Дунул ветер все ожило и засмеялось. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

ПРЕДИСЛОВИЕ

Необходимость освоения теоретических основ формирования, функционирования и управления инновационными процессами продиктована прежде всего высоким уровнем сложности и изменчивости окружающей социально-экономической среды, ростом конкуренции и требованиями к характеристикам деятельности современных экономических систем.

Категории успеха и высокой эффективности в настоящее время напрямую связываются с высокой активностью инновационной деятельности, которая представляется неотъемлемой частью деятельности отдельного человека, предприятия, региона или страны.

Независимо от уровня экономической системы, на котором протекают инновационные процессы, грамотное управление ими подразумевает знание теоретических и методологических положений и подходов, лежащих в основе конкретных инструментов и механизмов управленческой деятельности в сфере инноваций.

Пособие составлено с целью более широкого освещения ряда вопросов в области теорий инноваций, инновационного развития и управления инновационной деятельностью на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях.

Пособие сопровождается контрольными вопросами для обеспечения возможности самостоятельного выявления уровня освоения теоретического материала.

Список литературы призван обеспечить обучающихся дополнительными источниками информации для более глубокого и подробного изучения отдельных вопросов инноватики.

Учебное пособие предназначено для аспирантов, обучающихся по специальности 08.00.05 − «Экономика и управление народных хозяйством (управление инновациями)», и студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлению 222000 − «Инноватика». Пособие будет также полезно студентам бакалавриата и магистратуры, обучающимся в рамках направлений 080100 − «Экономика» и 080200 − «Менеджмент».

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ

1.1. Эволюция понятия развития, его разновидности и признаки. Управление развитием

Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его взаимосвязь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы деятельности человека, развития общества, направлений развития мира, космоса и т.д.

Развитие – это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.

Развитие в общем виде – это совершенствование системы, которое заключается:

− в повышении ее жизнеспособности (витальности) и устойчивости;

− росте информационной емкости;

− увеличении возможностей ее дальнейшего развития и функционирования;

− повышении ее адаптивности к внешним и внутренним факторам распада.

В европейской культуре понятие развития начинает приобретать категориальный и мировоззренческий смысл при переходе от античности к средневековью в ходе становления понятия истории и его христианских интерпретаций. В связи с этим формируется образ развития как восходящего движения – линии, – по ходу которого могут быть расставлены и сопоставлены различные явления, вещи, формы бытия, истории, человеческие действия и т.д.

В XVII-XIX вв. заметный вес в характеристике развития приобретает критерий новизны; развитие рассматривается как появление новых вещей и идей: в природе – как возникновение структур, функций, систем; в обществе – как создание новых технических приспособлений, обнаружение ресурсов, формирование средств практической и теоретической деятельности.

В XIX веке понятие развития и связываемое с ним понятие новизны вводятся в мир количественных изменений. Количественные определения развития начинают доминировать в промышленности, в экономике, в науке; они используются для определения развитости различных обществ, народов и культур, проникают в сферу духовной деятельности. На этом этапе представляется возможным создание некой всеобщей концепции развития, подкрепленной количественными показателями.

Во второй половине ХIХ века под влиянием результатов, полученных в биологии, экономической теории, социальноисторическом познании, а также схем, разработанных в немецкой классической философии, распространяются концепции системности, нелинейности, противоречивости развития.

Обогащение концепции развития в ХХ столетии связано с углублением научных исследований развития в различных предметных областях. Идея всеобщности развития, издавна разрабатываемая философией, является в настоящее время идеей полинаправленного развития и его многомерных представлений.

Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Таким образом, можно выделить три формы развития:

– одноплоскостное развитие, то есть переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности;

– регрессивное развитие, то есть переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности;

– прогрессивное развитие, то есть переход из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности.

Развитие бывает:

1) экстенсивное (в виде проявления и увеличения уже имеющегося) и интенсивное (в виде возникновения качественно новых форм);

2) экзогенное (то есть ненастоящее, не подлинное развитие, определяемое только извне, окружающим миром) и эндогенное , (то есть настоящее развитие, источник которого находится внутри самого развивающегося);

3) индивидуальное и всеобщее ;

4) эволюционное (в виде медленных постепенных изменений) и революционное (характеризуемое глубокими, качественными, скачкообразными изменениями).

Признаки развития:

– качественный характер изменений;

– необратимость;

– закономерность;

– единство количественных и качественных изменений;

– взаимосвязь прогресса и регресса;

– развертывание во времени;

– направленность.

Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания и преобразования действительности.

Гегель сформулировал следующие основные законы развития:

– закон отрицания отрицания;

– закон единства и борьбы противоположностей;

– закон перехода количества в качество.

Существуют следующие модели развития:

1. Классическая модель развития (Кант, Гегель).

2. Градуалистическая модель Г. Спенсера (gradation – постепенное изменение).

3. Модель «творческой эволюции или «эмерджентизма» (Л. Морган, А. Бергсон).

4. Натуралистическая модель.

5. Антропологическая модель (Сартер).

6. Диалектико-материалистическая модель.

7. Равновесно-интеграционная модель.

Управление развитием заключается в способствовании продвижению процесса развития, прогнозировании возможных катаклизмов и путей их преодоления.

Мировое развитие переходит в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении.

В экономике выделяют следующие типы развития:

1. Экстенсивный тип развития: характеризуется как способ экономического роста, достижения основных целей за счет количественных факторов развития (привлечения дополнительных ресурсов, создания новых производств) прежнего научно-технического уровня.

