Профессии, связанные с историей.

Историю называют наставницей жизни, ведь чтобы уверенно строить будущее, человек должен знать о своем прошлом. Время представляет не прямую линию, а скорее спираль: события повторяются на каждом витке, пусть и видоизменяясь под влиянием эпохи. Знание прошлого позволяет предотвратить ошибки в настоящем, в этом-то и состоит ценность истории как науки и историков как ученых.
Знание истории нужно юристам и политологам, антропологам и архивариусам, дипломатам и журналистам, экскурсоводам и социологам, этнографам и краеведам… Продолжать этот список можно очень долго. В той или иной мере с историей связана практически любая гуманитарная профессия, потому что изучение прошлого является фундаментом для анализа настоящего и прогнозирования будущего.

Преподаватель истории

История – специальность гуманитарного направления педагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о жизнедеятельности человеческого общества в его прошлом и настоящем. Преподаватель истории – квалификация специалиста с высшим педагогическим образованием, профессиональной областью которого является история.

Современный преподаватель истории – это специалист, понимающий роль учебных предметов истории и обществознания в развитии индивидуальности ученика, осознающий ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Задача учителя истории – научить школьников понимать историю, исторические процессы, которые происходят и происходили в нашей стране и мире. Педагог не просто доносит информацию до учащихся, но и прививает культурные и моральные ценности, способствует формированию мировоззрения личности.

Профессия требует высокого уровня коммуникативных и организаторских способностей, хорошей памяти, логического мышления, гибкости и самостоятельности мышления, высокого уровня концентрации внимания. Для профессии важны такие качества, как эмоцио­нально-волевая устойчивость, наблюдательность, внимательность, эрудированность, широкий кругозор, любознательность, интерес к историческим событиям и явлениям. Преподаватель должен быть терпеливым, творческим, коммуникабельным и креативным.

Преподаватели истории востребованы в образовательных учреждениях (школы и гимназии, птузы, ссузы, вузы); учреждениях культуры (музеи, архивы, библиотеки); вне­школьных организациях (детские центры творчества и досуга).

Историк

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями. Проводит исследования в различных областях исторической науки, теоретических или прикладных ее дисциплинах, занимается сбором и анализом фактов, событий, процессов на основе исторических источников, архивных данных, устранением недостоверных данных.

Для эффективной работы историку необходимы аналитические способности; логическое мышление; высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; хорошая память (память на числа и символы, цифры и даты); способность воспринимать большое количество информации; склонность к исследовательской деятельности. Большое значение имеют такие качества, как эрудированность, любознательность, самостоятельность, способность аргументировано отстаивать свое мнение.

Историки могут работать в сфере образования, заниматься научно-исследовательской деятельностью, культурно-просветительской и организационно-управленческой работой.

Политолог

Политология – наука, призванная изучать мир в его всеобщности и многообразии, политику и все связанные с ней явления как разновидность продуктивной деятельности человека. Политология связана с историей, ведь чтобы анализировать политические процессы, происходящие в современном обществе, нужно знать, как эти процессы проходили в прошлом.

Политики – это те, кто принимает политически значимые решения, воплощает их в жизнь и несет за них ответственность. А политологи – те, кто такие решения разрабатывает и рассчитывает стратегию развития страны. Это признанные эксперты в сфере политической, социальной и хозяйственной жизни общества, которые имеют соответствующее образование и профессиональный опыт, позволяющие обоснованно и компетентно трактовать события в государстве.

Политолог оценивает аспекты развития политического процесса в историческом контексте, учитывает традиции, современные тенденции и политическую культуру. Он исследует современную политическую обстановку и одновременно сравнивает ее с похожими явлениями мировой истории. Такое сравнение помогает ему проследить связь политических событий с другими сферами жизни. Специалист может дать эффективную оценку явлению, которое исследуется, а также сделать прогноз развития политических процессов.

Главная задача политолога – предугадать последствия будущих политических событий на основе имеющихся знаний, политических идей и традиций прошлых лет, собственного опыта и опыта других государств.

Профессия политолога требует аналитического ума, умения делать прогнозы и анализировать, отличной памяти на события, даты, личности. В работе помогут коммуникативные способности, умение грамотно излагать мысли и быстро ориентироваться в событиях, хладнокровность, высокие моральные качества, харизма.

