Отчет тема связная речь дошкольника. Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Выполнение программных требований по разделу «Речевое развитие

Старшая группа «Б»
Воспитатель: Соснина Г В.

Обучение детей родному языку в течение первого полугодия происходило в различных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, на музыкальных занятиях, индивидуальных занятиях, во время режимных процессов, при проведении дидактических и подвижных игр.

За первое полугодие в организованной образовательной деятельности «Коммуникация» было проведено 25 занятий.

В течение первого полугодия в воспитании чистой речи у детей старшей группы стояли следующие задачи:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей.
3. Практическое овладение нормами речи.

При решении этих задач я старалась расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагала для рассматривания открытки, календарики, альбомы, иллюстрированные книги, энциклопедии, фотографии с достопримечательностями родного края. Поощряла попытки детей делиться разнообразными впечатлениями. Подсказывала детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учила детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Развитие компонентов устной речи детей состояла из частных задач:

Воспитания звуковой культуры речи.
Закреплялось правильное и отчетливое произнесение звуков. Учила детей различать на слух и отчетливо произносить сходные no артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, ч — гу, с-ш, ж-3, л -р. Учила определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывала интонационную выразительность речи.

Формирование словаря.
Упражняла детей в подборе существительных к прилагательному, в подборе слов со сходным и противоположным значением.
Совершенствования грамматической правильности речи.

Помогала детям замечать неправильную постановку ударения в слове. Совершенствовала умение согласовывать слова в предложениях. Знакомила детей с разными способами образования слов.

Помогала детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять простые и сложные предложения.

Развития связной речи.
Развивала умение поддерживать беседу, вести диалог. Поощряла попытки высказывать свою точку зрения. Учила связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учила (по плану и образцу) рассказывать о предмете, составлять рассказ по картинкам. Развивала умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Для проведения занятий использовала методические рекомендации О.С. Ушаковой и «Комплексные занятия» М.А. Васильевой.
На занятиях использовался разнообразный демонстрационный материал.
При проведении занятий использовала пословицы, поговорки, короткие стихи.
Задания проводились в игровой форме.

Проводилось много игр на занятиях и вне их:
«Скажи какой», «Найди точное слово», «Эхо», «Назови одним словом», «Найди звук», «Кто у кого?» и многие другие.

На занятиях проводила словарную работу с объяснением малознакомых слов.

Систематически инсценировали сказки, начинали с простых, а затем усложнили, стали обыгрывать более сложные. Через инсценирование сказок старалась вызывать у детей коммуникативную потребность и стремление к общению друг с другом. Почти на каждый детский праздник были включены инсценировки.

Очень эффективным методом при обучении детей оказалось использование ситуации «письменной речи». Ребята старались составить интересные рассказы, так как знали, что их будут читать родители.

Уделялось внимание и индивидуальным занятиям. Индивидуальные занятия проводились с детьми, которые пропустили более одного занятия.
Для того чтобы увидеть результаты работы за первое полугодие провела диагностику.

В конце первого полугодия из 22 проверенных детей:
Сформированы знания у 15 детей.
На стадии формирования у 4 детей.
Плохо сформированы знания у 3 детей (Слабо развит словарный запас, неправильное произнесение звуков, не умеют связно и выразительно говорить).

Я так же отметила, что речь детей улучшилась по сравнению с началом года. Дети активно вступают в диалог, умеют задавать вопросы и отвечать на них. Умеют подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением. Дети последовательно и выразительно пересказывают небольшие сказки и рассказы.
Умеют различать на слух и отчетливо произносят сходные по звучанию согласные звуки. Отчетливо произносить звуки большинство детей научилось при квалифицированной помощи логопеда. Посещение детьми логопеда привело к очень хорошим результатам. Я считаю, что в детском саду присутствие логопеда необходимо и совместная работа воспитателя и логопеда будет очень эффективна.

Во втором полугодии в работе по развитию диалогической речи хочу применить нетрадиционный метод – метод интервьюирования. Я считаю, что данный метод поможет обогатить словарный запас детей, позволит научить ребенка быть активным и самостоятельным собеседником.

Во втором полугодии планирую провести день «Открытых дверей».

Название: Отчет «О выполнении программы по развитию речи в старшей группе за 1-е полугодие»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Программы в ДОУ, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МДОБУ ДС № 39 МО Кореновский район
Месторасположение: город Кореновск, Кореновский район, Краснодарский край

Речевое развитие

Мурзаева Наталья Николаевна

Воспитатель

МБДОУ «Ручеёк»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по теме: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в ДОУ и семье»

Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк»

Поэтому необходимость проведения работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр очевидна.

Для успешного развития речи ребенка дошкольника необходимо создание условий таких как:

1. построение развивающей среды, наличие игровых материалов для развития речи детей и возможности в любую минуту действовать с ними;

2. обеспечение эмоционального благополучия, эмоционально - личностное и социально - нравственное развитие ребёнка;

С целью эффективности моей работы по данной теме разработана система, которая включает в себя 3 блока:

Ø работа с детьми;

Ø работа с родителями;

Ø работа с педагогами;

Задачи, которые я поставила перед собой в 1 блок:

· развивать у детей все стороны устной речи;

· расширять и активизировать словарный запас детей на основе углубления их представлений об окружающей действительности;

· формировать у детей грамматические навыки устной речи;

· развивать связную речь детей;

· создавать условия, способствующие активизации детской речи.

Задачи поставленные мной для реализации 2 блока:

· способствовать формированию компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;

· побуждать родителей к активному участию в жизни ребенка в детском саду;

· создание условий, способствующих активизации детской речи;

· создание в окружении ребенка культурной, богатой речевой среды.