2. Интенсивный тип развития рассматривается как способ повышения интенсивности труда, увеличения его затрат в единицу времени, обеспечиваемого применением эффективных факторов (более высокой квалификации рабочей силы, четкой организации производства и лучшей мотивации труда, новых техники и технологий и пр.), качественно влияющих на экономический рост и решение основных социально-экономических и экологических задач в тактическом и стратегическом плане.

3. Инновационный тип развития характеризуется комплексным преимущественным использованием системных научнотехнологических инноваций в качестве основных факторов обеспечения устойчивости жизнедеятельности хозяйственных субъектов.

Основная задача инновационного менеджмента – поэтапный перевод социально-экономической системы на инновационный тип развития.

1.2. Особенности современной социально-экономической среды: ньютонианаская парадигма и теория хаоса. Хаордическая организация

Традиционно социальный и организационный мир рассматривается с позиции теории Ньютона как хорошо отлаженный механизм, где все процессы достаточно предсказуемы и подчиняются общим законам. При этом причинно-следственные связи просты, четко определены и линейны. Эта так называемая ньютонианская парадигма подразумевает, что в системе менеджмента распоряжения должны исходить сверху вниз, а структура организации должна быть направлена на поддержание решений руководства. Чем более стабильна организация и предсказуемо ее поведение, тем больших успехов добивается организация в выполнении своих функций. Согласно ньютонианской парадигме, именно поддержание равновесия является главной задачей организационных лидеров.

Однако новыми чертами внешней среды существования организаций являются нелинейность, нестабильность, возрастающие темпы изменчивости ее ключевых экономических параметров. Отношения в организациях, представляющих собой сложные системы, становятся все более непредсказуемыми, подверженными влиянию множества факторов. Такие отношения можно описать уже с помощью теории хаоса.

Характеристики современной социально-экономической среды.

1. Технологии . Новые технологии ровышают эффективность, продуктивность, скорость воспроизводства и потребительскую заинтересованность.

2. Глобализация . Возрастает взаимозависимость региональных экономик, развиваются потоки информации, товаров, капитала. Компании зависят друг от друга, и эта зависимость усиливается и расширяется географически.

3. Конкуренция . Технологии и глобализация приводят бизнес в состояние жесткой борьбы за долю на рынке.

4. Изменения . Изменения носят перманентный характер и их темпы увеличиваются в геометрической прогрессии.

5. Скорость . Значительное увеличение скорости технологических операций сопровождается ускорением хозяйственных процессов и темпа жизни людей.

6. Сложность и парадоксы . В определенных ситуациях возникают парадоксы и дилеммы, повышающие сложность и без того многофакторной среды существования.

Эти черты действительности породили новую организационную парадигму , согласно которой мир характеризуется незапланированными событиями и непредсказуемыми исходами и последствиями.

Будущее не может быть четко представлено, но можно предсказать степень его контролируемости с использованием теории хаоса.

Люди склонны воспринимать хаос как беспорядок, путаницу. Однако в рамках научного подхода хаос представляется как сложный, непредсказуемый и организованный беспорядок, в котором модели организационного поведения принимают нерегулярные, но тождественные формы.

Хаордические – это организации, которые объединяют в себе черты хаоса и порядка. Чтобы создать хаордическую организацию, необходимо предварительно погрузить всю организацию в беспорядок и, в соответствии с нормами теории хаоса, тем самым подготовить к появлению нового порядка.

Характеристики хаордической организации:

1. Знание и обмен информацией . Знание является одной из важнейших причин изменений. Например, компания «Хьюлетт-Пакард» разработала концепцию, в которой внимание состередочено на обеспечении эффективного и точного обмена информацией между подразделениями.

2. Инновации и творчество . Данные характеристики требуют, чтобы организационная культура постоянно изменялась и корректировалась. Необходим экспериментальный, рискованный подход к функционированию организации.

3. Работа в команде и проектная ориентация . Люди с творческими идеями должны взаимодействовать друг с другом и с другими группами. Работа должна осуществляться в командах, которые более гибки и способны к изменениям по сравнению с традиционными подразделениями. Команды после выполнения задания должны распускаться.

4. Разнообразие . Для более эффективной творческой работы специалисты в разных областях должны работать вместе, что способствует выработке наиболее удачных идей.

5. Прочная система ценностей . В традиционных организациях объединяющим началом служит административный контроль, в хаордических – ключевые ценностные установки.

Функции менеджеров в хаордических организациях и в будущем.

1. Управление изменениями . Менеджер должен уметь помочь персоналу перейти от индустриальной модели развития к информационной, уметь разрешать конфликты, принимать нетривиальные решения, экспериментировать и постоянно приобретать новые навыки. Он должен сглаживать негативные проявления и поощрять позитивные устремления персонала.

2. Формирование гибкости и жизнестойкости . Изменения приводят к тому, что многие работники чувствуют себя неспособными к адаптации в новых условиях. Задача менеджеров состоит в том, чтобы повысить стойкость и способность людей к изменениям. Они должны помогать работникам осмысливать новую действительность, объяснять природу хаоса и необходимость перемен.

3. Дестабилизация системы . Модель, в которой стабильность является главным приоритетом, ограничивает менеджеров в выборе стратегий. Многие организации, не успевая приспособиться к инновациям, погибают. Менеджеры должны создать условия, способствующие воспроизводству инноваций, путем создания хаоса или нарушения стабильности. Простой путь разрушения стабильности – это поддержание состояния напряжения.

