Сравнительная характеристика основных форм дизартрии. Сравнительная характеристика различных форм дизартрий

В последние годы различные виды дизартрии все чаще наблюдаются у детей различных возрастов. Диагноз этот весьма распространенный, однако, пугает многих родителей. Он проявляется в виде дисфункций при звукопроизношении вследствие недостаточной связи между тканями и клетками и нервными окончаниями. Кроме того, недостаточная лабильность мимики лица и других органов речи являются общей симптоматикой различных видов дизартрии. Подобные ограничения существенно препятствуют полноценной артикуляции.

Из-за чего так происходит

Причинами появления задержки развития речи могут разные факторы, поэтому при первых признаках развития данного дефекта, необходимо обратиться к узкопрофильным специалистам и начать соответствующее лечение.

В большинстве случаев дизартрия, как вид нарушения речевого развития, возникает на фоне детского церебрального паралича и имеет те же причины развития. Поражения в центральной нервной системе случаются на разных этапах эмбрионного развития, в процессе родов или на ранних стадиях развития ребенка.

Поражения ЦНС и развитие речевого аппарата у детей

Главными факторами для развития различных видов дизартрии у детей являются осложнения во время беременности: токсикозы, угрозы выкидыша, хронические патологии у матери, патологии при беременности, гипоксия плода или асфиксия при рождении и другие нежелательные состояния.

Выраженность нарушения артикуляции напрямую связана со степенью нарушений двигательных функций при ДЦП. Так, например, при гемиплегии дизартрия или анартрия диагностируется почти у всех пациентов.

Причинами развития различных видов дизартрии при ДЦП могут стать инфекционные заболевания, интоксикации и травмы на протяжении беременности или конфликт резус-факторов матери и плода, а также поражения ЦНС в раннем детстве, возникающие после перенесенных нейроинфекций, гнойных отитов, гидроцефалии, черепно-мозговых травм и интоксикаций.

Речевые нарушения у взрослых

Различные виды дизартрии у взрослых могут появиться после развития инсульта, травмы мозга, хирургических вмешательств и новообразований в мозге. Нарушения речи могут проявиться у больных некоторыми формами склероза, миастенией или сирингобульбией. Дизартрия часто встречается при болезни Паркинсона, миотонии, нейросифилисе и олигофрении.

Виды дефектов речи

Различные речевые нарушения, имеют несколько разновидностей и зависят от локализации места поражения. Различают следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная. Характеризуется поражением большого количества нервных окончаний, приводящих к параличу мышц, участвующих в звукопроизношении и мимике. Данная дисфункция сопровождается затруднениями при проглатывании еды.
  • Псевдобульбарная. Возникает при повреждениях и дисфункциях некоторых участков мозга приводит к параличу мышц речевого аппарата. Основное отличие данного нарушения - монотонность и невыразительность говора.
  • Мозжечковая. Нарушения вследствие мозга. В этом случае характерна нестабильность структуры речи - растягивание проговариваемых слов с постоянно меняющейся громкостью.
  • Корковая. Возникает при одностороннем повреждении коры мозга, с нарушением некоторых структур. В этом случае общая структура звукопроизношения остается, но в разговоре ребенка присутствует неверное произношение слогов.
  • Подкорковая (иногда ее называют с гиперкинетической и ассоциируют с экстрапирамидной). Происходит вследствие поражений подкорковых узлов головного мозга. Для данного вида дизартрии у детей характерна с гнусавым оттенком.
  • Экстрапирамидная. Происходит поражение участков головного мозга, которые отвечают за деятельность лицевых мышц.
  • Паркинсоническая. Встречается при развитии болезни Паркинсона и проявляется в виде монотонной, замедленной речи.
  • Стертая форма. Сопровождается нарушениями в процессе выговора шипящих и свистящих звуков.
  • Холодовая. Является симптомом миастении (нервно-мышечной патологии). Для данного вида дизартрии характерны затруднения в речи вследствие изменения температуры окружающей среды того места, где находится ребенок.

Для диагностики речевых нарушений и затруднений при звукопроизношении используются различные методики. Только после определения точного диагноза назначается соответствующий курс лечения, поскольку отличающиеся по локализации виды дизартрии проявляются по-разному и при этом требуют индивидуального воздействия в каждом конкретном случае.

Основные признаки и симптоматика дизартрии

Охарактеризовать присутствующие нарушения звукопроизношения ребенка может только квалифицированный специалист, однако некоторые проявления дизартрии родители сами могут выявить. Обычно кроме речевых нарушений у маленького пациента наблюдается сбивчивая речь с изменениями темпа и мелодичности речи. Общими характеристиками всех видов дизартрий могут быть такие проявления:

  • Отчетливо заметно нарушение речевого дыхания: к концу фразы речь как будто затухает, а ребенок при этом начинает задыхаться или чаще дышать.
  • Слышны нарушения голоса: обычно у детей с дизартрией он слишком высокий или писклявый.
  • Заметны нарушения мелодичности речи: ребенок не может изменить высоту тона, говорит монотонно и невыразительно. Словесный поток звучит слишком быстро или наоборот замедленно, но и в том и в другом случае он не понятный.
  • Кажется, что ребенок говорит в нос, однако, признаков насморка не наблюдается.
  • Наблюдаются различные виды нарушений звукопроизношения при дизартрии: произношение искажается, пропускается или заменяется другими звуками. Причем это не относится к какому-то одному звуку - могут не выговариваться сразу несколько звуков или звукосочетаний.
  • Выраженная слабость артикуляционной мускулатуры может проявляться по-разному. Если рот открыт, то язык малыша самопроизвольно вываливается, губы могут быть слишком сжаты или напротив быть чересчур вялыми и не смыкающимися, при этом может наблюдаться повышенное слюноотделение.

