Новоселова с л компьютерный мир дошкольника. Современные проблемы науки и образования

Несмотря на все опасения, касающиеся введения информационных технологий в жизнь дошкольника, компьютерные классы открываются не только в школах, но и в детских садах. Развернутый комплекс методик, использующий компьютерные технологии для создания развивающей среды в детском саду, был разработан под руководством С. Л. Новоселовой ассоциацией «Компьютер и детство» в конце 1980-х гг. Эта программа основана на подходе, близком к идеям С. Пейнерта, переосмысленном в рамках деятельностного подхода. В программе освоение компьютера интегрировано в комплекс методик по развитию игровой деятельности. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника для авторов является, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии.

Сами дети проявляют большой интерес к компьютеру как к части взрослого мира, к способам управления им и возможностям решения познавательных задач. Компьютер изначально не является игрушкой для ребенка, а в играх возникает как один из инструментов взрослого: ребенок играет в работу на компьютере так же, как играет в водителя автобуса.

Компьютерные игры, используемые в программе С. Л. Новоселовой , были ориентированы на развитие восприятия и логического мышления, но кроме них был введен новый вид игры - режиссерская компьютерная игра.

На занятиях в компьютерном классе дошкольники получали не только первые навыки работы с компьютером, но в результате этих занятий у них развивалось теоретическое мышление. По мнению авторов программы, это связано с особенностью «действования» с компьютером, где способ действия оторван от практического поля деятельности и должен быть осознан еще до действия, иначе невозможно его представление в виде алгоритма-программы. Отсутствие «прямого вмешательства рук» и необходимость каждый раз представить, что и как надо сделать, ведет к развитию абстрактного мышления и рефлексии, возможности прогнозировать результат, усиливает проектные качества мышления. Дети, как правило, работают небольшими группами, и в процессе занятий возникает общение по поводу выполняемых задач, взаимопомощь и сотрудничество.

С помощью компьютерной режиссерской игры и реальной ролевой авторы пытаются теснее связать игру и собственно обучение. Учебно-тренировочные задания в развивающих играх связывались сюжетом, и этот сюжет проигрывался отдельно в ролевой или сюжетно-дидактической игре. Был разработан комплексный метод руководства игрой, включающий четыре основных компонента:

  • обогащение познавательной сферы дошкольника, т.е. развитие общих представлений о действительности и действиях человека в ней;
  • изменение и обогащение предметно-игровой среды, т.е. подбор тематических игрушек, иллюстраций, побуждающих к ролевой и режиссерской играм с определенным сюжетом;
  • игровой опыт в компьютерном зале и в реальных играх, причем с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи реальных событий (в форме сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, в том числе совместных со взрослым), т.е. программа включает целенаправленное обучение детей игре;
  • активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе обучающей и режиссерской игры на компьютере и ролевой игры; подобное общение должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.

Авторами разработаны полные циклы занятий (познавательных, игровых, компьютерных) на темы «Море», «Космос», «Город» и «Лес». Компьютерным компонентом этой программы являются учебно-тренировочные игры-задания на развитие памяти, восприятия, мышления, объединенные материалом, относящимся к одной сфере действительности и связываемые единым сюжетом на вводных игровых занятиях, а также компьютерная режиссерская игра. Разработчиками сделана попытка перенесения режиссерской игры с куклами и предметами-заместителями на экран компьютера. Например, ребенку задана ситуация, где изображена некая окружающая среда (например, морской пейзаж) и герои - характерные фигурки, которые можно передвигать по экрану. При этом у ребенка есть возможность изменять как саму среду, так и героев игры, и, что самое важное, введены неопределенные объекты - «возможные предметы-заместители», которые могут приобретать в игре различное функциональное и смысловое значение. Таким образом, создана условная ситуация и присутствуют предметы-заместители, с которыми ребенку предлагается осуществлять собственно игровые действия - представить некоторый сюжет с ними. Все действия ребенка фиксируются в виде мультфильма, который можно потом воспроизвести, что приближает эту игру к продуктивным творческим видам деятельности и является дополнительным подкреплением для ребенка. Однако при этом возникает вопрос, насколько ребенок в таком виде деятельности ориентирован на процесс, на саму игру, а насколько для него значим результат - продукт творчества? Является ли это занятие собственно игрой или работой над созданием мультфильма? Важно подчеркнуть, что для введения ребенка в сюжеты интеллектуальных игровых заданий и режиссерских игр до занятий в компьютерном классе и после них проводятся игры-драматизации и ролевые игры по сходной тематике.

