить со временем, в котором будут взрослеть и жить дети 21 века.

Еще одна причина, почему так важно рассмотрение современных инновационных педагогических технологий – это повышение образованности педагога, развитие его компетенций. Он не мог усвоить эти знания в ВУЗе, потому что на тот момент их просто не было. И чтобы профессионально расти, соответствовать профессиональным запросам времени, хотя бы раз в год воспитатели в педагогическом кругу должны рассматривать именно инновации.

Отдельные инновационные технологии:

Коллекционирование. Скорее, уместно говорить о новой жизни старой технологии. Мода на коллекционирование возвращается, и приучать к этой полезной привычке дошкольника можно еще и с пользой для его речевого развития. Это помогает увеличить словарный запас, закрепить понимание пространственно-временных связей. Обычно работа с коллекциями подразумевает «метод историй», когда каждый предмет в коллекции определен собственной историей – откуда он взялся, в чем его тайна и т.д.

Исследовательская деятельность. Популярный ныне метод применяется уже в дошкольном образовании. И если малыш приступает к самостоятельным исследованиям (под контролем взрослого, разумеется), то это развивает и его память, и его словарный запас. Так, с ребятами можно проводить несложные опыты. Начинать можете с самого простого – наблюдения за тем, как в стакане с водой тает кусочек льда. Задача воспитателя не просто показать сам процесс, но и работать над тем, чтобы воспитанники смогли о нем рассказать, описать последовательность действий и причину преобразования.

Метод проектов. Его тоже нельзя назвать совершенно новыми, но с появлением активного пользования интернет-ресурсов, сам подход к теме меняется. Например, берется узкая тема «Для чего человеку посуда», но изучение ее может быть интегрированным. Охватываются разные стороны вопроса – от исторической до художественной (с ориентиром на возраст, безусловно). Глоссарий по теме должен быть предусмотрен: дети не умеют читать, но много схватывают на лету на слух, потому новые тематические слова повторяются, вспоминаются, интенсивно вводятся в обиход.

Но если эти инновационные методы просто пересматриваются, дополняются актуальной информацией, некоторые могут стать открытием для педагога. Зачастую они требуют обучения воспитателя, а также анализа эффективность вновь введенного метода.

Аква-гимнастика

С этим методом лучше ознакомлены логопеды. В каком-то смысле водная гимнастика может заменить вариант традиционной пальчиковой гимнастики. Это сенсорная игра, помогающая ребятам сформировать мелкую моторику, что, в свою очередь, активно помогает речевому развитию. Простые пальчиковые упражнения помогают развить навык запоминания, а также творческие способности и фантазию. Аквагимнастика создает и предпосылки для успешного овладения письмом.

Водная гимнастика состоит из сжатия, растяжения и расслабления кистей рук. Это помогает воспитанникам проработать каждый пальчик. Упражнение выполняется с проговариванием короткого стишка. Именно сочетание двух форм деятельности помогает легко запоминать стихотворные формы, улучшать образное мышление.

Кинезиологические упражнения

У кинезиологии есть другое название – гимнастика для мозга. Основана область на сочетании ряда упражнений, которые объединены разнотипными движениями рук. Упражнения выполняют в высоком темпе, что и помогает активно стимулировать деятельность мозга.

Благодаря таким упражнениям последовательно включаются центы крупной и мелкой моторики. Это благоприятно сказывается на активизации речевой деятельности, внимательности, осознанности причинно-следственных связей. Логическое мышление активнее развивается, если кинезиологические упражнения делать регулярно и по системе.

Биоэнергопластический метод

Суть метода в сочетании движений кистей рук и разработке артикуляционного аппарата. Параллельно стимулируются мозговые центры, что отвечают за мелкую моторику и активность речи (ведь структурно они соседствуют). Биоэнергопластика улучшает детскую речь, повышает концентрацию ребенка, развивает его склонности к быстрому и точному запоминанию. Биоэнергопластика корректирует произношение звуков.

Сначала упражнения выполняются одной рукой, потом второй, а затем сразу двумя. Движения должны быть плавные, неспешные, нужно дополнять их разработкой артикуляционного аппарата.

Условия (контекст) речевого развития

Протокол педсовета в ДОУ по речевому развитию фиксирует этапы мероприятия, принятые решения, формы работы, итоги обсуждений. Содержательный этап педсовета – это обсуждение условий, которые помогают успешному речевому развитию дошкольников. На этом этапе анализируются мероприятия учебно-воспитательного процесса, особенности развивающей среды, которые коррелируют с развитием речи дошкольников.