Отдельные признаки нарушений звукопроизношения заметны еще в раннем детстве. Поэтому большинство внимательных родителей своевременно обращаются к специалистам, что позволяет вполне успешно подготовить ребенка к школе. При эффективном лечении некоторых форм дизартрии ребенок может свободно обучаться в обычной школе. Для остальных случаев существуют специальные коррекционные программы обучения, поскольку при тяжелых нарушениях в развитии речевого аппарата невозможно полноценное формирование навыков чтения и письма.

Дислалия и ринолалия: причины и виды

Обследование дизартрии зачастую выявляют и другие виды нарушений звукопроизношения, характерных для детей и взрослых с нормальным слухом и сохраненной иннервацией речевого аппарата. В этом случае может быть выявлена функциональная или механическая дислалия.

Функциональные нарушения речи в случае дислалии связаны с дисфункцией усвоения системы произношения в детском возрасте. Причинами возникновения подобного расстройства могут быть связаны с:

  • общей физической ослабленностью организма, обусловленной частыми заболеваниями в период формирования речевого аппарата;
  • дефицитом развития фонематического слуха;
  • педагогической запущенностью, неблагоприятными социальными и речевыми условиями, в которых развивается ребенок;
  • двуязычием в общении с ребенком.

Функциональную дислалию подразделяют на моторную и сенсорную. Они обусловлены появлением нейродинамических сдвигов в отделах головного мозга, отвечающих за речь (в первом случае) и за речеслуховой аппарат (во втором случае).

В зависимости от проявлений тех или иных признаков различают такие виды дислалии, как акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая и артикуляторно-фонетическая.

Механическая дислалия может появиться в любом возрасте из-за повреждений периферической системы речевого аппарата. Причинами появления такой формы нарушения звукопроизношения могут стать:


Коррекция дислалии

Обычно дислалия успешно устраняется. Однако эффективность и период коррекции зависят от возрастных и индивидуальных особенностей пациента, а также от регулярности и полноты занятий с логопедом и участия родителей.

Известно, что у детей младшего возраста этот дефект устраняется гораздо быстрее и проще, чем у старшеклассников.

Ринолалия: причины возникновения и классификация

Нарушения тембра, темпа и мелодичности голоса, а также затруднения звукопроизношения могут быть связаны с анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия возникает при врожденных физиологических аномалиях в строении твердого или мягкого неба и носовой полости. Подобные дефекты изменяют структуру и функции речевого аппарата, а значит, и механизм формирования звукопроизношения.

Логопеды выделяют открытую, закрытую и смешанную формы ринолалии. Кроме того, данный дефект может быть механическим или функциональным.

Открытая ринология характеризуется изменениями в сообщении между носовой и ротовой полостью. Это явление обуславливает одновременное свободное прохождение воздушного потока через нос в рот, что приводит к появлению резонанса при фонации. Данный дефект имеет механическую природу образования (может быть врожденным или приобретенным).

Закрытая ринолалия обусловлена наличием препятствия, ограничивающего выход воздушной струи через нос. При механической форме нарушения звукопроизношения связаны с физиологическими дисфункциями зева и носоглотки, возникающими вследствие образования полипов, аденоидов или искривления носовой перегородки. Функциональная форма ринолалии обусловлена наличием гиперфункции мягкого неба, преграждающего путь воздушной струи в нос.

Смешанная форма ринолалии характеризуется непроходимостью носа и недостаточностью небно-глоточного затвора. В этом случае наблюдается отсутствие носовых фонем и гнусавость голоса.

Коррекция ринолалии

Расстройства, лежащие в основе ринолалии, требуют участия в устранении данного дефекта комплексного взаимодействия специалистов разных областей: хирургов-стоматологов, стоматологов-ортодонтов, отоларингологов, логопедов и психологов.

Функциональная ринолалия в большинстве случаев имеет благоприятный прогноз и корректируется с помощью специальных фониатрических упражнений и логопедических занятий. Однако в данном случае положительный результат лечения зависит от срока обращения к специалистам, полноты проводимого воздействия и заинтересованности родителей. Эффект преодоления органической формы во многом определяется результатами хирургического вмешательства, сроками начала и полнотой занятий с логопедом.