При осуществлении этой программы авторы отмечают трудности построения собственных сюжетов, особенно если ребенок недостаточно знаком с обыгрываемой сферой действительности и возможными в ней действиями людей. Эти трудности аналогичны проблемам формирования ролевой игры, описанным Д. Б. Элькониным, когда для возникновения игры детей надо было ознакомить не с некоторой областью действительности вообще, а с содержанием деятельности человека в ней. Так как в создаваемом ребенком сюжете отсутствовала речь, очень большое значение приобретали собственные комментарии ребенка, пояснение движения и отношений фигурок на экране. У части детей этот рассказ играл главную роль, а компьютерное представление сюжета оставалось свернутым.

После усвоения всех режиссерских программ дети выбирали компьютерную режиссерскую игру по своему желанию. Отличительной чертой этого этапа являлось переключение детей с режиссерской игры на компьютере на сюжетно-ролевую. Причем содержание сюжетно-ролевой игры обогащалось за счет влияния режиссерской игры за компьютером.

Таким образом, в данном эксперименте специально организованная компьютерная игра рассматривается как дополнительное средство для развития традиционной сюжетно-ролевой игры. Авторы особенно подчеркивают эффект методики на развитие собственно ролевой игры. Однако проведение комплексных занятий по развитию игры само по себе должно было продвинуть игровые навыки детей, даже при исключении компьютерного компонента.

С другой стороны, у режиссерской игры есть некоторые особенности, которые, с нашей точки зрения, осложняют применение компьютера как основы этого типа игры. Вся режиссерская игра (сюжет, роли, действия) происходит в речи, внешней или внутренней, а внешнее действие с развитием игры становится все более свернутым. Здесь важен постоянный переход ребенка на позиции между ролями, диалог между ними, авторская позиция «сверху». Компьютерные же объекты, наоборот, не расширяют, а ограничивают свободу смены позиции, манипулирование ими само превращается в отдельное действие, внимание концентрируется на «компьютерное™» и технологических особенностях игры. При этом использование речи минимально. Именно отсутствие необходимости объяснять кукле, как она должна двигаться, возможность «прямого вмешательства рук», непосредственное действие за нее и делает куклу более «живой», чем даже анимированное изображение на экране. Кукла лучше «понимает», потому что понимает она умом ребенка, который прямо действует за нее, а не переводит свой замысел на язык компьютера. Можно предположить, что компьютерная режиссерская игра, созданная в рамках этой программы, представляет скорее удачный вариант творческой деятельности по созданию детьми мультипликационных фильмов, но не является игрой в чистом виде.

Вопрос о связи традиционной сюжетной игры, обладающей огромным развивающим потенциалом, и компьютерной игры весьма актуален. Как было показано выше, ролевая игра занимает сегодня существенно меньшее место в жизни дошкольника, чем прежде. Вероятность того, что компьютерная игра может компенсировать сокращение ролевой игры, нуждается в специальном рассмотрении.

  • Новоселова С. Л., Пешку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Центр социологииобразования РАО, 2000.

