Мероприятия посвященные красоте родного языка. Сценарий развлечения «День родного языка

Гулия Гарифуллина
Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Теремок»

Сценарий , посвященный

Международному дню родного языка

на тему :

«О родной язык , певучий… »

Составила и провела :

воспитатель

Гарифуллина Г. А.

Альметьевск 2015г.

Цели :

Закреплять знания о значении родного языка и необходимости изучения других языков ;

Воспитывать чувство патриотизма и гордости;

Способствовать развитию нравственных качеств характера;

Развивать у детей круг познавательных интересов;

Систематизировать и закреплять знания о Родине.

Ход мероприятия:

Мероприятие начинается с дефиле народных костюмов . В зал, под трогательную национальную музыку, входят в порядке очереди :

Первая тройка (воспитатель (1) в центре, ведет за руки детей (2) делает круг почета по залу, демонстрирует свои костюмы и встает полукругом вдоль украшенной стены, противоположенной зрителям.

Вторая, третья и последующие тройки проделывают те же самые действия, и встают рядом с предыдущими.

Дефиле завершает ведущий в национальной одежде, занимает место в центре зала :

Вед : Родной язык !

Он с детства мне знаком,

Родной язык !

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Вед : Вот уже 15 лет отмечается международный день родного языка . Этот праздник очень важный и нужный.

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране. Послушайте, как звучит речь на армянском языке .

Стихи на армянском языке

(рассказывают воспитанники армянской национальности и их родители)

Вед : В нашем городе и республике мы можем услышать речь на разных языках : русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, таджикский, азербайджанский и другие языки . Дети разных национальностей есть и в нашем детском саду. Для нас представители азербайджанской национальности расскажут стихи на своем родном языке и расскажут о своем любимом национальном блюде.

Стихи на азербайджанском языке , презентация национального блюда

Вед : Каждый народ по своему восхвалял свой язык . А сейчас вашему вниманию блок номеров узбекской национальной культуры.

Стихи на узбекском языке

Андижанская полька

Игра «Тюбетейка»

Вед : В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Стихи на русском языке

1. Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

2. Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Выступление ансамбля ложкарей (исполняют дети)

Вед : В нашей стране два государственных русский и татарский, и в нашем детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский.

Игра «Переводчик»

(ведущий на русском языке называет слова , дети говорят татарский перевод этих слов)

Татарский танец

Вед : У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура, но всё же основной отличительной чертой каждого народа является язык , а также национальный, народный костюм .

Презентация «Костюмы народов Поволжья»

Вед : Во все времена, люди всех национальностей любили играть, мы тоже знаем и любим играть в народные игры :

Блиц-опрос для всех присутствующих : «Назови игры»

Вед : Вот сколько разных игр мы знаем, хоть названия у них и разные, зато правила игры бывают похожие. В нашей стране в дружбе и согласии живут люди разных национальностей, сегодня мы с вами еще раз смогли в этом убедиться. Приглашаем всех в центр зала и предлагаем скрепить нашу дружбу танцем.

Общий хороводный танец «Дружба»

(после игры все занимают свои места)

Вед : В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык .

Песня «Солнечный круг»

(с переводом на русский, татарский, английский язык исполняют дети подготовительной группы)

Вед : Действительно, все языки прекрасны , каждый язык красивый . Не забывайте, любите свой родной язык , берегите его, гордитесь им!

Исполняется песня «И, туган тел»

(с переводом на татарский и русский язык )

Вед : Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты. До свидания!

Подготовила и провела :

воспитатель по обучению детей татарскому языку

МБДОУ «Детский сад №15 «Теремок»

Гарифуллина Гулия Аминовна

Публикации по теме:

«8 Марта». Праздник, посвященный Международному женскому Дню Сценарий праздника, посвященного 8 марта для детей старшего дошкольного возраста д. /с. Комбинированного вида № 15 «Аленка» Дети входят.