4. Управление порядком и беспорядком . Принципы самоорганизации, заложенные в теории хаоса, могут создать впечатление, что данный механизм не требует участия менеджеров. Но именно менеджеры определяют политику организации в сфере балансирования между порядком и необходимыми переменами. Эффективность менеджмента проявляется в том, чтобы вовремя определить, какое именно состояние необходимо в данный момент для организации и какое потребуется завтра.

5. Создание и поддержание обучающейся организации . Важной функцией менеджеров является создание условий, в которых каждый сотрудник вовлечен в процесс постоянного обучения.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки развития.

2. Каким образом проявляется взаимосвязь понятий «развитие» и «диалектика»?

3. В чем суть теории хаоса?

4. Какие организации называются хаордическими?

5. В чем состоит основная задача менеджеров хаордической организации?

2. ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАТИКУ

2.1. Возникновение и содержание категории «инновация». Понятие новизны. Инновационный менеджмент

Инноватика – это наука о нововведениях.

Предметом ее изучения являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в ХIХ в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. Только в начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:

– статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства);

– динамическую (инновация). Динамическая ситуация означает развитие как особое, различимое на практике и в сознании людей состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота.

Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений.

1. Изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства.

2. Изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами.

3. Изменения вследствие использования нового сырья.

4. Изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения.

5. Изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-х годах ХХ в. Й Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация (от англ. innovation ) = новшество = нововведение – результат интеллектуальной (творческой) деятельности по созданию нового или усовершенствованного продукта или процесса, т.е. объект внедрения.

Инновация – это любые идея, продукт, услуга или процесс (в том числе технология, метод, принцип), обладающие свойством новизны, отличающей их от предшествующих аналогов.

Во всем многообразии подходов к определению сущности нововведения можно выделить два основных. В одном случае «нововведение – это идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые», то есть результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом – «нововведение есть генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг», то есть процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов в практику.

В целях упорядочения терминологии специалисты предлагают использовать два понятия: нововведение (инновация) и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и пр.) и нововведению как процессу создания и переноса новшества в сферу его применения.

Относительно содержательной стороны инноваций Й. Шумпетер не разделял нововведения на те, которые содержат изобретения, и те, которые их не содержат. Нововведение может означать «либо комбинацию новым способом существующих факторов производства, воплощенных в новых заводах, а как правило, и в новых фирмах, либо новые товары или еще не опробованные методы (производства), или производство для нового рынка, а также производство с использованием новых средств производства» (по Й. Шумпетеру), нововведения также «не обязательно должны быть техническими или «вещественными» (по П. Друкеру).

Любое нововведение подразумевает наличие новизны в объектах в виде технических, технологических, организационных или управленческих изменений и преобразований.

Каждое нововведение характеризуется степенью новизны. Новизна является обязательным свойством и самостоятельной ценностью любого нововведения, отличая его от предшествующих новшеств.

Новизна – это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему право называться новым.

Факторы, определяющие новизну продукции:

– оригинальность идеи;

– величина затрат на НИОКР;

– коэффициент обновления основных фондов;

– расходы на маркетинг;

– норма прибыли;

– объем продаж.

Новизна – это также свойство продукции, действующее определенный период времени, который ограничивается наступлением срока ее морального старения.

Виды новизны:

– абсолютная новизна – фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству;

– относительная новизна – определяется относительно выбранного признака и имеет несколько разновидностей:

а) частная новизна – когда отдельные элементы являются новыми;

б) условная новизна – возникает при необычном сочетании ранее известных элементов;

в) стоимостная новизна – когда затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, будут ниже, чем у заменяемой;

г) целесообразная новизна – означает лучшие производительные и потребительские свойства продукции;

д) рыночная новизна – возникает при увеличении числа выполняемых функций изделием и изменении потребностей покупателей.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации могут рассматриваться как (прил. 1):

– процесс (Б. Твисс, В. Рапопорт, Б. Санто, В.С. Кабаков и др.);

– система (Н.Л. Лапин, Й. Шумпетер);

– изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);

– результат (А. Левинсон, Ф.Г. Гурвич и др.).

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как явление, которое обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Инновации являются объектом рассмотрения различных наук. Философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения. В технических науках внимание акцентируется на технической и технологической сторонах нововведений. В экономических науках акцент делается не только на процессе внедрения, но и на широкомасштабном рентабельном использовании новшества.

Инновационная деятельность – это деятельность, связанная с получением и воспроизводством новых научных знаний и их реализацией в материальной среде общества.

В общем случае менеджмент представляет собой деятельность, направленную на планирование, организацию и эффективное использование трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов для достижения целей организации. Инновационный менеджмент является специальной функцией или отдельным направлением менеджмента.

Инновационный менеджмент – это управление разработкой и внедрением различных новшеств в деятельность организации: разработка новых продуктов, новых технологий, внедрение новой организационной структуры, выход на новые рынки и т.д.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом научных и специальных дисциплин (рис. 2.1).

Основная задача инновационного менеджмента состоит в формировании среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

    Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

    Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.

    Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.

    Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.

    Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?

    Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

    Знайте_ он опасный человек.

    Любишь кататься_ люби и саночки возить.

    Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.

    Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.

    В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

    Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.

    Доверие_ всегда самый дорогой подарок.

    Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?

    В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

    Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.

    Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

    Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.

    Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

    В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

    Я доверяю любящим_ они великодушны.

    Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.

    Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.

    Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.

    Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении. Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

    Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).

    Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).

    Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.

    Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.

    Какое предложение является сложным бессоюзным?

    Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.

    Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.

    Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

    По последним метеорологическим данным ожидается потепление.

    Укажите верное утверждение о предложении.

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.

    Предложение сложносочиненное;

    Предложение сложноподчиненное;

    Предложение бессоюзное сложное;

    Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми заговорил и изумил.

    Как объяснить постановку тире в предложении?

Огромный купол створки разомкнул - и небом вечность в башню заглянула.

    Предложение простое неполное.

    Вторая часть сложносочинённого предложения содержит указание на резкую смену событий.

    Вторая часть сложносочинённого предложения содержит следствие.

    Объясните постановку двоеточия в данном предложении.

Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

    В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препинания не расставлены.)

    Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.

    На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

    В средние века считалось, что бордосская сталь самая надёжная в мире.

    Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один - древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой - низкий, пологий, болотистый у воды.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

    Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

«Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять () вещи различные.

    Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.

    Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщающим словом.

    Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом.

    Ставится тире: между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.

    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

    В каком примере недостаёт второго тире?

    «Здесь всякий может дурачиться как хочет, жить и умереть чудаком», - писал в 1811 году поэт К.Н.Батюшков, характеризуя тогдашнюю Москву.

    «Я пришёл сюда, - начал Шубин, потому что мне дома было очень грустно».

    Нидерланды - государство на северо-западе Европы, часто называемое Голландией.

    На востоке страна граничит с Германией, на юге - с Бельгией.

    Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Я пытался поймать такси () не тут-то было.

    Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

    Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

    Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

    Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитена, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.

    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.

    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Понадобится помощь при строительстве или какой-нибудь инструмент - обращайтесь ко мне, не стесняясь.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

бессоюзных предложениях.


В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в сложных бессоюзных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Для проверки значения сложного бессоюзного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.


ЗАПЯТАЯ в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз И.


Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). – Метель не утихала, И небо не прояснялось;
Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов). – Поезд пошёл быстро, И его огни скоро исчезли, И через минуту уже не было слышно шума.


ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:


Налево чернело глубокое ущелье; /1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари /2 (Лермонтов).


ДВОЕТОЧИЕ в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:


1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть.


Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.


Обратите внимание!
Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении сложного бессоюзного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.
Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов);
Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов).


2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что.


Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.


Обратите внимание!
Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что, а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.


Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). – Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь;
Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов). – Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.


3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что.


Теперь все в доме имели суровое выражение: землетрясение было не к добру (Тынянов). – Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру;
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.


ТИРЕ в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:


1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу:


Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). – Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова;
Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький). – Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.


2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.


Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно;
Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.


3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.


Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать;
Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.


Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).


4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.


Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье;
Будет дождик – будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.


Примечание. Если второе предложение в сложном бессоюзном предложении начинается с частицы так, то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).


5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.


Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.


6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков:


Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).
Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):
Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький);
На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.


УПРАЖНЕНИЕ. Расставьте недостающие знаки препинания.


1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак).
2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов).
3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов).
4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский).
5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев).
6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина).
7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов).
8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев).
9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов).
10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов).
11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин).
12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький).
13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь).
14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов).
15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров).
16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов).
17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов).
18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой).
19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов).
20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант (Фадеев).
21. Фёдор понял речь шла о связи (Фурманов).
22. Алексей решил довольно тянуть (Полевой).
23. Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Серафимович).
24. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (Тургенев).
25. Я проснулся заря уже занималась (Тургенев).
26. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила (Тургенев).
27. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто (Чехов).
28. Окна в бараке то освещались то гасли кто-то чиркал спички (Шишков).
29. Прошла неделя другая вдруг въез- жает ко мне во двор коляска (Пушкин).
30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет (Гоголь).
31. Не успело солнце пригреть загудело всё небо (Бубенков).
32. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат (Лермонтов).
33. Смелые побеждают трусливые погибают (пословица).
34. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор и шмыгнул в огород (Фадеев).
35. Победим каменный дом построишь (А.Н. Толстой).
36. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лермонтов).
37. Пропади ты совсем плакать о тебе мы не будем (Чехов).
38. Посмотрит рублём подарит (Некрасов).
39. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно (Каверин).
40. Они расстанутся они уже расстались эта мысль ошеломила обоих (Катаев).

Расставить знаки препинания, определить тип придаточных предложений и тип их подчинения:


  1. При этом, рассказывая, она нещадно курила, старалась напоминать Фаину Раневскую из фильма «Свадьба» и пряталась от заведующей которая курильщиков гоняла и строгим голосом говорила что «медицинский работник не может себе позволить такие безобразия».

  2. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам.

  3. Если б он был чуть побольше то услышал бы что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов).

  4. Девушка то морщилась то улыбалась и показывала что готова мужественно терпеть лишь бы никого собой не обременять.

  5. Федор понял его слова так что если ничего не выйдет ему придется за свой поступок отвечать по всей строгости.

  6. Катерина не могла понять, почему после школы надо идти собирать макулатуру и зачем им с сестрой наизусть заучивать обязанности дневального по роте.

  7. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы.

  8. Флористка из Таллинна сказала что у Виктории идеальное чувство гармонии и она может составлять любые букеты.

  9. Федор понимал что когда те двое выскочат из подъезда ему настанет конец.

  10. Когда он наконец вышел на улицу последний туман который держался до обеда рассеялся.

  11. Она не помнила как поднялась от речки в гору как вошла в осиротевший дом как присела на ступеньки

  12. Всё время ему казалось что он уже опоздал что концерт сейчас окончится.