Коррекция речевых нарушений

Дизартрии, как вид нарушения речевого развития, требуют комплексного лечебно-педагогического воздействия. В данном случае осуществляется сочетание логопедической коррекции, медикаментозного лечения и ЛФК.

Логопедические занятия

Во время проведения занятий с детьми, страдающими различными видами дизартрии, особое внимание специалисты уделяют общему развитию всех сторон речи ребенка: пополнению словарного запаса, развитию фонетического слуха и правильному грамматическому построению фраз.

Сегодня для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и речевых школах. Здесь применяются преимущественно игровые коррекционные методики с использованием интерактивных тренажеров и специальных программ, позволяющих быстро избавиться от обнаруженных проблем в присутствующей речи.

Дополнительно используются и артикуляционная гимнастика, укрепляющие мышцы речевого аппарата.

Лечение медикаментозными препаратами

Для устранения практически всех видов дизартрии применяются специальные схемы медикаментозного лечения. Основные препараты, используемые в устранении речевых нарушений - ноотропы. Эти средства способствуют улучшению высших функций мозга: стимулируют мозговую деятельность, облегчают обучающие процессы и улучшают память. Наибольшую популярность у врачей-неврологов, наблюдающих детей с различными речевыми нарушениями, получили такие препараты, как "Пантогам" (по-другому гопантеновая кислота), "Фенибут", "Магне-В6", "Церебролизин", "Кортексин", "Церепро" и многие другие препараты, улучшающие работу сосудистой системы и головного мозга.

Лечебная физкультура и массаж

При лечении различных видов дизартрии также используют специальные методики лечебной гимнастики. Сюда можно отнести упражнения, направленные на улучшение общей моторики и стимуляцию артикуляционных возможностей, развитие слухового восприятия и улучшение работы дыхательной системы.

Прогноз

Эффективность лечения различных видов дизартрии, выявленных еще в раннем детском возрасте, в большинстве случаев носит неопределенный характер. Так происходит из-за возможных необратимых нарушений головного мозга и ЦНС. Основная задача проводимого лечения затрудненного звукопроизношения - научить ребенка говорить так, чтобы окружающие его понимали. Кроме того, комплексное воздействие способствует дальнейшему улучшению восприятия элементарных навыков письма и чтения.

Бульбарная форма

Этиология: поражение ядер черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего X и подъязычного XII.
Патогенез: нарушения по типу периферического вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония.
Симптоматика: речь невнятная, смазанная.
1) Парез голосовых складок. Парез мышц мягкого неба не позволяет использовать ротовой резонатор.
Преобладают глухие или полузвонкие варианты, соноры заменяются на глухие (например, рама - тата). Речь крайне неразборчива и непонятна. Гласные приобретают шумный оттенок (с призвуком "Х"). Все ротовые звуки назализованы (например, дочь- хох). Стирается противопоставление по признаку "ротовой - носовой".
2) Парез мышц артикуляции .
Язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует. Некоторые отдельные слова заменяются глоточным выдохом (кот-хох). Наблюдается явление уподобления звуков речи системе фонем другого языка. Симптом выпадения артикуляции (например, баба-папа-фафа-хаха).
3) Парез дыхательных мышц.
Уменьшается подскладочное давление на голосовые складки
Отсутствует четкая координация вдоха и выдоха в момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется. Голос затухает к концу фразы. Наблюдаются явление гипотонии: голос звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно.

Коррекция: речевая терапия проводится на фоне лечения бульбарного синдрома с применением существующих медикаментозных и немедикаментозных методов воздействия. Обращают внимание на развитие точности артикуляционных движений, проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.

Псевдобульбарная форма

Этиология: поражение кортиконуклеарного пути на любом участке.
Патогенез: центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга.
Симптоматика: Спастичность, повышенный мышечный тонус (гипертонус), при котором в руках повышается тонус сгибателей, а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. Язык подтянут к глотке, движения вверх грубо нарушаются. Присутствуют различные синкинезии. Повышенная саливация. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. Уменьшается объем и функционирование голосовых складок: голос грубый, хриплый, резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны.

Коррекция: речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности.
В дальнейшем производится воспитание речевых кинестезий, развитие кинестетического следового образа в речевой мускулатуре и в мышцах пальцев рук.
Вся речевая терапия проводится на фоне медикаментозного лечения.
Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

Мозжечковая форма

Этиология: поражение мозжечка и его связей.
Патогенез: гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии.
Симптоматика: Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). Речь замедленная, скандированная Возникает большая истощаемость речи; нарушается модуляция, длительность звучания, интонационная выразительность. Губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.

Коррекция: важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Подкорковая (экстрапирамидная) форма

Этиология: поражение экстрапирамидной системы.

1. Патогенез: нарушение мышечного тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной.
Симптоматика: Нарушен дыхательный ритм, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Движения медленные, бедные, невыразительные с замиранием в неудобной позе. "Поза старика" -шаркающая походка, руки согнуты в локтях, голова и грудь. Мимика бедная, мелкая моторика не сформирована. артикуляция ослабленная.