Введение

Введение Актуальность работы в том, что в настоящее время мировая система образования модернизируется на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые имеют большие перспективы для развития детей дошкольного возраста. Кардинальные перемены во всех областях жизни человека, которые несут информационные и коммуникационных технологии требуют иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. Для этого создается принципиально новая технология приобретения знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний, новые курсы обучения и методики их преподавания. Все это должно способствовать активизации интеллекта детей, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостной картины мира, а в дальнейшем полноправного члена информационного общества. Как отмечал Стоин Г. «Нации и народы, дети которых продолжают играть в традиционные, освещенные вековой традицией игры, будут прогрессивно отставать в своем развитии, в то время как нации, в культуру которых вошли компьютеры, искусственный интеллект и другие достижения информационной технологии, окажутся в заведомо сильнее». В осмыслении значения компьютерных и электронных игр с автором нельзя не согласиться. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. Компьютер рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). Сегодня многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), дети, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз. Те не менее, педагогам и родителям следует помнить, что не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры. Цель работы состоит в изучении компьютерной и электронной игры как важного фактора развития возможностей и способностей ребенка. Объект исследования – развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования - влияние электронной и компьютерной игрушки на развитие детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Рассмотреть особенности влияния современных компьютерных и электронных игр на развитие дошкольников. 2.Изучить использование электронных и компьютерных игр в дошкольном возрасте. Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Заключение Общение с современными гаджетами вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка посредством сочетания игровых и неигровых моментов. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. Но компьютер может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, что следует учитывать как родителям, так и работникам ДОУ. Однако в целом недостаточная оснащенность материальной базы дошкольных образовательных организаций, отсутствие мультимедийных материалов для детей дошкольного возраста, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам, сдерживают процесс информатизации дошкольного образования. Отсутствие достаточной подготовки педагогов к использованию НИТ в дошкольном образовании требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования, совершенствование компьютерной грамотности, увеличение словаря терминов для дошкольников.

Список литературы

Список литературы 1.Васенина С. И. Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 8-10. 2.Дроговцова, Н. О. Познавательный диалог в компьютерной игровой среде / Н. О. Дроговцова, Е. А. Тупичкина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 49 - 57. 3.Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 272 с. 4.Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят.[Текст]/Е.Я.Кривич- М.: Издательство ЭКСМО, 2006. 5.Ломбина, Т. Н. Психологические особенности взаимодействия дошкольников с информационными технологиями / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 23 - 30. 6.Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с. 7.Осипова Т.Г. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста. [Текст]/Т.Г.Осипова// Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.149-161 8.Развитие личности ребенка / Под ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. - 576 с. 9.Сафонова Л. А. О проблеме выбора обучающих компьютерных программ для детей // Проблемы образования в условиях инновационного развития: сб. ст. по материалам Всерос. заочной науч.-практ. конф. «Проблемы образования в условиях инновационного развития» (25 февраля – 01 апреля 2014 г.) [материалы] [Электронный ресурс] / редкол.: Т. И. Шукшина (отв. ред.), С. Н. Горшенина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – С. 79-81 10.СимоновичС.,ЕвсеевЕ.Занимательный.компьютер.М., 2004. 11.Старшова, Н. В. Как помочь ребенку сохранить здоровье / Н. В. Старшова // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 51 - 54. 12.Степанова, М. И. Правила безопасного общения с компьютером / М. И. Степанова // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 40 - 50. 13.Эльконин Д.Б. Детская психология: пособие для студентов высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

Все начинается с детства

все в твоих руках

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Формирование развивающей среды в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Увлечения: разведение комнатных цветов - узумбарской фиалки, вышивка крестиком

Страна: Россия

Регион: Ямало-Ненецкий АО

Населенный пункт: п. Пурпе, Пуровский р-н, Тюменская обл.

Учиться никогда не поздно

Использование компьютера в ДОУ: за и против

Введение…………………………………………………………………2

  1. Особенности применения компьютера в работе с дошкольниками……….......................................................................3
  2. Требования к педагогу, ведущему занятия в компьютерно-игровом комплексе………………………………………………....4
  3. Возможности компьютерных программ………………………….5
  4. Отрицательные последствия работы детей дошкольного возраста на компьютере………………………………………......................6

Заключение……………………………………………………………...8

Библиографический список……………………………………………9


Введение

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные образовательные учреждения в частности стал особенно актуален в наши дни.

В настоящее время все большее значение имеет раннее выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста. Компьютер стал привычным предметом в доме. Учитывая его широкие возможности и преимущества, можно предполагать, что с каждым годом он будет использо­ваться все шире и шире, а возраст пользователей будет снижаться.