Тест № 1


  1. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4

  1. Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

  1. Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

  1. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.
1) 1; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 1, 3

  1. На конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.
1) 1, 2, 4; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 2, 4

  1. Наше внимание (1) привлекла стройная башенка (2) на верхушке которой (3) развевался синий флаг.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 2

  1. Проза Мопассана, Бунина (1) и особенно Чехова (2) чьи рассказы исчисляются сотнями (3) по некоторым качествам (4) похожа на произведения поэтов-лириков.
1) 1, 3 2) 2, 4 3) 3 4) 2, 3

  1. Государственная Третьяковская галерея основателем которой был московский купец Павел Михайлович Третьяков в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.
1)1,4 2)2 3)1,3 4)2,4

  1. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
1)1,2 2)2 3)3,4 4)1,2,3,4

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли.

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

Тест № 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


  1. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.
1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

  1. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

  1. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 3

  1. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4

  1. Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

  1. Брат со смехом говорил, что ему (1) если в чём-либо повезёт (2) то сейчас же в чём-нибудь другом не повезёт (3) так (4) что становилось хуже, чем до того (5) как повезло.
1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 5 3) 1, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4

  1. О настоящем поэте нельзя судить по одному стихотворению (1) потому (2) что (3) как бы оно ни было совершенно (4) его смысл полностью раскрывается только в контексте той обладающей внутренним единством книги (5) которая вмещает в себя всю лирику поэта.
1) 1, 2, 3, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5

  1. Район (2) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.
1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 5

  1. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1)1,3,4 2)1,4 3)2,3 4)1,2,3

  1. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
1)1,2,3,4 2)2,3 3)1,4 4)2,4

Расставьте знаки препинания:

К тому времени как появилась издалека пугающая туча с дымящимися краями и накрыла бор и дунул ветер Иван почувствовал что обессилел и поняв что с заявлением ему не совладать он не стал поднимать разлетевшихся листов и тихо и горько заплакал.

Добродушная фельдшерица Прасковья Фёдоровна навестила поэта во время грозы встревожилась видя что он плачет закрыла штору чтобы молнии не пугали больного листки подняла с полу и с ними побежала за врачом. Тот явился сделал укол в руку Ивана и уверил его что он плакать больше не будет что теперь всё пройдёт всё изменится и всё забудется.

Врач оказался прав. Вскоре заречный бор стал прежним. Он вырисовался до последнего дерева под небом расчистившимся до полной голубизны а река успокоилась. Тоска начала покидать Ивана тотчас после укола и теперь поэт лежал спокойно и глядел на радугу раскинувшуюся по небу.

Так продолжалось до вечера и он даже не заметил как радуга растаяла и как загрустило и полиняло небо как почернел бор.

Дом скорби засыпал. В тихих коридорах потухли матовые белые лампы и вместо них здесь зажглись слабые голубые ночнички и всё реже и реже за дверьми слышались осторожные шажки фельдшериц. (М.А. Булгаков)

Зачёт №10

^ ДВОЕТОЧИЕ И ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:

1) Второе простое предложение поясняет смысл первого. Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

^ Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями…

2) Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

^ Всем ясно: нужно продолжать начатую работу. Я взглянул в окно: в безоблачном небе разгорались звёзды. (и увидел, что)

3) Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Надо возвращаться домой: уже поздно.

^ Тире в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:

1. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.

^ Дунул ветер –всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.)Поспешишь – людей насмешишь (пословица).

2. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.

^ Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский).

3. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.

^ Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов).

4. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.

^ Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов).

5. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу:

^ Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Практическая часть

Тест №1

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


  1. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.
1) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.

2) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.

3) Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.

4) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?


  1. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.
1) Знайте_ он опасный человек.

2) Любишь кататься_ люби и саночки возить.

3) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.

4) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.


  1. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.

2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.

3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?


  1. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.

2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.

4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.


  1. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
1) Я доверяю любящим_ они великодушны.

2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.

3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.

4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.


  1. Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

1) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).

2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).

3) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.

4) Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.


  1. Какое предложение является сложным бессоюзным?
1) Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.

2) Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.

3) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

4) По последним метеорологическим данным ожидается потепление.


  1. Укажите верное утверждение о предложении.
Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.

1) Предложение сложносочиненное;

2) Предложение сложноподчиненное;

3) Предложение бессоюзное сложное;

4) Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми заговорил и изумил.


  1. Как объяснить постановку тире в предложении?
Огромный купол створки разомкнул - и небом вечность в башню заглянула.

2) Предложение простое неполное.

3) Вторая часть сложносочинённого предложения содержит указание на резкую смену событий.

4) Вторая часть сложносочинённого предложения содержит следствие.


  1. Объясните постановку двоеточия в данном предложении.
Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

Тест №2


  1. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.

2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая надёжная в мире.

4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.


У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой – низкий, пологий, болотистый у воды.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.


  1. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:
«Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять () вещи различные.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.

2) Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщающим словом.

3) Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом.

4) Ставится тире: между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.


  1. В каком примере недостаёт второго тире?
1) «Здесь всякий может дурачиться как хочет, жить и умереть чудаком», - писал в 1811 году поэт К.Н.Батюшков, характеризуя тогдашнюю Москву.

2) «Я пришёл сюда, - начал Шубин, потому что мне дома было очень грустно».

3) Нидерланды – государство на северо-западе Европы, часто называемое Голландией.

4) На востоке страна граничит с Германией, на юге – с Бельгией.


  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Я пытался поймать такси () не тут-то было.