2. Патогенез: при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов
Симптоматика: 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер;
2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики.
Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность.

Коррекция: Все речевые занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной терапии. Использование рефлекс - запрещающих позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности движений в определенном ритме и темпе, произвольного прекращения движений и переключений с одного движения на другое. Разрабатывается ритмичное, произвольное дыхание. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка. Важная роль принадлежит пению и логоритмике. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки). Развитие артикуляции и фонации. Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Проводиться коллективная речевая игротерапия. Применяются отдельные элементы аутогенной тренировки.

Корковая форма

При эфферентной форме
Этиология: поражение локализуется в области передней центральной извилины.
Патогенез: страдает иннервация артикуляционной мускулатуры.

При афферентной форме
Этиология: наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга.
Патогенез: кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.

Симптоматика: страдают звуки, произношение кот. связано с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.) Нет слюнотечения, нет нарушений голоса и дыхания.

Коррекция: на фоне медикаментозной терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.

МАТЕРИАЛ ИЗ АРХИВА

Бульбарная форма

Этиология: поражение ядер черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего X и подъязычного XII. Патогенез: нарушения по типу периферического вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония. Симптоматика: речь невнятная, смазанная.

1) Парез голосовых складок . Парез мышц мягкого неба не позволяет использовать ротовой резонатор. Преобладают глухие или полузвонкие варианты, соноры заменяются на глухие (например, рама - тата). Речь крайне неразборчива и непонятна. Гласные приобретают шумный оттенок (с призвуком "Х"). Все ротовые звуки назализованы (например, дочь- хох). Стирается противопоставление по признаку "ротовой - носовой".

2) Парез мышц артикуляции . Язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует. Некоторые отдельные слова заменяются глоточным выдохом (кот-хох). Наблюдается явление уподобления звуков речи системе фонем другого языка. Симптом выпадения артикуляции (например, баба-папа-фафа-хаха).

3) Парез дыхательных мышц . Уменьшается подскладочное давление на голосовые складки
Отсутствует четкая координация вдоха и выдоха в момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется. Голос затухает к концу фразы. Наблюдаются явление гипотонии: голос звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно.

Коррекция: речевая терапия проводится на фоне лечения бульбарного синдрома с применением существующих медикаментозных и немедикаментозных методов воздействия. Обращают внимание на развитие точности артикуляционных движений, проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.

Псевдобульбарная форма

Этиология: поражение кортиконуклеарного пути на любом участке. Патогенез: центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга. Симптоматика: Спастичность, повышенный мышечный тонус (гипертонус), при котором в руках повышается тонус сгибателей, а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. Язык подтянут к глотке, движения вверх грубо нарушаются. Присутствуют различные синкинезии. Повышенная саливация. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. Уменьшается объем и функционирование голосовых складок: голос грубый, хриплый, резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны.

Коррекция: речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности. В дальнейшем производится воспитание речевых кинестезий, развитие кинестетического следового образа в речевой мускулатуре и в мышцах пальцев рук. Вся речевая терапия проводится на фоне медикаментозного лечения. Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

Мозжечковая форма

Этиология: поражение мозжечка и его связей. Патогенез: гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии. Симптоматика: Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). Речь замедленная, скандированная Возникает большая истощаемость речи; нарушается модуляция, длительность звучания, интонационная выразительность. Губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.

Коррекция: важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Подкорковая (экстрапирамидная) форма

Этиология: поражение экстрапирамидной системы.

1. Патогенез: нарушение мышечного тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной. Симптоматика: Нарушен дыхательный ритм, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Движения медленные, бедные, невыразительные с замиранием в неудобной позе. "Поза старика" -шаркающая походка, руки согнуты в локтях, голова и грудь. Мимика бедная, мелкая моторика не сформирована. артикуляция ослабленная.

2. Патогенез: при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов. Симптоматика: 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер; 2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики. Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность.

Коррекция: Все речевые занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной терапии. Использование рефлекс - запрещающих позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности движений в определенном ритме и темпе, произвольного прекращения движений и переключений с одного движения на другое. Разрабатывается ритмичное, произвольное дыхание. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка. Важная роль принадлежит пению и логоритмике. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки). Развитие артикуляции и фонации. Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Проводиться коллективная речевая игротерапия. Применяются отдельные элементы аутогенной тренировки.

Корковая форма

При эфферентной форме . Этиология: поражение локализуется в области передней центральной извилины. Патогенез: страдает иннервация артикуляционной мускулатуры.

При афферентной форме . Этиология: наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга. Патогенез: кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.

Симптоматика: страдают звуки, произношение кот. связано с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.) Нет слюнотечения, нет нарушений голоса и дыхания.