Дети сегодня проводят у компьютера все больше времени. Отношение взрослых к этому разное: кто-то предпочитает полный запрет, а кто-то позволяет своему ребенку пользоваться им бесконтрольно. Можно ли найти золотую середину, как помочь ребенку научиться получать от компьютера пользу? С какими опасностями могут столкнуться наши дети при общении с ним и что нужно сделать, чтобы предотвратить их? Эти вопросы постепенно решаются, но до сих пор не утрачивают своей актуальности.


1.Особенности применения компьютера в работе с дошкольниками.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего – любимый компьютер. (8.с14)

Рассматривая вопрос, с какого возраста начинать готовить детей к компьютеризированному будущему, Е.Зворыгина, Н.Тарловская указывают, что к игре на компьютере ребенок может приобщиться лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др. Они являются базовыми для формирования того или иного типа действия. 1.с.25

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая.

Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.6.С.74

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.2.с.68

2. Требования к педагогу, ведущему занятия в компьютерно-игровом комплексе

Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер.

Предъявление детям программ с самого начала осуществлялось в рамках комплексного руководства игрой (Е. В. Зворыгина). Работа с детьми включает четыре части:

2. Обучающая игра на компьютере.

3. Проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.

4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самодеятельной игре детей в игровом зале (с опорой на модули и другие игрушки), а также в условиях детского сада и семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжетно-ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей - в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, конструктивной, трудовой.

В рамках этого метода были разработаны специальные методические рекомендации к каждой компьютерной игре.

Опыт работы с детьми в КИК убедительно показал, что в условиях комплексного метода руководства компьютерными играми можно эффективно реализовать их развивающую сущность.

Работа с детьми - ведущий раздел работы педагога КИК. Он требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.

Вместе с тем, педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др., длится от 35 до 50 мин. При этом дети могут быть за экраном не более 15 - 20 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 7 - 10 человек, для обслуживания одной возрастной группы, требуется не менее 2 - 3 час. Только педагог - мастер может вынести такую нагрузку и правильно использовать компьютер как мощное средство индивидуализированного воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша. В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Педагог авторитарного склада, исполнитель не может работать в КИК. Педагог КИК - всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведения ребенка (его действий, эмоциональных проявлений, речи) на результаты, полученные в ходе игры (изображения на экранах компьютеров), побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп. В детском саду составлен четкий график занятий детей в КИК на неделю. Занятия с каждой возрастной группой проводятся 1 раз в неделю, при этом одновременно занимаются 7 - 8 детей. В основном они занимаются индивидуально. Иногда содержание компьютерной игры требует, чтобы дети играли парами. Например, в играх «Космос», «Куб-игра», «Матрешки» играющие должны выступать как партнеры. При индивидуальной организации компьютерных игр новичка лучше посадить с ребенком, который может объяснить, как играть. Не стоит запрещать детям играть парами, если они хотят и умеют действовать вдвоем. Вместе они планируют свои действия, добиваются интересных решений.

Особо надо отметить и работу педагога по оформлению помещения КИК и изменению предметно-игровой среды в нем в зависимости от содержания предстоящего занятия с детьми. Иногда необходимо принести новые предметы, например глобус перед игрой «Климат», иногда подготовить новые пособия, картинки, пластинки, кассеты для прослушивания музыки, освободить все игровое пространство, чтобы дети могли, например, из крупных средообразующих моделей построить необходимые сооружения и т. д:

В детском саду реализуется принцип развивающего обучения и используются дифференцированные формы организации занятий с применением компьютеров, специального игрового оборудования и видеотехники. На основе тематического годового плана своей группы каждый педагог осуществляет еженедельное планирование и в зависимости ох программных задач и состава группы детей решает, каким образом и где он будет реализовывать воспитательно-образовательные задачи: на экскурсии, в видеосалоне, на индивидуальных, подгрупповых или фронтальных занятиях в группе, в компьютерно-игровом комплексе. Фронтальные занятия при таком подходе сокращаются до минимума. Предпочтение отдается индивидуально-ориентированному обучению. Компьютер помогает ребенку стать активнее, самостоятельнее, полнее раскрыть свою индивидуальность. 13

3.Возможности компьютерных программ.

