Какой признак не характерен для безусловного рефлекса. Безусловные рефлексы, их биологическое значение и классификация

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.


Знания, умения и навыки - взаимосвязь

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.


Усвоение знаний - результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Как формируются навыки - схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.


Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.


Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  • Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  • Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  • Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  • Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  • Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.


Развитие умений на уроках труда

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет).


Обучение и воспитание- разницы

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.


Что такое мотивация - определение

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.


Школьное обучение - начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Похожие материалы

Ольга Крикун
Создание условий развития ребенка, открывающих возможность для приобретения опыта в двигательной деятельности

В период коренных социальных преобразований и реформ, экономической модернизации общества, а также в связи углублением экологических проблем, вопросам охраны и укрепления здоровья уделяется особое внимание, так как тенденция к ухудшению здоровья детей имеет место быть.

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества , поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны применять их на практике.

Создание благоприятных условий для полного физического, психического и социального благополучия ребенка , является одной из главных задач ДОУ.

Двигательная активность (естественная потребность в движении) - один из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, удовлетворение которой и есть важнейшее условие всестороннего развития и воспитания ребенка .

Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие. Гиподинамия (режим малоподвижности) и гиперкинезия (чрезмерная подвижность) влекут за собой отрицательные последствия для детского организма.

Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает : для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

Введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает корректирование и совершенствование физкультурно-оздоровительной системы.

Если рассматривать ФГОС ДО через призму физического воспитания, то можно отметить следующие задачи :

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) .

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира.

3. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме , закаливании, при формировании полезных привычек).

4. Приобретение опыта в двигательной деятельности .

Физическое развитие в рамках ФГОС ДО включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной , в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма , развитию равновесия , координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере ; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме , закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей .

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Образовательные задачи согласно ФГОС ДО включают приобретение опыта в двигательной деятельности , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере , становление ценностей здорового образа жизни.

Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я» , а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Для успешной физического развития должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях ;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей );

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития ;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности ;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности ;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения ;

7) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность .

Для успешной реализации физкультурно-оздоровительного процесса в ДОУ разработана вариативная модель двигательного режима .

Первое место в двигательном режиме занимают занятия по физической культуре, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей .

Занятия рассматриваются с позиций, что это увлекательная радостная совместно со взрослыми двигательная деятельность . Каждое занятие по физкультуре должно приносить радость ребенку , пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью широко используются разные педагогические приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями . На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Эффективность занятий по физической культуре в ДОУ во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить :

Удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении ;

Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для каждого возраста физические нагрузки;

Формирование и развитие двигательных умений и навыков ;

Активизация мыслительной деятельности , поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;

Формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

Занятия проводятся 3 раза в неделю (в старшем дошкольном возрасте 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на прогулке, продолжительностью соответственно программе.

В работе используются различные типы занятий (игровые, сюжетные, тренировочные, традиционные, тематические, комплексные, контрольно-проверочные, занятия по интересам, интегрированные). Структура занятия определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка .

Важнейшим фактором влияния среды на формирование личности ребенка являются помещения , в которых организуется его деятельность . Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную двигательную деятельность всех детей группы . Среда стимулирует развитие самостоятельности , инициативности, в ней дети реализуют свои способности. Для успешной реализации программного содержания занятия в спортзалах имеется необходимый набор физкультурного и спортивно-игрового оборудования, способного обеспечить детям оптимальную двигательную деятельность , создать обстановку психологического комфорта. Спортзал оснащен не только стандартным оборудованием, но и нетрадиционным игровым материалом с учетом гигиенических требований и функциональных возможностей ребенка .

При построении развивающей среды для организации двигательной деятельности детей в детском саду я основывалась на основные принципы ФГОС ДО :

Принцип целесообразности, рациональности и насыщенности;

Принцип доступности и открытости ;

Принцип трансформирования;

Принцип соответствия развивающей среды возрасту детей;

Принцип вариативности;

Принцип полифункциональности.

Оригинальность идей при построении предметно-развивающей среды проявляется в неповторяемости секторов двигательной активности в возрастных группах, которые состоят из оборудования промышленного производства и нетрадиционного оборудования, сделанного руками педагогов и родителей. В каждой возрастной группе имеется необходимый набор физкультурного оборудования соответственно возрастной категории. Особенно важно это для младших дошкольников, т. к. размещение различных пособий в непосредственной близости позволяет малышам повседневно пользоваться ними, упражняться в различных движениях при постоянном наблюдении и участии педагогов.

Второе место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся : утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, прогулки-походы в парк, гимнастика после дневного сна, профилактическая гимнастика.

После введения Федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования педагог должен заниматься развитием ребенка , основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка .

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности : творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности , ее готовности к самостоятельной деятельности . Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого я внедряю в свою деятельность новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

1. Технология развивающего обучения Д . Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка , на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

Согласно технологии развивающего обучения я ориентирую воспитанников на поиск различных способов решения поставленных задач посредством организации исследовательской и поисковой деятельности (проблемные ситуации, проектная деятельность ) .