Работа политолога востребована в государственных органах, общественных и политических организациях, компаниях, занимающихся избирательными технологиями и политическим консалтингом.

Юрист

Знание истории необходимо специалистам в области юриспруденции. Система государства и права не возникла внезапно, она развивалась в течение столетий под влиянием происходящих в обществе изменений. Чтобы уверенно оперировать современными законами, необходимо понимать, откуда они взялись. Именно поэтому будущие юристы обязательно изучают историю государства и права.

Юрист – специалист в отрасли права, который занимается его изучением, обучением праву, исследованиями в данной отрасли и практическим применением навыков. Юрист разрабатывает проекты договоров, проверяет их на соответствие законодательству и отсутствие «подводных камней», визирует договора при их заключении, регистрирует. Специалист обязан согласовывать все внутренние и внешние документы, обеспечивать учет претензий и следить за их удовлетворением. В обязанности юриста входит урегулирование договорных споров, подготовка исковых заявлений, представление интересов организации в суде. Специалист готовит заявки на получение лицензий или разрешений для осуществления деятельности.

Профессия юриста требует от соискателя таких качеств, как аналитический ум, логическое мышление, уверенность в себе, коммуникабельность, отличная память, наблюдательность, готовность к стрессовым ситуациям, повышенная степень ответственности, внимательность к мелочам, способность к убеждению, трудолюбие и упорство.

Должность юриста востребована в различных юридических инстанциях – суде, прокуратуре, министерстве юстиции, МВД. Без юриста не обойтись в коммерческих фирмах, органах власти, государственных ведомствах. Часто юристы ведут частную практику или открывают собственные юридические бюро.

Понятие «юрист» включает целый спектр профессий: адвокат, судья, прокурор, нотариус, юрисконсульт, следователь. Поэтому практическая деятельность юриста подразумевает несколько направлений.

Юристконсульт относится к правовому отделу организации, учреждения, компании. Его обязанность – контролировать соблюдение законодательства, защищать права и интересы компании.

Прокурор – государственный служащий, осуществляющий прокурорский надзор, представляющий сторону обвинения в суде, координирующий деятельность по предотвращению преступлений. Работа прокурора делится на две части: представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственная деятельность.

Адвокат оказывает профессиональную юридическую помощь гражданам и организациям. Защищает их интересы в суде. Консультирует по различным правовым вопросам. Роль адвоката – быть независимым участником судебного процесса.

Судья обладает всей полнотой власти, вершит суд согласно статьям существующих законов.

Юрист-международник – специалист юридического отдела компании, обеспечивающий деятельность с иностранными контрагентами. Профессия считается одной из самых престижных в юриспруденции.

Архивариус

Профессия архивариуса тесно взаимодействует с историей. ­Архивариус (актуариус, архивист) – сотрудник архива, отвечающий за систематизацию и учет документальных материалов, поступивших в архив и доверенных на хранение. Основная задача архивариусов – собрать, сохранить документальные богатства страны с целью их последующего использования в интересах народа и государства.

Архивариус организовывает хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов, поступивших в архив. Он регистрирует и принимает на хранение документы, осуществляет систематизацию и размещение дел, их учет. По запросам музеев, различных организаций и частных лиц архивариусы выявляют материалы по тем или иным историческим событиям. На основе сведений, имеющихся в архивных документах, они готовят ответы на поступающие запросы, выдают архивные копии документов. Архивариусы также принимают участие в экспертизе ценности архивных документов.

Профессия архивариуса требует высокого уровня концентрации внимания; развитого логического мышления; способности анализировать и систематизировать большое количество информации. В данной профессии важно наличие склонности к работе с документацией, способности заниматься длительное время монотонной кропотливой работой, стремления доводить начатое дело до конца. Успеху в деятельности будут способствовать внимательность и усидчивость, терпеливость и собранность, ответственность и организованность, скрупулезность и педантичность, аккуратность и самоконтроль.

Архивариусы востребованы в организациях и учреждениях, где есть большой документооборот: в архивах, страховых и финансовых компаниях, банках, на государственных предприятиях.

Искусствовед

Тем, кто мечтает освоить профессию, связанную с искусством, также предстоит изучение истории, поскольку специалисту-искусствоведу необходимы знания по истории искусств со времен их зарождения и до наших дней.

Искусствоведение – комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изо­бразительное, декоративно-прикладное и архитектуру) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности. Включает в себя теорию искусств, их историю и художественную критику.