Одним из актуальных направлений в исследованиях компьютеризации обучения является решение комплекса проблем, связанных с разработкой и использованием компьютерных программ в обучении детей дошкольного возраста.1.с.23

Многие исследователи (О.Горвиц, О.Тараканов и др.) рассматривают компьютер как игрушку. Например, О.Тараканова считает, что компьютер представляет собой лучшую игрушку на сегодняшний день, т.к. именно он может служить уникальным посредником между реальным миром ребенка, позволяя рассмотреть любые ситуации реального и даже фантастического мира.(2.с.154)

Наиболее интересными программами, которые могут быть использованы для развития ребенка, А.В.Леонтович считает следующие:

Во - первых, это компьютерные презентации, у которых свой очень интересный язык: лаконичный, образный, почти художественный, прекрасно выстраиваемый и, главное, - предельно простыми средствами.

Во – вторых, это создание собственных сайтов, сервисов, программ «Фотошоп» для монтажа фото.

В - третьих, это игровые программы.8.с.15

Как указывает Е.Зворыгина, компьютерные программы с ролевыми способами решения игровых задач побуждают ребенка поставить себя на место другого, помочь персонажу преодолеть препятствия, порадоваться за успехи. Образцом сюжета таких игр могут служить народные сказки и другие произведения фольклора.1.с.23

Перечисленные программы помогают создавать эмоциональный художественный продукт. Надо отметить, что одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

В результате проведенного исследования Т.Хризман, Е.Васильева делают выводы о том, что компьютерные игры помогают дошкольникам становиться активнее, самостоятельнее, раскрыть свою индивидуальность (1.с.25).

Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.3.с.93

4.Отрицательные последствия работы детей дошкольного возраста на компьютере

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение.(8.с20)

Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ребёнку нельзя работать за компьютером в темноте.

При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает. 7.с.39

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Кисти рук малыша должны находиться на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.

Психическая нагрузка

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

Излучение

Изначально все боятся радиации от компьютерного монитора. Но Л.А Леонов и Л.В.Макарова считают, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.7.с.57


Заключение

Хотим мы этого или не хотим, компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта, и, наверное, пытаться искусственно ограничить возможности «общения» ребенка с этим предметом – дело безуспешное.

Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Вывод очевиден: все хорошо в меру, и каждый человек должен знать, что для него вредно и губительно, а что идет на пользу. Взрослым же необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на воспитание у ребенка правильного отношения к компьютеру, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с книгами, музыкой, живописью, кинематографом, общение с друзьями и с умными, понимающими взрослыми.


Библиографический список

  1. Вахрушева Л.Н.Познавательные сказки математического содержания для дошкольников Текст: Методические рекомендации для студентов пед. вузов/ Сост. Л.Н.Вахрушева.- Киров: ВГПУ, 2001.-32
  2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: учебник для вузов/ Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова и др.- М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.-280с.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. [Текст]/Ю.Горвиц, Л.Поздняк// журнал Дошкольное воспитание.- 1991.- №5 - с. 92-95.
  4. Гурьев С. В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста. http://www.rusedu.info/Article849.html
  5. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатики [Текст]/ А.А. Зубрилин//Информатика в начальном образовании. -2001.- № 3, с. 3 – 16
  6. Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» [Текст] / Т.В.Калинина//журнал - Управление ДОУ. – 2008. - № 6
  7. Каралашвили: Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет [Текст]/ Е.Каралашвили// журнал Дошкольное воспитание. 2002.- № 6, с.39 - 41.
  8. Леонов Л.А., Макарова Л.В. Здоровье ребенка и компьютер [Текст] Л.А.Леонов//журнал Виноград.-2010. №4 – С.20.
  9. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / В.Моторин// журнал. Дошкольное воспитание, 2000.- №11, с. 53 - 57.
  10. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника[Текст] /С.Л.Новоселова//- М.: Новая школа, 1997.
  11. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры [Текст] / Е.Петрова// журнал Дошкольное воспитание, 2000.- №8, с. 60 - 68.
  12. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов [Текст] / Л.А.Федорович//Логопед в детском саду.-2005. – № 5-6 (8-9).