Конспект ООД «Поэзия - духовность нации, аромат родного языка». Цель. Закреплять навыки выразительного рассказывания стихов. Развивать воображение, речь, память. Учить называть приметы времён года. Учить.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Международный день родного языка» Цель: Познакомить детей с "Международным днем родного языка". Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать.

Развлечение, посвященное Дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Развлечение, посвященное дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Подготовила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский.

Сценарий праздника посвященный Международному женскому Дню 8 марта для 2 младшей группы Сценарий праздника к 8 марта Дети входят под песню «Варись, варись кашка» Танец Поварята Ведущий: Праздничное утро В дом стучится к нам,.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей; через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.

Задачи:
Образовательная:
— дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
— формировать у детей навыки слушательской культуры;


Развивающая:

— развивать у детей любознательность и интерес к языкам.


Воспитательная:

— воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Предварительная работа: за 1 неделю до проведения занятия каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10×10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.

Ход занятия

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

. — Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\

— На глобусе мы можем увидеть все страны.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы — украинском.

белорусы — белорусском.

поляки — польском.

немцы — немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Стихи (рассказывает ребенок)

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Нет!

Загадки:

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

Всегда во рту, а не проглотишь.

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

Антонимы — слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно — тепло: широкий- узкий, толстый — худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо — плохо.

длинный — короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура — жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

ручка (рука,то, чем пишут, часть двери)

Кисть (часть руки, для рисования)

Лук (овощ, то, чем стреляют)

Кран (в ванне стоит, строительный)

Коса (прическа, то чем траву режут)

Молния

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа

Игра на русском языке : «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

— Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

— Язык острее бритвы.

— Язык до Киева доведёт.

— Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

— Язык мой — враг мой.

— Языком не спеши – спеши делом.

— Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. — Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.

Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит…
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля –

Это родина моя.

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Россия как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и горы,

Раздолье, русская душа.

Родина – это звёзды кремля

Родина – это леса и поля,

Родина – это трель соловья,

Это Великая наша Нева.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Литературная композиция, посвященная Дню родного языка

Тема: день родного языка

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

    Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

    Продолжать развивать и коррегировать устную связную речь учащихся, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

    Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов -«Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка».

Ведущий: Язык-одна из величайших загадок человеческого бытия. Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.

Вопрос детям: А сейчас люди разговаривают на одном языке?(Нет) Хотите узнать как появились другие языки на Земле? Давайте посмотрим как это произошло.

!(пять слайдов презентации)

1-й ведущий (слайд 1) Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

2-й ведущий (слайд 2) Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

(Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства)

(слайд 3) Господу не понравилось это дело.

(слайд 4) В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

(слайд 5) Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

Ведущий: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля

(следующих 2 слайда)

Ведущий : Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

(следующий слайд)

Ученик:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Так тяжко на Земле без языка!

Не высказать ни счастья, ни печали...

Безмолвны горы долгие года.

О чём они, возвысясь, замечтали?

Всё в языке: рожденье, первый шаг,

Любовь и жизнь на новом взлете.

И если вдруг исчезнет мой язык.

То и меня вы больше не найдете!

Ведущий : Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, С.Я. Маршак, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

(следующий слайд)

Родной язык

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже я десять лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

(следующие слайды про многонациональность)

Ученик:

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

Ведущий: Вот давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, но могли говорить и придумали за много сотен лет такие мудрые выражения – как пословицы. Наш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? Дети: (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

Ведущий:- Для чего нужны пословицы?

Дети : (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Ведущий: Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

И от беды нас берегут.

Объявляется такая игра «Собери пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их.

(Кто больше соберет пословиц,тот получит жетончик, а в конце занятия мы определим лучшего знатока родного языка)

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

Ведущий: В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны.

Вопрос 1 кл.

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопрос 2 кл.

Сколько согласных букв? (21)

Вопрос 3 кл.

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)

Вопрос 4 кл.