Коррекция: на фоне медикаментозной терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “архив” Tag

  • Постинъекционные невропатии

    Среди различных ятрогенных мононевритов и невропатий (от применения лучевой энергии, фиксирующих повязок или в результате неправильного положения…


  • Влияние ЛОР-патологии на развитие краниальных невропатий

    Вопросам взаимосвязи ЛОР-заболеваний с различными болезнями нервной системы уделялось большое внимание отечественными и зарубежными учеными…


  • Болевое поведение

    … в отличие от других сенсорных систем, боль не может рассматриваться вне зависимости от переживающей ее личности. Все многообразие…

  • Острая боль в пояснично-крестцовой области

    Под болью в пояснично-крестцовой области подразумевается боль в нижней части спины, (далее – БНС), которая локализуется ниже края реберной дуги и…

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

По Основам логопедии

Тема: Сравнительная характеристика различных форм дизартрий

Фамилия: Калинина Отделение: заочное

Имя: Антонина Специальность: спецпсихолог

Отчество: Александровна Группа: 6431

Преподаватель-рецензент: Кедрова И.А.

г.Казань, 2010г.

2. Неврологические основы речи……………………………………….. стр.4

3. Импрессивная и экспрессивная речь. Мозг и речь…………………. стр.9

4. Понятие «дизартрия»…………………………………………………стр.11

5. Причины возникновения дизартрий…………………………………стр.11

6. Виды дизартрий. Классификация клинических форм дизартрий…стр.12

6.1. Особенности артикуляционных нарушений…………………...стр.13

6.2. Бульбарная дизартрия……………………………………………стр.14

6.3. Подкорковая дизартрия………………………………………….стр.15

6.4. Мозжечковая дизартрия………………………………………….стр.16

6.5. Корковая дизартрия………………………………………………стр.17

6.6. Стертые (легкие) формы дизартрий…………………………….стр.17

6.7. Псевдобульбарная дизартрия……………………………………стр.20

а) Легкая степень………………………………………………..стр.21

б) Средняя степень……………………………………………...стр.21

в) Тяжелая степень……………………………………………...стр.22

6.8. Нарушение темпа речи и заикание как разновидности моторных дизартрий…………………………………………………………………….стр.23

7. Овладение грамотой при дизартрии…………………………………стр.25

8. Лексико-грамматический строй речи………………………………..стр.27

9. Коррекция дизартрий…………………………………………………стр.28

9.1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельникова………………….стр.29

9.2. Упражнения для развития речевого дыхания…………………..стр.32

10. Лечение дизартрий…………………………………………………..стр.34

11. Советы дефектолога…………………………………………………стр.37

Предметом исследования является система логопедической работы по преодолению нарушения фонетической стороны речи у детей с дизартрией.

Задачи:


изучить сущность дизартрии;

рассмотреть этиопатогенез дизартрии;

изучить овладение чтением и письмом в онтогенезе;

провести исследование.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; эмпирическое исследование.
Речь, голос и слух – это функции человеческого организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального развития всего человечества. Развитие речи тесно связано с высшей нервной деятельностью. Речь – это относительно молодая функция коры головного мозга, которая возникла в стадии развития человека как существенное дополнение к механизму нервной деятельности животных.

И. П. Павлов писал: «В развивающемся животном организме на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности.


Для животного действительность представлена исключительно раздражениями и их следами в больших полушариях головного мозга в специальных клетках зрительных, слуховых и других центров. Это то, что для человека представляется как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды.

Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными.


Но слово составило вторую, специальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов.

Именно слово сделало нас людьми, однако не подлежит сомнению, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны действовать и во второй, потому что это работа той же нервной ткани…».


Деятельность первой и второй сигнальных систем неразрывно связана, обе системы непрерывно находятся во взаимодействии. Деятельность первой сигнальной системы – это усложненная работа органов чувств. Первая сигнальная система – носительница образного, предметного, конкретного и эмоционального мышления, работает под влиянием прямых (несловесных) воздействий внешнего мира и внутренней среды организма. У человека имеется вторая сигнальная система, обладающая способностью создавать условные связи на сигналы первой системы и образовывать наисложнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой. Основным специфическим и реальным импульсом для деятельности второй сигнальной системы является слово. Со словом возникает новый принцип нервной деятельности – абстрактный.

Это обеспечивает неограниченную ориентацию человека в окружающем мире и образует самый совершенный механизм разумного существа – знание в форме общечеловеческого опыта. Корковые связи, образуемые при помощи речи, представляют собой свойство высшей нервной деятельности «человека разумного», однако оно подчиняется всем основным законам поведения и обусловлено процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Итак, речь – это условный рефлекс высшего порядка. Развивается она как вторая сигнальная система.

Возникновение речи обусловлено процессом развития центральной нервной системы, при котором в коре головного мозга образуется центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов – это моторный центр речи – центр Брока.

Наравне с ним развивается способность различать и воспринимать условные звуковые сигналы в зависимости от их значения и порядка – образуется гностическая речевая функция – сенсорный центр речи – центр Вернике. Оба центра в отношении развития и функции тесно связаны, находятся у правшей в левом полушарии, у левшей – в правом. Эти корковые отделы не функционируют изолированно, а связаны с остальными отделами коры, и, таким образом, совершается одновременная функция всей коры головного мозга. Это и есть совокупная работа всех анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), в результате которой происходит анализ сложной внутренней и внешней среды и затем синтез сложной деятельности организма. Для возникновения речи у ребенка (речь является врожденной способностью человека) основное значение имеет слух, который в период развития речи формируется сам под влиянием звуковой системы языка. Связью слуха и речи, однако, не исчерпывается взаимосвязь первой и второй сигнальных систем.