О себе

Работаю в детском саду 19 лет (из них 10 лет инструктором по физ. воспитанию). Работу очень люблю, а детей еще больше. Замужем, три девочки, младшая хпойдет в первый класс. Учусь заочно ВятГГУ г.Киров, на руководителя ДОУ, но останусь работать в должности воспитателя, - я так решила.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

книга "Умом и сердцем"

Мой взгляд на мир

Группа детского сада - это первое детское общество, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).

Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.).

Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка.

Мои достижения

Я закончила успешно ВятГГу в 2012году, прошла аттестацию на 1 категорию в 2013 году, в 2014 году вошла в резерв управленческих кадров по Пуровскому району.

В 2015 году принила участие в районом конкурсе профессионального мастерства "Педагог года - 215" , стала лауреатом в номинации "Воспитатель года"

Моё портфолио

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе, Пуровский р-н

Консультация для родителей на тему:

«Особенности поведения детей

в период адаптации»

Консультацию подготовила

воспитатель Степанова Л.Ю.

Особенности поведения детей

в период адаптации

Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: «Ты меня любишь?» Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь впервые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.

Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.

Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: «Хочу домой!», «Где моя мама?», отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).

Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).

Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).

Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.

Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 13 (1,11 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

Детская психология учеб.-метод. комплекс курса

М.: ФЛИНТА

1988. ¹ 6. 2. Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1982. ¹ 2. 3. Мир дошкольника : Вопросы и ответы / Сост.

Предпросмотр: Детская психология (1).pdf (0,3 Мб)

2

Сегодня основой при обеспечении интеллектуального, эмоционального, нравственного развития дошкольника является использование информационных и коммуникационных технологий.

3

№1 [Справочник педагога-психолога. Детский сад, 2015]

В журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.

Вопросы для обсуждения: Чем отличается мир дошкольника от мира школьника? Какой мир вам больше нравится? Если мир дошкольника – поднимите красный прямоугольник, если мир школьника – зеленый. 7. Игра «Компьютер» Инструкция.

Предпросмотр: Справочник педагога-психолога. Детский сад №1 2015.pdf (0,4 Мб)

4

Дошкольная педагогика и методики дошкольного образования

Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов педагогических вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профессионально-образовательный профиль «Дошкольное образование»), представляет собой изложение теоретических аспектов дошкольной педагогики и методик дошкольного образования. Подробно раскрываются вопросы, связанные с целостным развитием ребенка. Выделены основные подходы к конструированию воспитательно-образовательного процесса. Особое внимание в пособии уделяется современным педагогическим технологиям, применяемым в работе с детьми дошкольного возраста.

Новоселова С. А., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника . М.: 1997. 40. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина и др.

Предпросмотр: Дошкольная педагогика и методики дошкольного образования.pdf (0,4 Мб)

5

Детская практическая психология учеб.-метод. комплекс курса

М.: ФЛИНТА

Учебно-методический комплекс курса «Детская психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Психология». Издание включает программу курса, планы семинарских и лабораторных занятий, задания для самостоятельной работы и темы рефератов, литературу по курсу и вопросы к экзамену.

66. Мир дошкольника : вопросы и ответы / Сост. С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова, А.В. Потапова. М., 2002.

Предпросмотр: Детская практическая психология (1).pdf (0,3 Мб)

6

Современные проблемы общей и специальной педагогики...

РИО СурГПУ

Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием посвящен актуальным теоретическим и практическим аспектам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В данный выпуск вошли статьи ученых-исследователей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, руководителей ОУ, аспирантов, магистрантов, студентов психолого-педагогических специальностей, раскрывающие сущность обсуждаемой проблемы. Материалы сборника могут быть полезны специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М., 1997. 5. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю.М. Горвица.

Предпросмотр: Современные проблемы общей и специальной педагогики.pdf (0,9 Мб)

7

Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях - ...