1)Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2)Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3)Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4)Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитена, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Понадобится помощь при строительстве или какой-нибудь инструмент – обращайтесь ко мне, не стесняясь.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Приложение 2

Основные задачи курса русского языка в старших класса сводятся к следующему:


  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • правильно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, для оформления высказывания;

  • совершенствовать написанное;

  • обеспечить подготовку учащихся для выполнения заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

Определение темы и главной мысли

Тема - это предмет речи, то, о чем говорится в тексте, вопрос, который требуется раскрыть в высказывании: «Разрешение темы, ответ на проблему, на поставленный вопрос - это и есть идея произведения» - так определяет основную мысль текста Н.Г.Леонтьев

Умение правильно определять тему и идею есть наипервейшее условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Определение темы обычно не вызывает затруднения, а вот понять, что хотел сказать автор того или иного текста, удается не каждому, поэтому необходимо перечитать текст несколько раз, вспомнить, что для текста характерна смысловая цельность.

Смысловая цельность текста заключается в единстве предмета речи - темы высказывания. Любой текст содержит информацию. И.Р.Гальперин предлагает различать два вида информации: фактуальную и концептуальную.

Фактуальная - описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета.

Концептуальная - это выражение системы взглядов автора основной мысли, идеи произведения.

Эти две разновидности информации – о чем говорится и что говорится - называют темой и главной мыслью.

В некоторых публицистических текстах главная мысль может быть выражено прямо, непосредственно авторским высказыванием или репликой персонажа.

Но чаще всего главная мысль не сформулирована «черным по белому», она лишь вытекает из системы образов, и для того чтобы ее понять, необходимо не просто «вчитаться» в текст; но и проанализировать его.

Известный писатель С.Антонов очень точно раскрыл сущность идеи в художественном произведении: «Ясно, конечно, что отношение к изображенному, идея вещи не есть какой-то довесок, существующий помимо изображения, не есть комментарий, вынесенный за скобки или даже за золоченую раму, в название.

Нет, идея вещи живет внутри изображения. Если художник глубоко взволнован, идея, отношение творца, его авторский комментарий одухотворяют изображение, проникают во все элементы, проявляются в каждом ударе кисти, и эти удары будут индивидуальны, как отпечатки пальцев».

Ключевые слова.

Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане.

И.Н.Горелов и К.Ф.Седов в учебном пособии «Основы психолингвистики» выделяют некоторые определяющие признаки ключевых слов:


  • повторяемость в тексте;

  • способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом;

  • соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального.
Все эти признаки неоднозначны, так как далеко не всегда одновременно присутствуют во всех ключевых словах и не всегда являются вообще обязательными. Кроме того, среди ученых до сих пор нет единого взгляда на категориальные признаки ключевых слов.

В школьной практике ключевыми словами считаются слова, имеющие наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяющие смысловой и эмоциональный фон текста (т.е. как понятийно-логические, так и оценочные или экспрессивные слова).

Понятийно-логические ключевые слова связаны с названием основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое (тема - данное, рема - новое в речевой ситуации) движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова, как отмечают многие авторы, помогают более точно определить тему текста.

Оценочные, или экспрессивные (субъективные), ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку - сенсорную (сенсорно-оценочные), эмоциональную (эмоционально-оценочные), рациональную (рационально-оценочные). Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Во многих текстах, особенно художественных, понятийно-логические и экспрессивные функции нередко объединяются в одном слове или словосочетании, поэтому строгое разграничение названных видов ключевых слов далеко не обязательно и не всегда доступно. Однако понимание этих функций и выделение их необходимо для более точного постижения идейно-тематического зерна текста, его содержательного замысла.

Итак, мы видим, что ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Следовательно, чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова. И наоборот, чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.

Н.И. Жинкин отмечал: «При понимании читаемого или слышимого текста процесс начинается от слов, воспринимаемых читателем или слушателем; при составлении же собственного текста ход процесса обратный - от предмета изложения к словам».

Значит, только вдумчивая работа со словом, умение слышать и понимать сказанное откроют нам всю глубину и сложность авторской мысли.

Упражнение 1.

Я ц..ню книгу. Без книги (не)мыслю н.. жизни н.. работы. Каждая прочита(н,нн)ая кгина непр..сенно дает толч..к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р..ждаются новые мысли, очень важные, пр..ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш..ся и как писатель и как человек. Потому что чтение для меня (не)обходимо имеет просто практическое значение. Писатель для меня- это собеседник, в споре ли,в согласи.. с которым пр..ясняются собстве(н,нн)ые мысли, занов.. раждаются и углубляются.

(Ф.Абрамов)


  1. О чем говорится в тексте?

  2. Выделите ключевые слова.

  3. Каким чувством наполнены слова в этом тексте.

  4. Какую главную мысль выражает автор.

  5. Напишите текст по клише.

«Книга- это волшебница».

«Книга преобразила мир» - вот слова известного ученого Морозова. И действительно, сколько пословиц, стихотворений, высказываний посвящено_______________________________________________.

Но странное дело, каждый, кто обращается к этой теме, находит свои___________слова, чтобы высказать (безграничную, глубокую, верную, горячую) любовь и преданность к________________________________________.

Упражнение 2.


  1. «_________________________________________?» - эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор в своем тексте.

  2. В своем тексте автор ставит (в-1; острую, злободневную, важную, актуальную.) проблему-________________________________.

  3. «_________________________________________» - так можно сформулировать главную мысль этого текста.