Слух для членораздельной речи является лишь одной частью речевого акта. Другая его часть – произношение звуков, или артикуляция речи, которое постоянно контролируется слухом. Речь является также сигналом для связи с другими людьми и для самого говорящего. При артикуляции (произношении) возникают многочисленные тонкие раздражения, идущие от речевого механизма в кору больших полушарий, которые становятся для самого говорящего системой сигналов. Эти сигналы поступают в кору одновременно со звуковыми сигналами речи.

Таким образом, развитие речи – это чрезвычайно сложный процесс, обусловленный влиянием различных факторов. Многочисленные исследования показали, что речевая функция формируется следующим образом: результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речи , по пирамидным путям передаются к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга своей и в большей степени противоположной стороны.

От ядер черепно-мозговых нервов отходят нервные пути, направляющиеся к периферическому речевому аппарату (носовая полость, губы, зубы, язык и т. д.), в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов.
Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, побуждающие мышцы к сокращению, а также регулирующие их тонус. В свою очередь к центральной нервной системе по чувствительным волокнам идут двигательные раздражения от речевой мускулатуры.
Как уже было отмечено, речь не является врожденной способностью человека. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик.
Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий в подкорковом слое, в самом низшем отделе высшей нервной деятельности. Крик возникает в ответ на внешнее или внутреннее раздражение. Каждый новорожденный ребенок подвергается охлаждению – действию воздуха после рождения, температура которого ниже температуры в утробе матери, кроме того, после перевязки пуповины прекращается поступление материнской крови и наступает кислородное голодание. Все это способствует рефлекторному вдоху как первому проявлению самостоятельной жизни и первому выдоху, при котором возникает первый крик.

В дальнейшем плач новорожденных вызывается внутренними раздражениями: голодом, болью, зудом и т. д. На 4-6-й неделе жизни голосовые проявления младенцев отражают его ощущения. Внешним проявлением спокойствия является мягкий звук голоса, при неприятных ощущениях – голос резкий, в этот период в голосе ребенка начинают появляться разные согласные звуки – «агуканье». Так ребенок постепенно приобретает двигательный прототип для дальнейшего развития речи. Каждый изданный звук передается волной воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому слуховому анализатору. Таким образом, развивается и закрепляется закономерная связь двигательного анализатора и слухового. В возрасте 5–6 месяцев запас звуков у ребенка уже очень богат. Звуки бывают воркующими, чмокающими, вибрирующими и т. п. Легче всего ребенку удаются звуки, образуемые губами и передней частью языка («мама», «папа», «баба», «тата»), так как мышцы этих отделов хорошо развиты благодаря сосанию.

В период между 6–8 месяцами образуются условные рефлексы и дифференциация первой сигнальной системы. Происходит повторение одного слога как примитивное речевое проявление. Ребенок слышит образование фонем (тех или иных звуков), и звуковой стимул воспроизводит артикуляционный стереотип. Таким образом, постепенно вырабатывается моторно-акустическая и акустико-моторная связь, т. е. ребенок произносит те фонемы (звуки), которые слышит. Между 8–9 месяцами начинается период рефлекторного повторения и подражания. Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Постоянным повторением разных слогов у ребенка вырабатывается замкнутый слухо-двигательный круг.

В этот период возникает механизм повторения сложных звуков. Мать повторяет за ребенком его лепет, и ее голос попадает в налаженный акустико-моторный круг ребенка. Так налаживается работа между слышимой и собственной речью. Сначала ребенок повторяет за матерью слоги или односложные слова. Эта функция простого повторения слышимых звуков называется физиологической эхолалией и является характерным признаком первой сигнальной системы (повторять отдельные слоги и простые слова могут и животные, например попугаи, скворцы, обезьяны). Приблизительно в одно время с физиологической эхолалией (повторением, подражанием) начинает развиваться и понимание значения слов. Ребенок воспринимает слова и короткие фразы как словесный образ. Важную роль для понимания значения слов играет оттенок произносимой родителями фразы. В этот период все большее значение в формировании речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов у ребенка постепенно развиваются сложные аналитические (акустико-оптические) процессы.

Укрепляются механизмы обеих сигнальных систем, возникают условные рефлексы высшего порядка. Например: ребенка подносят к тикающим часам и при этом говорят: «тик-так». Через несколько дней ребенок поворачивается к часам, как только произносят «тик-так».