Искусствовед – научный специалист, изучающий историю и содержание различных художественных произведений, чаще всего произведений изобразительного искусства. Это очень древняя профессия с богатым прошлым.

Искусствовед является экспертом в определенной области искусства. Искусствоведы, специализирующиеся на определенной эпохе, художественном направлении или творчестве конкретного художника, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают художественную ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п. Иногда для оценки подлинности произведения этого недостаточно. В этом случае привлекают специалистов научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.

Деятельность искусствоведа подразумевает глубокое изучение и анализ произведений искусства. Изучаются экспонаты музеев и частных коллекций. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо глубоко изучать и анализировать, ценить и любить произведения искусства, постоянно совершенствовать свои знания. Изучая образцы прошлого, просматривая огромное количество произведений, искусствовед оттачивает свой профессиональный вкус.

Профессия искусствоведа требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Для успешной работы человеку необходим широкий кругозор в области искусства, хорошая память, аналитические способности, творческое мышление, склонность к исследовательской деятельности, умение выражать свои мысли, чувство гармонии, развитый эстетический и художественный вкус.

Искусствоведы работают в музеях, художественных галереях, выставочных залах, научно-исследовательских институтах и других организациях культуры и искусства.

Культуролог

Культура есть совокупность результатов человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям.

Культуролог – научный специалист, изучающий общество через его историю, культуру, религию. Он изучает особенности, историю развития и формирования различных видов искусства, архитектуры и быта различных народов.

Деятельность культуролога условно делится на четыре направления: научно-исследовательскую работу, преподавание, экскурсионную деятельность, написание научно-популярных статей и книг. Научная работа – основная. Культуролог изучает историю формирования и особенности быта различных народностей: проводит исследования, ставит эксперименты, фиксирует результаты в научных статьях и книгах. Специалист занимается изучением отдельных элементов культуры, субкультур отдельных возрастных, профессиональных, социальных групп и сообществ. Также он изучает уровень развития общества, культурной жизни и деятельности людей, их духовного потенциала.

Культуролог занимается также экскурсионной деятельностью, пишет статьи и книги, читает лекции в учебных заведениях. Таких специалистов привлекают в качестве экспертов по вопросам культуры в различные учреждения, организации, СМИ.

Для эффективной работы культурологу необходимы аналитические способности, логическое мышление, развитое воображение, отличная память, склонность к исследовательской работе, способность самостоятельно и своевременно принимать решения. В профессии не обойтись без коммуникабельности, внимательности, ответственности, высокой работоспособности, креативности.

Специалисты-культурологи могут найти применение в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с изучением культуры, сохранением и освоением культурного наследия, в журналистике, рекламных PR-агентствах, в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры, в культурных образовательных учреждениях.

Религиовед

Религиовед – это специалист в области взаимоотношений между различными религиозными конфессиями, церковью и государством, верующими и неверующими, объективно оценивающий место и роль религии в обществе, культуре, разнообразных сферах духовно-этичес­кой жизни.

Религиоведы объективно оценивают положение религии в определенном обществе, в развитых культурах и многих других сферах нашей жизни. Знание различных конфессий позволяет предотвращать и решать конфликтные ситуации, способствует взаимопониманию и укреплению взаимоотношений между людьми различных религиозных взглядов.

Специалисты-религиоведы проводят исследования, пишут аналитические научные статьи, проводят лекции и семинары, консультируют представителей власти. Как профессионал, религиовед выступает в основном в двух ипостасях: исследователя и преподавателя. В обоих случаях он может быть востребован и как эксперт.

В профессии важными качествами являются высокий уровень интеллекта, аналитическое мышление, толерантность, усидчивость, предрасположенность к кабинетной работе.

Человек, получивший диплом по направлению «религиоведение», может работать научным сотрудником в исследовательских духовных и светских учреждениях; преподавателем религиоведческих дисциплин; экспертом, исследователем религиозного искусства; специалистом в области социологических исследований.

Этнограф

Этнограф – научный специалист, изучающий этнические общности и народы, их быт, культуру, происхождение, передвижение и расселение. Выбирая определенные народы и этносы, он изучает их религиозные, политические и экономические особенности, обычаи. Основными направлениями изучения являются повседневные традиции, хозяйственная деятельность, первобытнообщинный строй, язык, религиозные верования. Объектами изучения, как правило, выступают предметы материальной культуры: жилище, одежда, оружие, украшения, предметы быта.