К таким условиям относят:

1. Владение педагогом правильной литературной речью.

2. Приобщение к культуре чтения и работы с книгой.

3. Поощрение детского литературного творчества (словотворчества).

4. Развитие связной речи ребенка с опорой на возрастные особенности.

5. Развитие понимания речи с включением упражнений на выполнение словесной конструкции.

6. Организация развития звуковой речевой культуры.

Речевая предметно-развивающая среда – это те условия, которые помогают ребенку расширить и уточнить речевые представления. Педагог организует не только развивающую функцию речевой среды, но и развивающуюся. Тематические уголки своевременно пополняются обновленным лексическим материалом, наглядными пособиями, которые увеличивают тезаурус ребят, помогают проработать артикуляцию и грамматические нормы.

О речевой мотивации и НМО

Этот вопрос также обсуждается в ДОУ: протокол педсовета речевого развития дошкольников фиксирует и этот момент. В задачах воспитателя создать позитивную речевую мотивацию путем организации естественных условий коммуницирования в ходе игровых режимных моментов.

Научно-методическое обеспечение (НМО) – предмет анализа на педсовете. Изучаются мнения опытных методистов и логопедов, пополняется печатная и электронная методическая база. Проработанная педсоставом информация должна быть донесена до родителей. Работа семьи по развитию речи малыша опирается преимущественно на те рекомендации, что получил родитель в ДОУ.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка ­ детский сад №7 с.Буздяк
муниципального района Буздякский район Республики
Башкортостан
Педагогический совет №2
«Комплексный подход к организации работы по развитию речи
ребенка­дошкольника в условиях ДОУ»
Подготовила: старший воспитатель
МАДОУ ЦРР ­ детский сад
№7 с.Буздяк
Галимова Ш.Р.

2016г.
Цель. Поиск эффективных форм взаимодействия с дошкольниками
при организации речевой среды в ДОУ.
Задачи.
1. Повысить у педагогов компетентность в области «Речевое
развитие».
2. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи
в ДОУ.
3. Совершенствовать умение педагогов дискутировать, выступать.
4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических
игр для речевого развития детей.
5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Повестка педсовета.
1. Организационный момент

3. Творческая гостиная


Д.К., Ульмаскулова Р.Ф.


4. Деловая игра.
ХОД педсовета.
Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на очередном
заседании педагогического совета. Для начала давайте поприветствуем друг
друга, немного необычным способом, нужно представиться и называть личное
качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я –
Шакира и я – шикарная»....
Приглашаю педагогов занять свои места, согласно полученным жетончикам
(Красные и желтые, которые получили при входе в зал)
Тема педсовета: «Комплексный подход к организации работы по
развитию речи ребенка­дошкольника в условиях ДОУ»
Повестка дня:
1. Организационный момент

2. Вступительное слово заведующего. Актуальность выбранной темы.
3. Творческая гостиная
­ Организация предметно­развивающей среды ­ Ханнанова С.З.
­ Использование мнемотаблиц при развитии связной речи детей ­ Сакаева
Д.К., Ульмаскулова Р.Ф.
­ Презентация дидактических игр по речевому развитию.
­ Проект по речевому развитию "Речевой ручеек"
4. Деловая игра.
Вступительное слово заведующей.
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много
ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из
нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи
своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и
функций человека. Именно через общение с другими людьми человек
реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без
оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано
формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей
относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи
является одной из актуальных.
В действительности же невмешательство в процесс формирования
детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые
недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в

2. Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с
использованием разнообразных методов и приемов.
3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр,
игровых приемов и игровых ситуаций.
4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и
разнообразие).
5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
Конечно мы с вами понимаем, что решение этих задач требует создание
определенных условий. Обо всех условиях, средствах и способах развития
речи конечно же поговорить не успеем, но думаю обсудим наиболее значимые.
Одно из наиболее важных условий для полноценного познавательно­речевого
развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно­
пространственной среды в ДОУ. О том как правильно в соответствии с ФГОС
построить ПРС расскажет Ханнанова С.З. воспитатель 2 младшей группы.
Светлана Зинуровна покажет, как она работает в данном направлении.
Ведущий. А теперь все немного отдохнем, выходим все в центр и встаем в
круг. Одним из самых важных факторов, влияющих на развитие речи ребенка,
является речь окружающих его взрослых, для дошкольников ­ это речь
воспитателей, т.к. дошкольник большую часть времени проводит в детском
саду. О том, какой должна быть речь педагога, нас с вами рассказывала
Гульнара Венеровна на прошлом педсовете, ну а сейчас, я предлагаю вам этюд
"Волшебный мяч", который способствует совершествованию выразительности
речи. Итак, вот мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, но не просто, а
так как буд­то это грудной ребенок. горячая кострюля, 15­ти кг. гиря, живая
мышь.
Отдохнули присаживаемся на места.