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Вопрос 1 кл.

Сколько гласных букв? (10)

Вопрос 2 кл.

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Вопрос 3 кл.

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Вопрос 4 кл.

Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

Вопрос 1 кл.

Как пишутся имена собственные?

Вопрос 2 кл .

Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др

. Вопрос 3 кл.

Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Вопрос 4 кл.

Сколько падежей в русском языке?

Ведущий: Проверим выполненные задания участников.

Ведущий: Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался « сечень », потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и « лютым » - ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя « березозол ».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи - сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя « цветень », а маю - « травень ». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Ведущий: В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий : «Наш язык-наш меч,наш свет, наша любовь, наша гордость»-писал К.Г Паустовский. А Н.Г.Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

(следующий слайд)

Конкурс «Крылатых выражений»

Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

2-й ведущий Раскройте смысл этих выражений.

1.Во весь дух. (быстро)

2.Сесть в лужу. (быть обманутым)

3.Прикусить язык. (замолчать)

4.Знать на зубок. (выучить)

5.Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

6.В час по чайной ложке. (медленно)

7.Водить за нос.(обманывать)

8.Зарубить на носу. (запомнить)

9.Чесать языком. (болтать)

10.Делать из мухи слона. (преувеличивать)

11.Белая ворона. (о лишнем человеке)

12.За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Молодцы,ребята!

Ведущий: А вот еще- писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).
Надо быть знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица»

Ведущий: Много интересного вы узнали о нашем родном языке и о том, что очень много еще языков на Земле существует. Р ебята! А в нашей школе для некоторых детей родным языком является не только русский язык, но и эрзянский. .

Об эрзях как и о мокшах сообщал один иранский ученый в начале

В раннем средневековье эрзя - народность, которая оказывала сопротивление , и . Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному .

В отличие от мокши, признавшей в зависимость от , эрзяне отступают на в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление. Письменность у мокшанского и эрзянского языков возникла во второй половине этих языков полностью совпадают с русским алфавитом

Мы сейчас с вами послушаем песенку на эрзянском языке, которую исполнят наши ребята.

(МОРДОВСКАЯ ПЕСЕНКА)

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий: Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота! И чтобы не потерять эти крупицы золота давайте постараемся запомнить простые правила речи.

(слайд «Заповеди речевого поведения»)

Ведущий:

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.


В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!

Ведущий:

В международный день родного языка

Тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.

У кого набралось больше всех жетонов, тот получает грамоту как лучший знаток родного языка.

РЕФЛЕКСИЯ: Лучики солнца.

Детям предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

(Красные- ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ЗАНЯТИЕ,

ЖЕЛТЫЕ- не очень ПОНРАВИЛОСЬ

СЕРЫЕ-НЕ ПОНРАВИЛОСЬ)

Ход мероприятия

1. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

3. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

4. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

5. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

6.Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

7. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

8. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

9. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В Московской области, в Чеховском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

Дети приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском, молдавском языках, держа в руках флажки этих стран.

10. Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

Русская народная песня в исполнении ученицы 2а класса.

11. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

12. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

Дети читают высказывания о русском языке:

13."Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

14."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

15."Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

16. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

17. С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

18. Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)

19. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

20. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Девочки 2б исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод.

21. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

22. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -

23. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

24. Инсценирование басни И.А.Крылова “Квартет”.

25. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

26. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Пословицы.

27. Сначала подумай - потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори - больше дела твори.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.

28. У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

29. Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

30. Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

31. Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый
Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Женя в полминуты
Переделаем в ежа.

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.

32. Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!

Русский народный танец исполняет ученица 2г класса.

33. Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский.
Как этот русский лес.

34. И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

35. Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.

Частушки в исполнении ребят 2а класса.

36. Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

37. Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

38. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

39. Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

40. На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу.
Всех писателей прочел я.
Стать писателем хочу.