Этнограф наблюдает за жизнью народа, проводит анкетирование представителей этноса. Специалист может работать с историческим наследием, организовывать антропологические экспертизы, составлять этнографические карты.

В профессии этнографа важны такие качества, как аналитический склад ума, склонность к исследованиям и путешествиям, способность к анализу, умение грамотно излагать мысли. Эффективной работе будут способствовать аккуратность, самостоятельность и педантичность.

Работа этнографа необходима в музеях, историко-исследовательских учреждениях, туристических фирмах, СМИ.

Археолог

Археолог – это ученый, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. Артефакт в археологии – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и другие свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками. Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют и т.д.

В профессии важны способность к анализу и обобщению, трудолюбие, организованность, аккуратность, собранность, упорство, наблюдательность, интерес к истории и археологии, склонность к исследованиям и путешествиям.

РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
§ 3. Происхождение человека
§ 4. Люди эпохи палеолита
§ 5. Неолитическая революция и ее последствия
§ 6. У истоков цивилизации
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
§ 7. Древнейшие государства
§ 8. Великие державы Древнего Востока
§ 9. Индия и Китай в древности
§ 10 Древняя Греция
§ 11. Древний Рим
§ 12. Культура и религия Древнего мира

РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
§ 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§15. Особенности развития Византийской империи
§ 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
§ 17. Основные черты западноевропейского феодализма
§ 18. Средневековый город
§ 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
§ 20. Зарождение национальных государств
§ 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
§ 22. Образование Древнерусского государства
§ 23. Крещение Руси и его значение
§ 24. Общество Древней Руси
§ 25. Раздробленность на Руси
§ 26. Древнерусская культура
§ 27. Монгольское завоевание и его последствия
§ 28. Начало возвышения Москвы
§ 29. Образование единого Русского государства
§ 30. Культура Руси конца XIII — начала XVI в.
ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 31. Индия в Средние века
§ 32. Китай и Япония в Средние века

РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
§ 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
§ 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.
§ 35. Возрождение и гуманизм
§ 36. Реформация и контрреформация
§ 37. Становление абсолютизма в европейских странах
§ 38. Английская революция XVII в.
§ 39. Война за независимость и образование США
§ 40. Французская революция конца XVII I в.
§ 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ.
§ 42. Россия в правление Ивана Грозного
§ 43. Смутное время начала XVII в.
§ 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
§ 45. Становление абсолютизма в России.
§ 46. Россия в эпоху петровских преобразований
§ 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
§ 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
§ 49. Русская культура XVI-XVIII вв .
ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ.
§ 50. Османская империя. Китай
§ 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.
§ 52. Промышленный переворот и его последствия
§ 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
§ 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в .
ТЕМА 11 РОССИЯ В XIX в.
§ 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
§ 56. Движение декабристов
§ 57. Внутренняя политика Николая I
§ 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
§ 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
§ 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
§ 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
§ 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
§ 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
§ 64. Русская культура XIX в .
ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА
§ 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
§ 66: Китай и Япония в XIX в .
ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
§ 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
§ 68. Международные отношения в XIX в .

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.
ТЕМА 14 МИР В 1900-1914 ГГ.
§ 69. Мир в начале ХХ в.
§ 70. Пробуждение Азии
§ 71. Международные отношения в 1900-1914 гг .
ТЕМА 15 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.
§ 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
§ 73. Революция 1905-1907гг.
§ 74. Россия в период столыпинских реформ
§ 75. Серебряный век русской культуры
ТЕМА 16 ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
§ 76. Военные действия в 1914-1918гг.
§ 77. Война и общество
ТЕМА 17 РОССИЯ В 1917 г.
§ 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
§ 79. Октябрьская революция и ее последствия
ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ.
§ 80. Европа после Первой мировой войны
§ 81. Западные демократии в 20-30-е гг. ХХ В.
§ 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
§ 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
§ 84. Культура в меняющемся мире
ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.
§ 85. Причины и ход Гражданской войны
§ 86. Итоги Гражданской войны
§ 87. Новая экономическая политика. Образование СССР
§ 88. Индустриализация и коллективизация в СССР
§ 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. ХХ в.
§ 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. ХХ в .
ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.
§ 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. ХХ в .
ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
§ 92. Накануне мировой войны
§ 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
§ 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.
§ 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
§ 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине ХХ в.
§ 97. СССР в послевоенные годы
§ 98. СССР В 50-х начале 60-х гг. ХХ в
§ 99. СССР во второй половине 60-х начале 80-х ГГ. ХХ в.
§ 100. Развитие советской культуры
§ 101. СССР в годы перестройки.
§ 102. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.
§ 103. Крушение колониальной системы
§ 104. ИНДИЯ и Китай во второй половине ХХ в.
§ 105. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.
§ 106. Международные отношения во второй половине ХХ в.
§ 107. Современная Россия
§ 108. Культура второй половины ХХ в .

