Восполнение пробелов в знаниях учащихся. Учебно-методический материал на тему: Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».

4 слайд

Описание слайда:

Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

5 слайд

Описание слайда:

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

6 слайд

Описание слайда:

Главная задача Учителя создать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

7 слайд

Описание слайда:

Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

8 слайд

Описание слайда:

Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

9 слайд

Описание слайда:

Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни

10 слайд

Описание слайда:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

11 слайд

Описание слайда:

Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности

12 слайд

Описание слайда:

Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.

13 слайд

Описание слайда:

Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий. 1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками. Например:

14 слайд

Описание слайда:

Контрольная работа: Цилиндр, конус. 1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса. 2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра; *г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.

15 слайд

Описание слайда:

Анализ работы (делается по горизонтали). Задача № 1. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. определении элементов конуса: а) вершины, б) образующей, в) высоты, г) радиуса, д) осевого сечения; 3. определении тангенса, синуса, косинуса; 4. нахождении неизвестного члена пропорции; 5. написании формул: 6. выполнении арифметических операций. Задача № 2. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. нахождении элементов цилиндра: а) образующей, б) высоты, в) радиуса, г) осевого сечения, д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси, 3. определении формулы площади прямоугольника; 4. решении линейных уравнений вида: ах = в; 5. написании формул: 6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.

16 слайд

Описание слайда:

1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д. 2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус (« - »). 3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете. 4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы. 5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение. 6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+». 7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения. 8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами. 9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала

17 слайд

Описание слайда:

2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.

18 слайд

Описание слайда:

Примеры дифференцированных заданий. 1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся). №1. Найдите угловой коэффициент касательной к функции у = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5. План РЕШЕНИЯ: 1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции. 2. Найдите производную функции. 3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5. 4. Запишите ответ.

19 слайд

Описание слайда:

2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся) 3 . Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале. Пример. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству. 1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему? 2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей? 3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность? 4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует? 5. Какое противоречие с условием получено? 6. Сделать вывод. Это же задание для более сильных обучающихся. Вопросы к доказательству. 1. Какое дополнительное построение надо выполнить? 2. Каким методом доказывается теорема? 3. Что получено в результате предположения? 4. Сделать вывод.

20 слайд

Описание слайда:

3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов. Можно выделить два варианта этой работы. 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока. 2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.

21 слайд

Описание слайда:

Закрепление может проводиться: 1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное. 2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.

Описание слайда:

Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими: -помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая, Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается, Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит. Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания. Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

24 слайд

Описание слайда:

Выше было уста­новлено, что пробелы в знаниях являются неизменным призна­ком неуспеваемости и на определенном уровне они сами стано­вятся доминирующей причиной ее.

Организуя экспериментальную работу, мы исходим из того, что для оптимизации процесса обучения неуспевающих школь­ников, имеющих большие пробелы в знаниях, необходимо решить следующие задачи:

1) выявить характер и глубину имеющихся пробелов в зна­ниях и умениях;

2) выявить первопричины, вызвавшие эти пробелы и мешаю­щие их преодолению в настоящее время;

3) осуществить меры по нейтрализации факторов, вызываю­щих новые пробелы в знаниях;

4) организовать в процессе обучения систему мер по воспол­нению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.

Мы полагали, что, планируя процесс обучения, учитель дол­жен знать возможные пробелы в знаниях учащихся. Ценную информацию о них дают материалы анализа вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, которые публикуются в центральных методических журналах.

Выявляя характер пробелов, имеющихся у конкретных уча­щихся данного класса, учителя экспериментальных классов стремились ответпть на следующие вопросы: по каким разделам курса имеются основные пробелы? Какие понятия, умения и на- еыки наиболее слабо усвоены из этих разделов? Какие элементы каждого из выявленных понятий не усвоил школьник: смысл, определение понятия, количественную характеристику его, связь с другими понятиями (сходство, отличие), его применение на практике при выполнении упражнений или решении задач?

Использовались такие приемы работы: систематический учет и анализ ошибок, неточностей, затруднений, которые выявля­
лись в ходе обычного опроса, письменных домашних и классных работ учащихся; специальные контрольные работы диагности­рующего типа; специальные диагностирующие беседы со школь­никами.