41. Ты б сначала научился
Безошибочно писать.
Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

42. С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту.
Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

43. Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья.
Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

44. Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята 2д класса)

45. Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.

46. Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.

47. Вспомнится наречие “светло” -
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.

48. Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!

49. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Дети исполняют песню “У моей России”.

50. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

51. Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

52. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

53. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.

54. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Методическая разработка праздника, посвященного

Международному дню родного языка «В начале было слово»,

предназначенного для учащихся 9-11классов

Цели:

1) содействие уважению, а также поощрение и защита родного языка, лингвистического разнообразия и многоязычия, повышение осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охрана нематериального наследия человечества и сохранение культурного разнообразия;

2) познакомить учащихся с праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Ход мероприятия

2 чтец

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

1 чтец

Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе

1 ведущий

Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

2 ведущий

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны

1 ведущий

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В Ставропольском крае и Минераловодском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

Дети приветствуют гостей праздника на азербайджанском, украинском, греческих языках, держа в руках флажки этих стран.

2 ведущий

Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

[ http://festival.1september.ru/articles/639184/ ]

1 ведущий

Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В ней, и только в ней, есть содержание. Она представляет собой послания. Прочитаем же его.

Выходят группами дети начальной школы, каждый учащийся держит букву

1 уч. АЗЪ - «Я»

2 уч. БУКИ - «Буквы, письмена»

3 уч. ВЕДИ - «знать, ведать, познать»

Вместе: АЗ, БУКИ, ВЕДИ - «Я знаю буквы»

4 уч. ГЛАГОЛЬ - «слово»

5 уч. ДОБРО - «достояние»

Вместе: ГЛАГОЛЬ ДОБРО - «говори добро»

6 уч. ЕСТЬ - «быть»

7 уч. ЖИВИТЕ - «жить в труде, а не прозябать»

8 уч. ЗЕЛО - «усердно, со рвением»

Вместе: ЕСТЬ, ЖИВИТЕ, ЗЕЛО - «трудитесь усердно»

2 ведущий

Совокупность фраз и составляет азбучное послание.

Все

Я знаю буквы:

Письмо - это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям -

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно -

Знание - дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь.

Русская народная песня «Россия»

1 ведущий

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

2 ведущий

Светло-светлая и красно украшенная земля русская.

Многими красотами ты нас дивишь.

Сойдемся, братья и друзья, сыновья русские.

Составим слово к слову и возвеличим землю русскую.

1 ведущий

Да и как не любить эту землю,

Где как лебеди девицы,

Где под ласковым небом

Каждый с каждым поделится

Божьим словом и хлебом.

Листья капают с деревца

В безмятежные воды,

И звучат, как метелицы,

Над землей хороводы.

Хоровод под песню «Улетай»

1 ведущий

Неоценимый вклад в развитие науки и культуры, родного языка внесли известные ученые, писатели, государственные деятели.

2 ведущий

Нельзя не упомянуть и о великом просветителе А.С. Пушкине, ведь именно он создал гражданский русский язык.

1 ведущий

Кто не знает замечательных творений А.С. Пушкина о добре и зле, о красоте и уродстве и, конечно же, о любви.

Инсценирование фрагмента произведения А.С. Пушкина «Цыгане»

Песня «Синие лебеди»

2 ведущий

Россия! Её поля, горы, долины, её леса и реки, бури её и грёзы, весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах

Русский народный танец «Сапожки»

1 ведущий

Россия – Родина моя!

Есть на земле края иные,

Где шум лесов и звон ручья

Почти такие ж, как в России.

Но небу одному равна

Над головой своей по шири,

Ты первой названа, страна,

Надеждой мира в целом мире.

Песня «Колокола»

Чтец 1

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ведущий 1

Вот и закончился наш праздник во славу родного языка. Пусть этот праздник во славу человеческого ума, многоголосья русской культуры будет всегда у вас в душе. И пусть каждый год 21 февраля вы будете ощущать себя частичкой всего мира.




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...