  4. На первый взгляд, эта бесхитростная история лишена глубокого смысла… Но за этой простотой скрывается искреннее и глубокое чувство автора, благодаря чему рассказ обретает удивительную художественную силу (но этот внешне незатейливый рассказ содержит в себе картину огромной обобщающей силы).

  5. ______________! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, избитой теме автор придает новое звучание.

  6. Автор рассказывает (показывает нам; раскрывает перед нами; погружает нас) о (в)_________________

  7. _________________________________ - этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте.

  8. Автор не обличает, не критикует, не высмеивает, он терпеливо просит нас беречь то, что нам передали наши отцы.

  9. Далеко не сразу понимаешь, что это не просто живописная картина, а страстное воззвание к нашей душе, к нашей совести.

Укажите речевые клише, которые можно использовать для формулирования

А) темы_____________________________________________

Б) главной мысли_____________________________________

Упражнение 3.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Земля на которой мы выр..стаем основа всех начал и всех понятий. (Какое слово является главным в первом предложении? Подчеркните его). Крепко связа(н,нн)ы мы с землей вск..рмившей нас и если по каким(то) причинам связь эта нарушае(т,ть)ся то на душу л..жи(т,ть)ся т..жкий камень ибо нет (н..) чего страшнее чем тоска по Родине. (Объясните смысл метафоры «земля, вскормившая нас». Какие ассоциации рождает она в нашем сознании? С каким образом соотносится родная земля? Какой идейный смысл имеет гиперболический оборот «нет (н..) чего страшнее…?).

Размышляя таким образом (не) вольно задумываеш..ся о том всегда (ли) мы относ..мся сердечно к тому что окружает нас и понимаеш.. что к сож..лению (не) всегда…(Какой новый поворот в развитии темы намечается в этом абзаце? Какую функцию имеет антитеза «всегда»- не всегда»? какое авторское чувство выражает вводное слово?).

Нельзя потребительски думать что пр..дет новое утро и земля будет так(же) прекрас..на. ведь только от нас завис..т сохр..нение ее первозда(н,нн)ой красоты. (Какую мысль автор выражает в последнем абзаце? Подчерните слово (слова), эмоционально и лексически связанные со словом «красота». В чьих руках находится судьба красоты?).

Используя речевые клише, сформулируйте основную тему и главную мысль этого текста.

Способы и средства связи предложений в тексте

Связанность текста - это третий важный признак текста, это категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов; предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т.п.

Итак связанность текста - это результат связи предложений.

В каждом последующем предложении повторяется часть информации из предыдущего и содержится новая.

Повторяющаяся или известная информация называется темой , новая – ремой .

Новая информация развивает и обогащает мысль, повторение обеспечивает связность высказывания.

Связь предложений может быть последовательной, или цепной, когда новая информация (рема) первого предложения становится повторением(темой) второго.

Т 2 (=Р 1) Р 2

Т 3 (=Р 2) Р 3

Например: ^ Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня (А.Платонов).

Наряду с последовательным существует параллельное соединение предложений в тексте: относительно известная информация первого предложения проходит через ряд других и объединяет их, являясь сквозной темой, а новая - возникает и развивается параллельно ей в этих же предложениях.

Например:^ Я люблю гостей. Я люблю посмеяться .

Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, нюхать бензин.

Я много чего люблю. (В.Драгунский)

При параллельной связи предложения (кроме первого) можно поменять местами, а также одно из предложений можно даже исключить.

Часто при сохранении параллельного соединения предложений отсутствует сквозная тема. Связь текста осуществляется благодаря общей задаче высказывания. В предложениях не выделяется известная и новая информация. Каждое предложение несет новую информацию, они объединяются порядком слов, одинаковыми видовременными глагольными формами и другие. Такое построение текста используется обычно в описания природы.

Например: Снег таял кругом - дружно, но тихо; везде сочилась вода; в рыхлом воздухе бродил беззвучный ветер. Один и тот же ровный, молочный цвет обливал землю и небо; тумана не было - но не было и света.

(И.С.Тургенев)

Средства связи

Лингвистическими средствами связанности предложений в тексте могут быть лексические средства :

слова одной тематической группы - Зима…мороз…снежок…сугробы…иней…

лексический повтор - Судьба Пушкина - и отдельная судьба , и судьба народная.

синонимы (в том числе контекстуальные) - Мимо плыли полянки… Убегали овраги…

антонимы (в том числе контекстуальные) - И ненавидим мы, и любим мы случайно. Ничем не жертвуя ни злобе , ни любви. (М.Лермонтов)

описательный оборот - Над головой раздался стук дятла . Лесной доктор обследовал больное дерево.

морфологические средства:

союзы, союзные слова, частицы - Он сказал, что после признаний на суде он так поступать не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и постоянных слов писать не может.

местоимения (личные, указательные) - ^ Такие поэты, как Ахматова просто рождаются. Они приходят в мир с уже неповторимым строем души.

наречия - Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами (В.Песков).

единство временных форм глагола - ^ Вдруг наступит мертвая тишина.

Ничто не стукнет, не шелохнется.

Ветер листком не шевельнет.

степени сравнения - Хороша была Танюша.

Краше не было в селе.

синтаксические средства:

порядок слов = интонация - Я никак не мог уснуть. О ней все думал.

синтаксический параллелизм - Но в камине дозвенели угольки.

^ За окошком догорели огоньки.

парцелляция - У него очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное.

неполные предложения - О чем мы говорили? О разном.