Изучение пробелов завершалось их фиксированием по опре­деленной схеме. В применении к русскому языку в V-VII клас­сах эта схема имела такой вид (табл. 27).

Таблица 27







В применении к математике в V- такой вид (табл. 28).

Таблица 28

Пробелы в фактических знаниях

Пробелы в специальных умениях по предмету






Как видно из приведенных схем, учителя составляли для каждого класса и периода обучения конкретизированную про­грамму, включающую в себя перечень основных из ранее прой­денных разделов понятий, законов, теорий, а также умений и навыков.

Выявив характер пробелов по этой широкой программе, учи­теля переходили к более глубокому их анализу. Допустим, было установлено, что учащиеся имеют пробелы не в каком-то разделе в целом, а лишь в отдельных понятиях этого раздела. Каждое понятие в своей структуре имеет несколько основных элементов,

сторон, признаков и пр. Важно поэтому было выявить, какой из них не понят и затрудняет усвоение понятия в целом.

Затем эти данные сводились в итоговую таблицу по группе неуспевающих или в целом по классу, сигнализируя ■ учителям о типичных пробелах в подготовке учеников. Часто после этого проводились уточняющие беседы.

В этом случае полезным оказывалось проведение специаль­ных диагностирующих работ, направленных на выявление харак­тера пробелов.

В сферу анализа типичных пробелов входили не все ранее пройденные вопросы, а лишь наиболее важные, стержневые, от усвоения которых зависит овладение многими другими темами и вопросами. Наконец, первоочередному диагностированию под­вергались те темы, знание которых особенно важно для усвоения изучаемого в настоящее время и в ближайшем будущем учеб­ного материала. Содержание таких -работ строилось по прин­ципу постепенного упрощения выдвигаемой задачи и выявления, на каком уровне сложности ученик начинал проявлять понима­ние задачи и показывал удовлетворительные знания.

Например, если ученик затруднялся в решении какой-то фи­зической задачи, то надо было выяснить, что затрудняло его в ее решении: физическая или математическая сторона, незнание нового или старого учебного материала, полное непонимание сущности понятий, которыми приходится оперировать, или сла­бое усвоение отдельных и каких именно характеристик их и т. д.

Приведем еще один пример. Если ученик допускал ошибки на правописание безударных гласных, то оставалось неясным, чего не знает или не умеет ученик: не знает, что такое корень, не умеет его выделять, или не умеет определить ударный слог, или не может подобрать родственное слово и т. д. Выявить подлин­ные пробелы можно было, разложив сложную задачу на ряд простых и проследив, как ученик справляется с этими простыми задачами.

Постепенно упрощающийся характер заданий позволил учи­телю установить, насколько овладел школьник учебным мате­риалом. То ли он затрудняется применить известные знания в новых условиях, осуществить творческий перенос, то ли он затрудняется осуществить простой перенос по аналогии и т. д.

Для выявления типичных пробелов использовался системати­ческий программированный контроль за усвоением учащимися основных понятий, вычислительных навыков, а также умений сравнивать и обобщать явления, понятия, факты.

Вся эта совокупность источников информации позволяла учи­телю иметь представление о наиболее типичных затруднениях школьников и на их основе выявлять затем конкретные пробелы в знаниях отдельных учащихся.

Получаемые в ходе письменной работы представления об уровне подготовленности ученика проверялись и уточнялись с помощью диагностирующих бесед. В зависимости от результа­тов диагностики определялись коллективные и индивидуальные формы организации процесса обучения.

Среди средств устранения пробелов в знаниях в процесс© обучения мы делали акцент на специально организованное по­вторение учебного материала, на систему индивидуальных прак­тических упражнений, которые кратчайшим путем вели к устра­нению наиболее существенных пробелов (в том числе упражне­ний программированного типа), на организацию работы учп- щихся над ошибками, проведение специального опроса уча­щихся, а также на предупреждение пробелов, возникающих из-за пропусков занятий.