Год издания: 2004 г.
Издатель: Академия.
Серия: Среднее профессиональное образование.
В учебнике дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Освещаются основные этапы, важнейшие события и явления истории человечества, раскрываются механизмы становления современной цивилизации. На фоне общих исторических закономерностей показаны особенности развития России. Учебник предназначен студентам средних профессиональных учебных заведений. Он соответствует обязательному минимуму содержания исторического образования и государственному стандарту, дает возможность получить прочные знания по курсу всемирной истории.

Учебник «История. Часть 1» охватывает период истории человечества с древнейших времен до конца XVIII в. В нем синхронизирование излагаются зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника - вооружение обучающихся знанием и пониманием основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность всемирной и отечественной истории, формирование умений проводить поиск исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. Для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Происхождение человека.
Люди эпохи палеолита.
Источники знаний о древнейшем человеке. Первое событие, которое изучает историческая наука, - это появление человека. Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знаменитого шведского ученого ХVIII в. К. Линнея относят человека, включая его вымершие виды, к отряду высших млекопитающих - приматов. Вместе с человеком в отряд приматов входят все известные виды обезьян. Отличить по анатомическим признакам останки первых видов «доисторического» человека от останков человекообразных обезьян почти невозможно. Вероятно, поиски следует вести в другом направлении. С помощью археологии ученые получили в свое распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты.

Именно способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов. Правда, от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например дерева. Известно, что современные человекообразные обезьяны способны изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не может сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие древнейшего человека от животного состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов. Археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Помимо археологии большое значение при изучении эпохи первобытности имеет этнография.

Оглавление
Предисловие
Введение
Основы исторического знания
Глава 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций
§ 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита
§ 2. Неолитическая революция и ее последствия
Глава 2. Цивилизации Древнего мира
§ 3. Древнейшие государства
§ 4. Великие державы Древнего Востока
§ 5. Древпяя Греция
§ 6. Древний Рим
§ 7. Культура и религия Древнего мира
Глава 3. Запад и Восток в Средние века
§ 8. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
§ 9. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§ 10. Византийская империя
§ 11. Восток в Средние века
§ 12. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе
§ 13. Основные черты западноевропейского феодализма
§ 14. Средневековый западноевропейский город
§ 15. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы
§ 16. Зарождение централизованных государств в Европе
§ 17. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса
Глава 4. От Древней Руси к Московскому государству
§ 18. Образование Древнерусского государства
§ 19. Крещение Руси и его значение
§ 20. Общество Древней Руси
§ 21. Раздробленность на Руси
§ 22. Древнерусская культура,
§ 23. Монгольское завоевание и его последствия. Натиск с Запада
§ 24. Начало возвышения Москвы
§ 25. Образование единого Русского государства
§ 26. Россия в правление Ивана Грозного
§ 27. Смутное время начала XVII в
§ 28. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
§ 29. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII в
§ 30. Культура Руси конца XIII - XVII в
Глава 5. Страны Европы, Азии н Америки в XVI - XVIII вв
§ 31. Великие географические открытия. Образование колониальных империй
§ 32. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе
§ 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе
§ 34. Реформация и контрреформация
§ 35. Становление абсолютизма в европейских странах
§ 36. Англия в XVII -XVIII вв
§ 37. Страны Востока в XVI - XVIII вв
§ 38. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
§ 39. Международные отношения в XVII -XVIII вв
§ 40. Развитие европейской культуры и науки в XVII - XVIII вв. Эпоха Просвещения
§ 41. Война за независимость и образование США
§ 42. Французская революция конца XVIII в
Глава 6. Россия в XVIII в
§ 43. Россия в эпоху петровских преобразований
§ 44. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
§ 45. Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине XVIII в
§ 46. Русская культура XVIII в
Хронология (с древнейших времен до конца XVIII в.)
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей, Часть 1, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей, Часть 1, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2012
Аннотация к рабочей учебной программе дисциплины

История

для профессий и специальностей технического профиля

среднего профессионального образования

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года « Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

Рабочая учебная программа включает материал по всеобщей истории и истории России.