Моторная реакция (поворачивание к часам) является доказательством, что акустико-моторная связь закрепилась. Слуховое восприятие вызывает моторную реакцию, которая имеет отношение к прежнему зрительному восприятию. В этой стадии двигательный анализатор развит больше, чем стимул механизмов речи. В дальнейшем у ребенка постоянно развиваются все более и более сложные общие моторные реакции на словесные раздражения, но эти реакции постепенно тормозятся, и формируется речевой ответ. Первые самостоятельные слова ребенок начинает произносить, как правило, в начале второго года жизни. По мере развития ребенка внешние и внутренние раздражения и условные реакции первой сигнальной системы вызывают речевые реакции.

В этом периоде жизни ребенка все внешние и внутренние раздражения, все вновь образованные условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные (негативные), отражаются речью, т. е. связываются с двигательным анализатором речи, постепенно увеличивая словесный запас детской речи.

На основе уже развившихся акустическо-артикуляцион-ных и оптико-артикуляционных связей ребенок ранее слышимое слово произносит без подсказывания и называет видимые предметы.

Кроме того, он использует осязательные и вкусовые связи, и в комплексную речевую деятельность включаются все анализаторы. В этом периоде сложная система условных связей, речь ребенка находятся под влиянием прямого восприятия действительности. На развитие речи огромное влияние оказывают эмоции, и слово возникает под влиянием радости, неудовольствия, страха и т. д. Это связано с деятельностью подкорковой системы головного мозга. Первые слова, которые ребенок произносит самостоятельно, возникают как условно-рефлекторные реакции, зависящие от факторов внешней и внутренней среды. Ребенок называет предметы, которые видит, выражает словами свои потребности, например, голод, жажду и т. п. В этот период каждое слово становится целенаправленным речевым проявлением, имеет значение «фразы» и называется поэтому «однословной фразой».
Разнообразными голосовыми оттенками ребенок выражает свое настроение. Однословными фразами ребенок говорит около полугода (до 1,5-2-летнего возраста), затем он начинает формировать короткие словесные цепочки, например: «мама, на», «баба, дай» и т. п. Имена существительные применяются главным образом в именительном падеже, а глаголы – в повелительном, неопределенном наклонении, в третьем лице.
На 3-м году жизни начинается правильное связывание слов в короткие речевые цепочки, словарный запас ребенка уже составляет 300–320 слов. Чем больше предметов и вещей знает ребенок и правильно называет их, тем больше связей фиксируется в коре головного мозга.

При помощи повторяемых раздражений из внешней среды ребенок формирует сложные реакции, которые являются продуктом взаимодействия вновь приобретенных и уже установившихся в коре рефлекторных связей , продуктом тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.


Так постепенно формируется высшая интеграционная способность речи, вырабатывается высшая ступень обобщенных корковых цепных процессов, составляющих физиологическую основу самых сложных речевых функций мозга. Речевые цепи связываются во все более сложные комплексы, и закладывается основа человеческого мышления. Разумеется, развитие речи не заканчивается в детском возрасте, она развивается в течение всей жизни человеческого индивида. Таким образом, в основе формирования и развития речи лежат сложнейшие процессы, происходящие в центральной нервной системе человека, в коре головного мозга, подкорковых структурах, периферических нервах, органах чувств.

Формирование, развитие и индивидуальные особенности речи человека зависят от типа высшей нервной деятельности, типа нервной системы. Тип нервной системы – это комплекс основных качеств человека , которые определяют его поведение.

Этими основными качествами являются возбуждение и торможение.
Тип высшей нервной деятельности – это деятельность первой сигнальной системы в ее единстве со второй сигнальной системой. Типы высшей нервной деятельности не являются постоянными и неизменными, они могут изменяться под влиянием различных факторов, к которым относятся воспитание, социальная среда, питание, различные заболевания. Тип нервной системы, высшей нервной деятельности определяет особенности речи человека.
I тип – нормально возбудимый, сильный, уравновешенный – сангвинический, характеризуется функционально сильной корой, гармонично уравновешенной с оптимальной деятельностью подкорковых структур.
Корковые реакции интенсивны, и их величина отвечает силе раздражения. У сангвиников речевые рефлексы вырабатываются очень быстро и развитие речи соответствует возрастным нормам.

Речь сангвиника громкая, быстрая, выразительная, с правильной интонацией, ровная, связная, образная, иногда сопровождается жестикуляцией, мимикой, здоровым эмоциональным возбуждением.


II тип – нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный, характеризуется нормальной взаимосвязью деятельности коры и подкорки, что обеспечивает безупречный контроль коры головного мозга над безусловными рефлексами (инстинктами) и эмоциями. Условно-рефлекторные связи у флегматиков образуются несколько медленнее, чем у сангвиников.
Условные рефлексы у флегматиков нормальной силы , постоянны, равны силе условных раздражений. Флегматики быстро учатся говорить, читать и писать, речь их размеренная, спокойная, правильная, выразительная, но без эмоциональной окраски, жестикуляций и мимики.
III тип – сильный, с повышенной возбудимостью – холерический, характеризуется преобладанием подкорковых реакций над корковым управлением.
Условные связи закрепляются медленнее, чем у сангвиников и флегматиков, причиной этого являются частые вспышки подкорковых возбуждений, которые вызывают охранительное торможение в коре больших полушарий головного мозга. Холерики неустойчивы, плохо подавляют свои инстинкты, аффекты, эмоции. Принято выделять три степени нарушения взаимодействия коры головного мозга и подкорковых структур:
1) при первой степени холерик уравновешен, но сильно возбудим, сильна эмоциональная раздражимость, часто обладает великолепными способностями, речь правильная, ускоренная, яркая, эмоционально окрашена, сопровождается жестикуляцией, характерны беспричинные взрывы неудовольствия, гнева, радости и т. п.;