При организации систематического повторения учебного ма­териала с учетом необходимости восполнения выявленных про­белов соблюдалась определенная логика:

а) повторение начиналось с доступного для учащихся учеб­ного материала;

б) на повторение выносились не разделы целиком и не весь материал подряд, а наиболее существенные параграфы и даже абзацы параграфов с тем, чтобы при этом соблюдалась логиче­ская цепь изложения, а ученик затрачивал бы на повторение ми­нимум времени. Учитель стремился помочь ученикам выделить главное, основное, наиболее существенное в повторяемом, обеспе­чить усвоение основ знаний, которые могут затем, в ходе упраж­нений, расширяться;

в) учителя стремились к установлению более тесной связи повторяемого и вновь изучаемого материала;

Вторым важнейшим средством восполнения пробелов в зна­ниях являлась система индивидуальных практических упражне­ний и заданий по решению задач, в ходе выполнения которых ученики осознавали учебный материал, связывали теоретические положения с практикой и оттого лучше понимали их.

Кроме того, надо иметь в виду, что само неумение решать задачи очень часто является наиболее распространенным про­белом в подготовке учащихся. К сожалению, нередко учителя, стремясь научить школьников решать задачи, идут по пути пред­ложения им очень большого числа задач и упражнений для самостоятельного решения. Такой подход не только ведет к боль­шой трате времени, но и часто вызывает еще большую неуверен­ность школьников в возможность преодолеть отставание, так как они не могут справиться самостоятельно с порученным объемом заданий. Не количество решаемых задач, а метод подхода к ре­шению определяет обучающий эффект.

Вот почему из всего разнообразия и обилия задач мы выбра­ли наиболее типичные, узловые и на первом этапе доступные для решения с небольшой помощью учителя. Затем мы знако­мили ученика с общим, принципиальным подходом к решению задач определенного типа, т. е. со своеобразным алгоритмом решения задач. Слабоуспевающий ученик нуждается в таком алгоритме. Например, при решении одной-двух типичных задач по динамике учителя экспериментальных классов старались по­казать ученику, что при анализе и решении любой задачи на движение важно вначале составить уравнение сил, приложенных к данному телу, имея в виду, что сумма всегда должна прирав­ниваться ускоряющей силе. При решении задач по разделу «Статика» сумма всех сил, приложенных к телу, всегда прирав­нивается нулю. Если ученик понимал принцип такого подхода при выполнении двух-трех упражнений, то затем он уже не за­труднялся при решении многих других задач. И наоборот, если ему предлагалось много однотипных задач, но не концентриро­валось внимание на общем подходе, то это не приносило желае­мых результатов.

Слабоуспевающих учеников мы стремились учить некоторым общеметодическим подходам к решению задач. Вот некоторые рекомендации, которые давались ученикам в экспериментальных классах:

1. Прежде всего необходимо хорошо усвоить условие задачи. Для этого, как правило, достаточно прочитать его внимательно два-три раза, сделать чертеж и пр.

2. Ознакомившись с условием, надо установить, к какому раз­делу изучаемого предмета относится данная задача.

3. Осознать цель задачи: что необходимо найти (достаточно ли условия для нахождения неизвестного сразу или надо еще выполнить какие-то промежуточные действия; вспомнить, не встречалась ли подобная задача ранее, решалась ли задача, которую можно рассматривать как часть предложенной за­дачи) .

4. Наметить план решения, посмотреть, нет ли формул, свя­зывающих неизвестное с известными величинами, разбить реше­ние на ряд последовательных этапов, которые в конце концов приведут к цели, решить часть задачи.

5. Осуществить план решения, контролируя каждый свой шаг.

6. Проанализировать ответ: правилен ли он по размерности, по жизненной реальности результата.

На первом этапе восполнения пробелов использовалось реше­ние задач с помощью решебников, т. е. «домашних консультан­тов» учащихся. На уроке учитель выявлял степень понимания решения, а загем предлагал задачу, отсутствующую в решебни- ке. Такой подход ускорял и облегчал работу учителя и не вел к снижению самостоятельности школьников.