Основные цели и задачи курса:

Освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как участника и творца всемирной истории;

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной и поликонфессиональной России;

Развитие исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим подходом к событиям и явлениям прошлого.

А также умения:

Аргументировано выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

Овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 140 часов;

самостоятельной работы обучающихся - 80 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

220

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

140

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

37

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

80

в том числе:

Работа с историческими картами для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира;

Работа с историческими и статистическими, правовыми документами;

Составление исторической справки;

Изучение основной и дополнительной литературы;

Составление электронных презентаций по заданной теме;

Выполнение сообщений, исследовательской работы.


16
16
8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


по дисциплине «История» для обучающихся

2014-2016 учебных годов для профессий

технического профиля


Наименование разделов

Количество

140

В том числе

контр.

1-й курс

57

2

1-й семестр

34

1

Введение

2

1. Древнейшая стадия истории человечества

2

2. Цивилизации Древнего мира

5

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

10

4. История России с древнейших времен

до конца XVII века



15

1

2-й семестр

23

1

5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Европы, Азии и Америки в XVI-XVIII вв.

11

6. Россия в XVIII веке

12

1

2-й курс

83

2

3-й семестр

34

1

7. Становление индустриальной цивилизации в Европе и Америке вХ1Х веке

4

8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в Х1Х веке

2

9. Россия в

Для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.

5- е изд., стер. - М.: 2013. - Ч.1 - 320с., Ч.2 - 336с.

Учебник "История. Часть 1" охватывает период истории человечества с древнейших времен до конца XVIII в. В нем синхронизированно излагается зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника - вооружение обучающихся знаниями и пониманием основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность всемирной и отечественной истории, формирование умений проводить поиски исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.

Учебник "История. Часть 2" охватывает период истории человечества с начала XIX века по начало XXI в. В нем синхронизированно излагается зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника - вооружение обучающихся знаниями и пониманием основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность всемирной и отечественной истории, формирование умений проводить поиски исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.

Для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Часть 1.

Формат: djvu

Размер: 12,4 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: pdf

Размер: 5 Мб

Скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: djvu

Размер: 15,5 Мб

Скачать: yandex.disk

Карты.

Формат: djvu

Размер: 29,5 Мб

Скачать: yandex.disk

ЧАСТЬ 1.
Предисловие 3
Введение 4
Основы исторического знания 4
Глава 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций 13
§ 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита 13
§ 2. Неолитическая революция и ее последствия 22
Глава 2. Цивилизации Древнего мира 32
§ 3. Древнейшие государства 32
§ 4. Великие державы Древнего Востока 41
§ 5. Древняя Греция 47
§ 6. Древний Гим 56
§ 7. Культура и религия Древнего мира 63
Глава 3. Запад и Восток в Средние века 71
§ 8. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе 71
§ 9. Возникновение ислама. Арабские завоевания 75
§ 10. Византийская империя 80
§ 11. Восток в Средние века 83
§ 12. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе 88
§ 13. Основные черты западноевропейского феодализма 93
§ 14. Средневековый западноевропейский город 98
§ 15. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы 102
§ 16. Зарождение централизованных государств в Европе. 110
§ 17. Средневековая культура Западной Европы. Начало Генессанса 115
Глава 4. От Древней Гуси к Московскому государству 120
§ 18. Образование Древнерусского государства 120
§ 19. Крещение Гуси и его значение. 126
§ 20. Общество Древней Гуси 130
§ 21. Раздробленность на Руси 134
§ 22. Древнерусская культура 138
§ 23. Монгольское завоевание и его последствия. Натиск с Запада 142
§ 24. Начало возвышения Москвы 146
§ 25. Образование единого Русского государства 153
§ 26. Россия в правление Ивана Грозного 161
§ 27. Смутное время начала XVII в 171
§ 28. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения 178
§ 29. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII в 184
§ 30. Культура Руси конца XIII -XVII в 191
Глава 5. Страны Европы, Азии и Америки в XVI - XVIII вв - 199
§ 31. Великие географические открытия. Образование колониальных империй 199
§ 32. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе 204
§ 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. 208
§ 34. Реформация и контрреформация 211
§ 35. Становление абсолютизма в европейских странах 215
§ 36. Англия в XVII-XVIII вв 221
§ 37. Страны Востока в XVI - XVIII вв 227
§ 38. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев 231
§ 39. Международные отношения в XVII - XVIII вв 234
§ 40. Развитие европейской культуры и науки в XVII -XVIII вв. Эпоха Просвещения 238
§ 4 1. Война за независимость и образование США 243
§ 42. Французская революция конца XVIII в 247
Глава 6. Россия в XVIII в 254
§ 43. Россия в эпоху петровских преобразований 254
§ 44. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения 264
§ 45. Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине XVIII в 268
§ 46. Русская культура XVIII в 278
Хронология (с древнейших времен до конца XVIII в.) 287
Литература 296