2) при второй степени холерик неуравновешен, беспричинно раздражителен, нередко агрессивен, речь быстрая, с неправильными ударениями, иногда с выкриками, не очень выразительная, часто неожиданно прерывается;


3) при третьей степени холериков называют забияками, сумасбродами, речь упрощенная, грубая, отрывистая, часто вульгарная, с неправильной, неадекватной эмоциональной окраской.

IV тип – слабый тип с пониженной возбудимостью, характеризуется корковой и подкорковой гипорефлексией и пониженной деятельностью первой и второй сигнальных систем. Человек со слабым типом нервной системы обладает неравномерными и непостоянными условно-рефлекторными связями и частыми нарушениями равновесия между процессом возбуждения и торможения, с преобладанием последнего . Условные рефлексы формируются медленно, часто не отвечают силе раздражения и требованиям быстроты ответных реакций; речь невыразительная, медленная, тихая, вялая, безучастная, без эмоций. Дети с IV типом нервной системы начинают поздно говорить, речь развивается медленно.

Речь – это способность человека произносить членораздельные звуки, из которых складываются слова и фразы (экспрессивная речь), и одновременно осмысливать их, связывая слышимые слова с определенными понятиями (импрессивная речь). К расстройствам речи относят нарушения ее образования (нарушение экспрессивной речи) и восприятия (нарушение импрессивной речи). Расстройства речи могут отмечаться при дефекте любого звена речевого аппарата: при патологии периферического речевого аппарата (например, врожденные анатомические уродства – расщепление твердого нёба, расщепление верхней губы, микро– или макроглоссия и т. п.), при нарушении иннервации мышц рта, носоглотки, гортани, принимающих участие в озвучивании различных понятий и образов, а также при органических и функциональных изменениях некоторых отделов центральной нервной системы, обеспечивающих речевую функцию. Расстройства образования речи (экспрессивной речи) проявляются в нарушении синтаксической структуры фраз, в изменении словарного и звукового состава, мелодики, темпа и плавности речи. При расстройствах восприятия (импрессивной речи) нарушаются процессы распознавания речевых элементов, грамматического и смыслового анализа воспринимаемых сообщений. Нарушение процессов анализа и синтеза сообщений и речевой памяти, возникающее при поражении головного мозга, называется афазией. Таким образом, афазия – это системный распад уже сформировавшейся речи. Если поражение центральной нервной системы у детей способствовало нарушению речевой функции и возникло до освоения ими речи, то формируется алалия («а» – отрицание, «Ыю» – звук, речь). Оба эти нарушения имеют между собой много общего: и афазия, и алалия характеризуются полным или частичным нарушением речи, что делает в той или иной степени невозможным существование основной функции речи – общения с окружающими. Как вторичные явления в обоих случаях имеют место нарушения процессов мышления и изменения личности и всего поведения человека.

Нередко нарушение речевой функции связано с поражением определенных областей головного мозга.

Разумеется, речь – это интегративная функция всего мозга человека, однако многочисленные исследования свидетельствуют о существовании определенных областей в коре головного мозга, при поражении которых закономерно развиваются речевые расстройства. Речевые расстройства, связанные с поражением центральной нервной системы, наступают в связи:
1) с недоразвитием головного мозга (например, микроэнцефалия);
2) с инфекционными заболеваниями (менингоэнцефалиты различной этиологии: менингококковый, коревой, сифилитический, туберкулезный и т. п.);
3) с травмами головного мозга (в том числе и с родовыми травмами);
4) с развитием опухолевого процесса , приводящего к сдавливанию структур мозга, нарушению кровоснабжения и перерождению мозговой ткани;
5) с психическими заболеваниями (шизофренией, маниакально-депрессивным психозом), при которых нарушается структура клеток мозга;
6) с кровоизлиянием в мозговую ткань.

Разборчивой и членораздельной нашу речь делает артикуляционный аппарат. В этот аппарат входят такие органы, как гортань, голосовые связки, естественно язык и губы, твердое и мягкое небо, носоглотка и челюсти. Ах да, еще зубы.

Для того, чтобы этот аппарат заработал, ему нужно отдать соответствующую команду. Кто отдает команды? Мозг. А кто является гонцом, несущим приказ мозга? Центральная нервная система, соответственно по нервам, которые в свою очередь состоят из пучка нервных волокон. Если нет нормальной речи, то проблема может находиться в любом месте этой цепочки.

Дизартрия - слово угловатое, можно даже сказать, зловещее. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Получается дизартрия - расстройство произношения. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...