2. Игровые технологии.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией . Игровые технологии позволяют мне, как непосредственному участнику педагогического процесса, помочь ребенку сформировать особое отношение к окружающему миру, так как игра есть средство познания действительности и социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Игры или игровые упражнения, помогают мне заинтересовать детей изучаемым материалом и привлекают к овладению новыми знаниями и умениями. Использование в совместной деятельности игровых и сюжетных моментов помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной мотивации дошкольников.

Обучение в форме игры интересно, занимательно для дошкольников. Оно определяется естественной потребностью дошкольника и, поэтому, игровая образовательная технология выступает для меня как способ организации двигательной деятельности дошкольников .

3. Технология проектной деятельности .

В своей работе, также использую метод проектов. Он является одним из инновационных методов. Проектная деятельность - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность воспитанников является современной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Поэтому, активно использую преимущества проектной деятельности

За период 2015-2016 года разработаны, внедрены проекты «Спортивные игры» и «Футбольный клуб «Кубань» .

Целью проекта «Спортивные игры» стало ознакомление со спортивными играми, правилами игры и историей возникновения спортивных игр.

развития ребёнка дошкольного возраста, а также позволяют повысить педагогическую культуру родителей, организуют совместное творчество детей и взрослых.

В данном проекте приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы, их родители и педагоги, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве : ДОУ – семья.

Проект «Футбольный клуб «Кубань» посвящен знакомству с кубанской командой.

Цель проекта : формирование нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с главной футбольной командой Краснодарского края.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта, охватывают различные образовательные области и направления развития ребёнка дошкольного возраста, а также позволяют повысить педагогическую и общую культуру родителей, организуют совместное творчество детей и взрослых.

Проект направлен на интеллектуальное и нравственное развитие старших дошкольников.

В ходе внедрения проекта происходит приобщение старших дошкольников и их родителей к истории футбольного движения на Кубани.

В ходе проектов ребята вместе с родителями готовили творческие презентации своих изысканий. Ребята делали сообщения на различные темы, читали стихи, рисовали рисунки.

Оба проекта опирались на использование мультимедийной техники.

Ребятам были представлены слайдовые презентации, видеозагадки, изображения и фотографии по темам проектов. Использование ИКТехнологий позволило гармонично соединенить современных технологии с традиционными средствами развития ребенка . Такие формы работы пользовались большой популярностью у детей.

4. Информационно-коммуникативные технологии.

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности . Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы , размещая методические разработки и материалы на страницах интернет – сообществ http://www.сайт/users/krikunolga , http://mdoudetsad1.ucoz.ru , http://nsportal.ru .

Свои достижения в области информационно – компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий , выступлений, мастер - классов, на семинарах, методических объединениях.

Я считаю, что внедрение информационно – компьютерных технологий в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности .

5. Здоровьесберегающие технологии.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется мне одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики.

Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику провожу через разнообразные формы : на танцевальном и литературном материале, по танцевально-игровой гимнастике, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития . Веселые сказочные и игровые сюжеты, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи, необычные игры- забавы, игры-эстафеты аттракционы, подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

В своей работе я использую элементы из программы Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Подбираю такие двигательные ситуации , которые способствуют формированию у детей двигательных качеств , как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Использую конспекты занятий из программы Н. Н. Ефименко в работе спортивной секции «Школа мяча» (НОД «Я бы в тренеры пошел…» , «Откуда пришел мяч?» ). Образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления , воображения и творческих способностей ребёнка.

Также в своей практике использую такие здоровьесберегающие технологии, как :

Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика Чистяковой) ;

Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;

Упражнения на развитие эмоциональной сферы ;

Оздоровительная гимнастика;

Физкультминутки, динамические паузы;

Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

6. Личностно – ориентированный подход.

При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская) . Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка , обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития , реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе , по своей образовательной траектории. В группе разные дети, с разным уровнем развития . Индивидуальный подход на занятии тесно связан с методикой проведения занятий. Я планирую работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и провожу воспитание и обучение так, чтобы занятие физической культурой стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение.

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки - природные предпосылки к развитию; сами способности;

одаренность - совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;

мастерство - выполнение определенной деятельности с совершенством;

талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;

гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

    Общие способности. Одаренность, талант.

Под термином общие способности подразумеваются способности адекватного

понимания и обработки информации, логического мышления, постижения существенных

связей между явлениями и объектами действительности. Они служат основой

соответствующего реагирования человека на возникающие перед ним задачи и требования

жизни, и в конечном счете, адаптации к окружающей действительности. Успешность любой

интеллектуальной активности зависит от развитости данных способностей. Общие

способности отличаются от специальных, которые проявляются в той или иной конкретной

сфере, например, в математике, музыке и т.д.

Общие способности, выявляющиеся в виде универсальных интеллектуальных

операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.), формируются у человека

постепенно в результате совместного влияния опыта, приобретаемого в процессе школьных

занятий, чтения, взаимоотношения с людьми, приобщения к науке и культуре.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью , то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности. Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"". Определение. Талант -- это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность -- исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании ``гении рождаются раз в сто лет"". Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

    Понятие и виды способностей.

Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам

Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.

Классификация способностей.

1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).

Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.

К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.

В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.

Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:

1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;

2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;

3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;

4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;

5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.

2. Общие и специальные способности.

Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.

3. Теоретические и практические способности.

Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

4. Учебные и творческие способности.

Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.

5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.

    Развитие способностей и формирование личности.

Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки. Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...