ЧАСТЬ 2.
Глава 7. Становление индустриальной цивилизации в Европе и Америке в XIX в 3
§ 47. Промышленный переворот и его последствия 3
§ 48. Международные отношения 10
§ 49. Политическое развитие стран Европы и Америки 15
§ 50. Развитие западноевропейской культуры 23
Глава 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX в 30
§ 51. Колониальная экспансия европейских стран. Индия 30
§ 52. Китай и Япония 34
Глава 9. Россия в XIX в 39
§ 53. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. 39
§ 54. Движение декабристов 45
§ 55. Внутренняя политика Николая I 49
§ 56. Общественное движение во второй четверти XIX в 53
§ 57. Внешняя политика России во второй четверти XIX в 56
§ 58. Отмена крепостного права и реформы 60 - 70-х гг. XIX в. Контрреформы 61
§ 59. Общественное движение во второй половине XIX в 69
§ 60. Экономическое развитие во второй половине XIX в 73
§ 61. Внешняя политика России во второй половине XIX в 78
§ 62. Русская культура XIX в 83
Глава 10. От Новой истории к Новейшей 91
§ 63. Мир в начале XX в 91
§ 64. Пробуждение Азии в начале XX в 96
§ 65. Россия на рубеже XIX-XX вв 100
§ 66. Революция 1905 - 1907 гг. в России 105
§ 67. Россия в период столыпинских реформ 111
§ 68. Серебряный век русской культуры 116
§ 69. Первая мировая война. Боевые действия 1914 -1918 гг 120
§ 70. Первая мировая война и общество 124
§ 71. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю 128
§ 72. Октябрьская революция в России и ее последствия 134
§ 73. Гражданская война в России 140
Глава 11. Мир между двумя мировыми войнами 149
§ 74. Европа и США 149
§ 75. Недемократические режимы 154
§ 76. Турция, Китай, Индия, Япония 160
§ 77. Международные отношения 163
§ 78. Культура в первой половине XX в 167
§ 79. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР 172
§ 80. Индустриализация и коллективизация в СССР 177
§ 81. Советское государство и общество в 30-е гг. XX в 182
§ 82. Советская культура в 20 -30-е гг. XX в 187
Глава 12. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа 192
§ 83. Накануне мировой войны 192
§ 84. Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане 195
§ 85. Второй период Второй мировой войны 202
Глава 13. Мир во второй половине XX - начале XXI в 213
§ 86. Послевоенное устройство мира. Начало « холодной войны » 213
§ 87. Ведущие капиталистические страны 218
§ 88. Страны Восточной Европы 225
§ 89. Крушение колониальной системы 230
§ 90. Индия, Пакистан, Китай 236
§ 91. Страны Латинской Америки 240
§ 92. Международные отношения 246
§ 93. Развитие культуры 253
Глава 14. СССР в 1945 - 1991 гг. Современная Россия 258
§ 94. СССР в послевоенные годы 258
§ 95. СССР в 50-х - начале 60-х гг. XX в 263
§ 96. СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг. XX в 266
§ 97. СССР в годы перестройки 274
§ 98. Развитие советской культуры (1945-1991 гг.) 280
§ 99. Россия в конце XX - начале XXI в 287
Словарь исторических терминов 298
Хронология (XIX - начало XXI в.) 312
Литература 316



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...