РИО СурГПУ

В сборнике представлены статьи научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургутский государственный педагогический университет" и других вузов России. Статьи посвящены проблемам модернизации образовательного пространства; воспитания личности дошкольника и младшего школьника; раскрывают социальную и психологическую ценность детства. Важнейшими задачами конференции и данного издания являются поиск решений по актуальным проблемам современной дошкольной педагогики и педагогики начального образования; активизация исследовательской работы студентов, научная интеграция студенческого сообщества; установление и расширение контактов между студентами, обмен опытом, результатами научных исследований в области дошкольного и начального образования. Материалы публикуются в авторской редакции. Редакционная коллегия за достоверность информации, опубликованной в сборнике, ответственности не несет. При цитировании материалов ссылка на данный сборник трудов и авторов обязательна.

– СПб. : Детство-Пресс, 2000 – С. 41. 2. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М. : Новая школа, 1997. – С. 25.

Предпросмотр: Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях - 2014 материалы Всерос. очно-заоч. науч.-практ. студен. конф. [от 18 апреля 2014 г.].pdf (0,8 Мб)

8

Детская практическая психология в кратком изложении учеб.-...

М.: ФЛИНТА

В учебно-методическом пособии раскрываются основные аспекты профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются общие вопросы организации и содержания основных видов деятельности практического психолога: просвещения, профилактики, диагностики, коррекционной и развивающей деятельности, консультирования. Пособие содержит вопросы и задания для обсуждения по каждой теме и общие контрольные вопросы, тематику семинарских и лабораторных занятий, а также практикум по учебной дисциплине «Детская практическая психология».

1998. № 1, 4, 5, 10-12. Мир дошкольника : Вопросы и ответы / Под ред. Г.К. Кислица и др. М.: Дрофа, 2002. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.

Предпросмотр: Детская практическая психология в кратком изложении.pdf (0,1 Мб)

9

№3 [Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Психология", 2011]

Журнал рассчитан на психологов и специалистов других смежных областей, освещает актуальные проблемы современной психологии.

С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М., 1997. – 128 с. 4. Обухова, Л.Ф. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий / Л.Ф. Обухова, С.Б. Ткаченко // Психол. наука и образование.

Предпросмотр: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология №3 2011.pdf (0,6 Мб)

10

№6 [Современные гуманитарные исследования, 2013]

Оперативная публикация статей аспирантов и соискателей для защиты диссертаций.

– 2008. – №4. – С.89-95; №5. – С.83-89 5. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника . //Новая школа,1997. – 128 с. 6. Ходакова Н.П. Электронные образовательные ресурсы.

Предпросмотр: Современные гуманитарные исследования №6 2013.pdf (1,3 Мб)

11

№10 [Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2014]

Ведущее издание для эффективного управления детским садом в соответствии с ФГОС дошкольного образования Управление организацией дошкольного образования: экономика и финансы, судебная практика, внедрение информационных технологий и другие. В журнале освещаются такие аспекты управления организацией дошкольного образования, как: экономика и финансы, судебная практика, внедрение информационных технологий. Кроме этого, в издании представлены образцы локальных актов и необходимых документов, а специалисты отрасли делятся успешным опытом и экспертным мнением в эксклюзивных интервью.

Данный план включает консультации по темам: адаптация ребенка к новой семье; адаптация приемных родителей к ребенку; как воспитать у ребенка бережное отношение к вещам; эмоциональный мир Мир дошкольника : вопросы и ответы / Г.К. Кислица и др.

Предпросмотр: Диагностика и коррекция детско-родительских отношений (1).pdf (0,2 Мб)

Преимущества и недостатки раннего приобщения детей к ИКТ

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения, играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Компьютерные игры необходимо тщательно подбирать с учетом возраста ребенка и учебной направленности.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

· дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

· глубже постигаются понятия числа и множества;

· быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

· тренируется эффективность внимания и память;

· раньше овладевают чтением и письмом;

· активно пополняется словарный запас;

· развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

· уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

· воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

· развивается воображение и творческие способности;

· развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Грамотное приобщение детей к ИКТ формирует столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы при раннем приобщении детей к ИКТ. Поэтому, любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. При этом нужно учитывать, что все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, но в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, необычности, программы должны нести обучающий, развивающий характер и должны соответствовать возрастным особенностям детей.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Итак, грамотное использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Список использованной литературы.

1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006

2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...