Детям бывает трудно построить связный рассказ, даже просто пересказать
текст, хотя пересказ считается самым простым из видов связного
высказывания. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать
последовательность развития событий. Задача взрослых ­ научить детей
выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные
действия. Для решения этой задачи Дина Камильевна и Регина Фанилевна
используют МНЕМОТАБЛИЦЫ. Вам слово коллеги!
Ведущий. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какой ведущий вид деятельности
в детском саду? А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью
является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет
использование дидактических игр. Сейчас мы с вами узнаем, какие же игры по
развитию речи детей использует Гульнара Венеровна.
Ведущий. Далее мы поговорим о методе, который способствует развитию
свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу
на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс
дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и
других членов семьи. Итак, о каком методе идет речь? Конечно же это метод
проектов. Один из таких проектов по развитию речи разработала и начала по
нему работать Гульназ Вазировна.
Ведущий: Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть, а как известно из
игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того
чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо
иметь багаж знаний по формированию речи. Приобретением нового и
развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. . Вам предстоит

пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это
будет несложно, но удачи все же пожелаю!
Наталья Маратовна, Эльмира Ириковна сегодня вы члены жюри. Ваша задача
оценить по достоинству знания каждой команды, за правильный ответ
команда получает жетон, в конце игры эти жетоны будут посчитаны, и
выявлены победители игры.
1. Итак первый конкурс экспресс­ опрос «Развитие речи»
­
Назовите формы речи?
(диалогическая и монологическая)
­Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств,
качеств, действий? (описание)
­Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,
творческое рассказывание)
­Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы
педагога)
2. Составьте мнемотаблицу к предложенному с/х
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
3. Переведите пословицы на русский язык
­ Сын леопарда ­ тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/
­ Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
­ Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
­ Молчаливый рот ­ золотой рот (Германия)
/Слова ­ серебро, а молчание ­ золото/
4. Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве
словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол ­
круглый; пруд ­ большой.
Список ­
Критика ­
Звезда ­
Книга ­
Кругозор ­
Закон ­
Лекция ­
Счастье­
Дом ­
Пища ­
Приказ
Дефицит ­

Действие
Шрифт ­
5. Разработайте краткосрочный проект по речевому развитию.
6. К какому виду творчества это относится?
« Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из­под воротни лают ворота»
(Небылица.)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»
(Потешка)
Слово жюри. Объявление результатов игры, подсчет жетонов.
Награждение грамотами за конкурс "Осенний колейдоскоп"
Проект решения Педагогического Совета.
1. Усовершенствование предметно – развивающей среды на группах в
соответствии с возрастом детей. Оформить стенды для родителей "Развитие
связной речи дошкольника"
Срок: постоянно
Ответственный: воспитатели, старший воспитатель
2. Изучение современных образовательных технологий по развитию речи у
воспитанников детского сада.

Срок: постоянно
Ответственный: педагоги ДОУ
а) Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи
дошкольников
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель
б) Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры,
формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
Срок: постоянно
Ответственные: педагоги ДОУ
3. Организовать МО воспитателей по проблемам речевого развития в ДОУ
"Организация воспитательно­образовательной работы по речевому развитию в
ДОУ"
Срок: ноябрь 2016г.
Ответственные: педагоги ДОУ
4. Организовать и провести неделю театра с использованием разных видов
театра.
Срок: январь 2017г.
Ответственные: педагоги ДОУ

Рефлексия: отметка на мишени «Обратная связь». Просьба оставить отметку
на мишени в четырёх секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей
работы по четырём критериям: 1) деятельность ведущего, 2) содержание
педсовета, 3) деятельность участника (самооценка), 4) психологический
климат на педсовете.
Правила для смелых и упорных педагогов
Если вы испытываете затруднения в работе по
развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не
иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос.
Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать
ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом,
или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов
обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно
ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект
еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям,
и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом –
улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...