При восполнении и особенно предупреждении пробелов в зна­ниях особую ценность представляли упражнения программиро­ванного типа, которые содержатся в методических пособиях по математике, физике и другим предметам. Деление проблемы на дозы, контроль за правильностью усвоения каждой из них ока­зывались более доступными для отставшего в учении школьника, чем дельное усвоение всей проблемы сразу. Необходимость та­кой работы подтверждают психологические исследования, гово­рящие о том, что если хорошо успевающие школьники часта свертывают операции, перескакивая через ряд мелких операций, то слабоуспевающие нуждаются в том, чтобы пройти все «ступе­ни процесса», не пропуская ни одной из них.

Исключительно важное значение в восполнении пробелов в знаниях имела организация так называемой работы учащихся над ошибками.

Учащимся IV-V классов учителя давали образцы работы над орфографическими, пунктуационными, стилистическими ошибками.

В VI-VII классах работа усложнялась. Ученик должен был сам определить, на какие правила допущены ошибки, найти па­раграфы, произвести, если нужно, классификацию ошибок, дать краткое письменное объяснение и придумать ряд примеров. Предложение, в котором допущена ошибка по пунктуации, запи­сывается. Ученик должен доказать (а не просто объяснить), по­чему нужно или не нужно ставить данные знаки, и привести свои аналогичные примеры. Часто на полях ученической тетради против стилистической ошибки учителя давали ученикам зада­ние: «Подбери синонимы к слову» (указывается слово).

В старших, VIII-X классах ученики, работая над ошибками, составляли сводные таблицы, схемы, работали над этимологией слов, составляли диктанты.

Важным средством преодоления пробелов в знаниях являлся правильно организованный опрос учащихся. На первом этапе работы неуспевающим школьникам разрешалось излагать мате­риал по составленным дома планам, а также пользоваться кон­сультационными карточками. Например: «Ребята получили на елке одинаковые подарки. Во всех подарках было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок было в каждом подарке?» Неуспе­вающему школьнику вместе с условием этой задачи давалась такая карточка-консультация: 1) напиши множество делителей числа 123 и числа 82; 2) подчеркни общие делители этих чисел;

3) прочти условие задачи № 407, посмотри на свою предыдущую работу в тетради и ответь на первый вопрос задачи, объясни ответ; 4) ответь на второй вопрос задачи; 5) проверь свое реше­ние, имея в виду, что ответы к задаче являются элементами множества (2, 3, 17,41,43).

Предметом специального внимания учителей в эксперимен­тальных классах было устранение пробелов, возникающих из-за пропусков учебных занятий по болезни и другим причинам.

В школах, где мы вели эксперимент, учителя применяли такие меры:

а) в процессе индивидуального и особенно фронтального опроса обязательно проверялось усвоение материала, который рассматривался на пропущенном уроке;

б) требовалось сдать в ходе урока на просмотр тетради с вы­полненными заданиями по ранее изученной теме;

в) предлагалось выполнить наиболее важные упражнения, заданные на пропущенном уроке, и отчитаться перед учителем на последующем уроке;

«Выявление и устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения»

Математика предстает пред учителем различными сторонами.

Математика – дедуктивная наука, аксиоматический метод и некоторые эталоны рассуждений.

Математика – способ познания мира и средство для практической деятельности в этом мире.

Математика – это специфическая техника, набор приемов и методов для решения разнообразных задач. Возможность постоянно тренировать и совершенствовать эту технику.

Математическое образование должно с достаточной полнотой отражать все стороны математической науки. Причем отражать не только на бумаге: в программах, учебниках, но и в практической работе учителя. Математическое образование должно расширяться за счет исторических сведений, за счет занимательности и практической значимости решаемых задач. Кроме того, необходимо воспитывать уважение к науке – тяжелому труду человеческого ума.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

Образование вообще и математическое в частности я понимаю, в первую очередь, как управление, как руководство развитием. Я считаю, что в образовании не столь важен упор на знания и умения сами по себе, сколь важно воздействие на развитие ребенка. Я учу своих учеников логически мыслить, думать, ценить мнение других и отстаивать свое.

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

С 5 класса завожу с учениками общие тетради (96 листов) для алгоритмов, которые ведутся до 11 класса (Приложение 1).