Особую группу языковых средств связи частей текста составляют клише . Они используются в частности:


    1. в рассуждении о содержании текста:

  1. текст… посвящен рассмотрению вопроса (проблемы, темы)…

  2. текст написан на актуальную тему…

  3. в тексте поднимается актуальная проблема…

  4. в тексте затрагивается вопрос (тема, проблема)…

  5. в тексте изложены взгляды автора на…

  6. автор решает задачу, затрагивает проблему, говорит о…

  7. автору удалось убедить, доказать, убедительно показать…

  8. все в повествовании (рассказе, очерке) автора помогает понять (осознать, убедиться, поверить)…

  9. особо хочется отметить (сказать, подчеркнуть, выделить)…

  10. наконец, можно еще отметить (добавить, подчеркнуть)…;

    1. в анализе, языковых средств:

  1. чтобы убедить в своей правоте, автор использует…

  2. для текста характерны следующие средства выразительности…

  3. в тексте автор использует такие языковые средства выразительности…;

    1. при выражении собственной позиции и ее аргументации:

  1. мне близки (не близки) мысли (позиция, идеи, убеждения) автора…

  2. я разделяю мнение (позицию, убеждения, мысли, идеи) автора…

  3. хочется поспорить с высказыванием (мыслью, идеей автора)…

  4. не во всем, как мне кажется, автор прав…

  5. не могу во всем согласиться с автором…

  6. несмотря на убедительность доводов (слов, мнения) автора, не могу с ним согласиться…

  7. позиция (мнение, слова) автора заставляет задуматься…
При работе с клише необходимо особо остановиться на следующем:

  • данные клише - семантически опустошенные речевые обороты, это связки, помогающие неопытному автору соединить предложения в единое речевое произведение; используя их поначалу, необходимо с приобретением опыта написания подобных текстов по возможности от них избавиться или свести их к минимуму;

  • речевые клише третьей группы необходимо использовать с вводными конструкциями (по моему мнению, как мне кажется, наверное, к сожалению и др.), которые позволяют смягчить возможное негативное отношение учащегося к мнению, позиции автора, устранить некорректность высказывания ученика по отношению к автору текста.

Учебно-тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Выберите из предложенных подходящие по смыслу клише и включите их в данный текст на места пропусков.

Клише.^ В тексте затрагивается вопрос; текст написан на актуальную тему; в тексте изложены взгляды автора ;

…………о роли красоты в жизни каждого человека и общества в целом. Сухомлинский ………….. в наше время тему. Действительно красота- это радость нашей жизни, глубоко человеческое. …………: человека от других живых существ отличает способность постигать красоту, эта способность сделала человека человеком, поэтому необходимо бережно относиться к красоте, дарующей нам радость жизни.

Упражнение 2.

Укажите средства связи между предложениями А и Б.


  1. А) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Б) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
а) союз; б) антоним; в) лексический повтор; г) местоимение.

  1. А) Такие поэты, как Ахматова, просто рождаются. Б) Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души.
а) союз; б) лексический повтор; в) синоним; г) личное местоимение.

  1. А) Ни для кого не является секретом, что здоровье закладывается с детства. Б) Стало быть, огромное значение имеет правильное воспитание молодого поколения.
а) вводное слово; б) союз; в) антоним; г) местоимение.

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отр..жался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн поднятых веслами мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев.

Полосы света проникали в гущу трав и кустарников и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок будто солнечный луч ударял в ро(с,сс)ыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные бл..стящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами то огненные шапки мухоморов ка(будто) забрызга(н,нн)ые мелом то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

(К.Паустовский)


  1. С помощью каких грамматических средств осуществляется связь между предложениями?

  2. Выпишите слова тематической группы свет. Какова ее роль в тексте?

Упражнение 4.

В данном ниже тексте найдите основную мысль. Объясните, почему текст членится на абзацы (для этого проследите, какая мысль раскрывается в каждом из них). При помощи каких языковых средств осуществляется связь между абзацами?

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

^ И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык.

В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись.

(С.Я.Маршак)

Определение типа текста.

Особую важность на этом этапе имеет теоретический материал по определению типов речи, так как учащиеся в среднем звене обучения получили общее представление о повествовании, описании и рассуждении.

Основная цель: учебно-тренировочные упражнения на определение характерных для разных типов речи композиционных особенностей –совершенствование речевой компетенции учащихся.

Любой текст имеет композицию, т.е. построен по определенному плану-схеме:


    1. Мир в покое

    2. Мир в движении

    3. Мир в причинно- следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором- повествования, в третьем- рассуждения.

Суть текста-описания заключается в том, что предмет (его часть или явление) нужно охарактеризовать, сообщить о его признаках. Таким образом, описание- это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков, отобранных автором в зависимости от цели высказывания (передать информацию, убедить (разубедить), развлечь и т.д.). Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.

Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки. Так строится описание как одушевленного, так и неодушевленного предмета.

С точки зрения объекта описания, выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно- техническое, описание положения дел, действия и трудовых процессов, местности, описание скульптурного произведения или картины, описание по личным впечатлениям и др.

У Разумовской разновидности описания:

предмета

места

Описание состояние среды

состояние человека

В зависимости от функционального стиля различают научное описание- точное, логически последовательное; художественное- субъективное, лирическое, не всегда полное; деловое- точное, сухое.

С лингвистической точки зрения следует отметить различия:


  1. лексическая наполняемость (в зависимости от жанра);

  2. перечислительная структура изложения информации;

  3. почти полное отсутствие динамики;

  4. обилие прилагательных разных разрядов;

  5. использование глаголов совершенного и несовершенного вида и т.д.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...