С 5 класса завожу с учениками общие тетради (96 листов) для дополнительных работ по ликвидации пробелов в ЗУН, которые ведутся до 11 класса (Приложение 2).

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, самоконтроля и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале, за полугодие и в конце учебного года - контрольные работы с последующим составлением таблицы с результатами в специальной тетради, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    индивидуальная самостоятельная работа по анализу ошибок;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им проверочные и самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки усвоения знаний с числами и многочленами), минитесты («Согласен с утверждением - ставь “+”, иначе - “–”»). Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

- ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

- прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении (как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Тетрадь учета ошибок cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. В эту тетрадь заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал.

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

Приложение 1

Алгоритм

нахождения коэффициента.

    Записали числовые множители впереди выражения.

    Записали буквенные множители в конце выражения.

    Нашли произведение числовых множителей.

    Упростили буквенные множители, используя переместительное и сочетательное свойство умножения (буквенных множителей может быть несколько).

    Числовой множитель (он один) - коэффициент.

Пример: а) = -24 m

б) = - 96 m

Алгоритм

решения задач на прямую

и обратную пропорциональные зависимости.

    Неизвестное число обозначается буквой х.

    Условие записывается в виде таблицы.

    Устанавливается вид зависимости между величинами.

    Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.

    Записывается пропорция.

    Находится её неизвестный член.

Приложение 2

Тетрадь учета усвоения пройденных тем.

Ф.И.

ученика

Тема по программе, рассчитанная на 8 часов

Урок №1

ПР№1

ДЗ№1

Урок №2

ПР№2

ДЗ№2

РО №1

Урок №3

МД №1

ДЗ№3

РО №2

Урок №4

ОСР №1

ДЗ№4

РО №3

Урок №5

СР №1

ДЗ№5

РО №4

Урок №6

СР №2

КР

Анализ КР, РО

Все домашние задания тщательно проверяются в классе.

1.Пробелы по пройденной теме (после контрольной работы по теме)ликвидируются в тетрадях по ликвидации пробелов.

2.Задания подбираются по дидактическому материалу (дается на неделю).

3. Ученик пишет повторную контрольную работу, отметка ставится в журнал (анализ контрольной работы).

Приложение 3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО УРОВНЯМ::

Решите систему уравнений:

    Графически.

    Способом подстановки.

    Способом сложения.

Блок А Блок В

Сообщение по теме: «Как устранить пробелы в знаниях» .

(выступление на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла)

Считаю, что педагогу для успешной работы с каждым учеником необходимо знать:

Его домашние условия для подготовки к урокам;

Пробелы в знаниях и их причины;

Взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.

Основные причины пробелов в знаниях, на мой взгляд, следующие:

    Отставание в умственном развитии от своих сверстников;

    Невнимательность на уроках, непонимание до конца изучаемого материала;

    Большое количество пропусков по болезни;

    Мастерство учителя;

    Перегрузка домашним заданием.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников.

К этой категории относятся обучающиеся с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием. (Часто с такими приходится работать в обыкновенном классе). Категория таких детей возбудима и легкоранима. Они быстро утомляются во время умственного труда. Учителю необходимо создать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их одноклассники не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение по отношению к этой категории детей.

Применяю несколько методических приемов:

Самый удобный способ для проверки ЗУН таких учащихся – это индивидуальные карточки, тесты, перфокарты и т.д. применяю такую форму опроса надо дать еще ряд карточек и другим ученикам (задания подобрать дифференцированно), чтобы у класса создалось впечатление создалось впечатление, что по теме проверяется целая группа ребят.

Коллективный урок в сменяющихся парах является хорошим стимулом в работе с такими учениками.

Помощь в работе с такими учениками оказывают карточки взаимоконтроля, который можно провести и по теории, и по практической части.

В частности, проверяя навыки работы с обыкновенными дробями класс разбивается на 5 групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая – вычитать, третья – умножать, четвертая – делить, пятая – выполнять все действия с дробями (решать примеры).

Каждый ученик группы получает от учителя карточку с заданием и контрольную карточку, в ней указаны фамилия ученика, № его группы и его оценка за выполнение задания.

Отдельно для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение этих заданий. После этого каждый ученик обязан умение решать задание его карточки у четверых учеников – у одного ученика каждой из остальных групп (фамилия не должна повторяться) – оценить их знания.

В ходе такой работы каждый ученик получает по пять оценок - одну у учителя и четыре у одноклассников.

После заполнения контрольные карточки сдаются учителю, и результаты сводятся в общую ведомость.

Достаточно эффективна «цепочная» отработка практических навыков при изучении темы. (Решение новых примеров комментируется учениками по цепочке, исправлять решение имеет право только учитель).

Невнимательность на уроках, непонимание до конца изучаемого материала.

В данном случае эффективна одна из проверенных форм работы с учениками – подготовительные консультации перед изучением новой темы.

Ребята знакомятся с темой следующего урока и учитель повторяет с ними тот старый материал, который необходим для изучения этой темы.

Если у учащихся имеются пробелы по текущим вопросам, то можно применить следующие формы работы сними.

1.Работа в парах (парные диалоги) с целью проверки теории. В течение 5-7 минут в начале урока ученики, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученной теории. Они отвечают на поставленные вопросы, исправляют друг друга и оценивают.

2.Коллктивный контрольный урок в сменяющихся парах. Ученики перед таким уроком дома готовят карточки с заданием для одноклассников по данной теме. Они подбирают или придумывают задания и решают их. Каждый ученик в классе решает задания по карточкам одноклассников, а те проверяют его и оценивают. При этом ставится цель – «обойти» как можно больше учеников.

3.Работа в группах. Отрабатывая практические навыки по какой –либо теме создаются смешанные (по силе) группы. Работа ведется методом обсуждения (если задания у группы одинаковые, то в конце урока можно провести общую консультацию по решении заданий; если задания разные, то для самопроверки дается контрольная работа).

В конце урока в группе обсуждается непосредственное участие в работе каждого ученика и ему выставляется соответствующая оценка.

4.Проверяя домашние задания ребят, ошибки не только подчеркиваются и исправляются, но и письменно комментируются в тетрадях.

При отработке сложных тем типа «Алгебраические преобразования дробных выражений», « Все действия с дробями, решение примеров и т.п., ученики для рецензии решений оставляют широкие поля. Ученик ставит знак?, если задание не получается, тогда учитель решает это задание прямо в тетради ученика. Такие работы проверяются у каждого ученика ежедневно.

Большое количество пропусков по болезни.

Эффективны консультации после уроков, но в обязательном порядке применяю метод «контрольных карт».

Поле болезни ученик получает контрольную работу с теоретическими вопросами и практическими заданиями по пропущенной теме. Обязательно кто- либо из одноклассников согласится оказать ему помощь поработать с предложенной работой.

Для того, чтобы все одноклассники видели, что пробел в знаниях данного ученика устранен, контрольная карта вывешивается в классе.

Наглядный графический учет знаний учащихся хорошо помогает устранять пробелы в знаниях и бороться с их ленью.

Для успешной работы по ликвидации пробелов в знаниях, класс должен быть единым рабочим коллективом, не должно быть учеников, которые переживают за свои личные достижения и успехи.

Почему детям трудно в школе?

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учится на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учится хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может привести к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствиям.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога.

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.).

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.

Что же могут родители, если школьные трудности все же появились?

Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.

Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое – забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое – не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил … Все нервы вымотал …» обычно такие занятия заканчиваются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то бывает и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый человек, а виноват – ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка – очень редко …

Почему-то родители считают, если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительное, не дающее удовлетворения занятия убивает радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Никогда не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, убедитесь, что все ему понятно.

Не менее важно решать, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягкие – но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бывают через край … Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряет терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал, и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должны превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и не жалея времени сделать все сразу.

Седьмое – постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое – самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. А если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно; это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в кино …

Девятое детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время – вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть … Можно предоставить ему некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до пол десятого). Очень важен полный (без каких либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно в каникулы.

Десятое , и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, логопеду, неврологу, детскому психиатру). Они помогут установить причину школьных трудностей, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации. И выполняйте все их рекомендации!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...