Задачи 3 блока:

· повышение и совершенствование профессиональной культуры педагогов;

· развивать речевые навыки педагогов, культуру речи .

Аналитическая часть

Методические материалы по работе с детьми

Итак, начиная раскрывать первый блок, хочу отметить, что знание современных технологий позволило мне внедрить в воспитательно-образовательный процесс систему приемов и методов, что позволяет целенаправленно формировать и развивать речь детей. Работа проводилась в течении пяти лет на базе МБДОУ «Ручеёк», начиная со средней группы.

С учетом игровой технологии в работе с детьми я реализую свою деятельность по следующим направлениям:

1. Использование «Пальчиковых игр» для развития мелкой моторики пальцев рук.

2. Обогащение, закрепление и активизация словаря детей:

Ø Обеспечение количественного накопления слов, необходимых для содержательного общения.

Ø Обеспечение освоения социально закрепленного содержания слов.

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

Ø Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

3. Использование дидактических игр с наглядным материалом:

В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

4. Использование словесных дидактических игр.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития речи ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать ошибки.

Данные направления реализуются путем закрепления у детей навыков в рамках специально организованных игр, проведения ежедневной коррекции, самостоятельной деятельности.

Знания в области решения совершенствования качества дошкольного образования , а в частности целенаправленной работы по развитию речи детей, позволило мне разработать и успешно реализовать (Приложение 1):

Для детей младшего дошкольного возраста:

Цикл речевых игр для самых маленьких;

Цикл пальчиковых игр «Ладушки ладошки»

Цикл речевых игр «Человеческие дети знают всех зверят на свете»

Цикл игр на развитие звукопроизношения «Веселая полянка»

Цикл дидактических игр «Истории игрушек»

Для детей среднего дошкольного возраста:

Цикл дидактических игр по формированию грамматического строя речи;

Цикл речевых игр «Играем в сказки К. И.Чуковского»

Цикл игр на развитие связной речи

Цикл игр-путешествий

Цикл игр-инсценировок

Цикл игр на формирование морфологической стороны речи

Таким образом, при отборе и проведении дидактических игр я использовала следующие принципы:

Актуальность дидактического материала (интересные тексты игр, актуальные формулировки заданий, яркие и красочные наглядные пособия и др.) собственно помогает воспитанникам более легко воспринимать игровые задания, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у воспитанников или группы воспитанников стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов мной сформулированы требования к проводимым дидактическим играм:

Ø Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью мной проведено наблюдение за детьми, с целью выявления их любимых игр, проанализировано какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

Ø Каждая игра должна содержать элемент новизны.

Ø Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

Моя работа строилась по принципу от простого, к сложному. В использованных циклах игр каждая игра самостоятельна, имеет свои обучающие и развивающие задачи. В то же время все игры выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий.

Важным условием при реализации задач по развитию речи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс принципов педагогики сотрудничества, построенного на идее совместной развивающей деятельности взрослого и ребенка. Реализации этого направления способствует созданный «Речевой центр», зона с разнообразным дидактическим материалом, наборами предметных и сюжетный картинок, дополнительными пособиями и материалами для развития мелкой моторики рук, которые обновляются в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и содержанием работы.

Внедрение в воспитательно-образовательный процессе игровых технологий позволяет достичь положительных результатов в развитии речи детей.

Анализируя итоговые результаты диагностики, можно сделать вывод, что в группе созданы условия для всестороннего развития речи. Оценка сформированности и развития речи воспитанников за последние 3 года показала устойчивую положительную динамику. (Приложение 2)

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

Воспитанники стали участниками конкурсов различного уровня

Вывод.

Основываясь на результатах проведения диагностики по развитию речи можно с уверенностью утверждать, что применение дидактических игр в процессе обучения, и в частности – на этапе развития речи, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности всестороннего развития речи дошкольников, актуализации интереса к дидактическому процессу.

Методические материалы по работе родителями.

Переходя к раскрытию второго блока необходимо отметить, что важнейшая функция семьи - психологическая. Она создает условия для взаимной открытости, снимает необходимость в психологической защите, обеспечивает открытое самовыражение и взаимное сопереживание.

Семья - важнейший институт воспитания, социализации ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг представлений о жизни. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. От правильного взаимодействия с семьей зависит успех воспитания детей. Передо мной стала задача - вооружить родителей знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого используются различные формы работы. В своей работе я использую коллективные формы: на заседаниях семейного клуба в начале года я знакомлю их с новыми задачами воспитания детей на учебный год, рассказываю: какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени.

Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития, мной составлена и предложена памятка для родителей «Речь взрослых – пример для подражания», педагогическое ассорти: «Влияние родительских установок на развитие речи детей», информационный вестник «Как научить ребенка речевому общению».

Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников. В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки, с родителями проведен семинар: «Особенности речевой активности в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребенка значительно возросло, необходимо предоставить детям свободу выбора занятий, партнеров по деятельности, общению и т. д. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и возможности. проведен семинар - практикум:

«Роль совместных игр с ребенком для развития речи детей», «Речевые игры летом».

Родители с раннего возраста должны прививать ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и огромным желанием слушал, а в старшем возрасте читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка были проведены педагогические диалоги: «Как научить детей понимать содержание сказок».

Также родителям был предоставлен наглядный материал: «Развиваем речь с раннего возраста», «Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста», «Малыш учится говорить», «Играя, развиваем речь», Информационный калейдоскоп: «Обучающие и развивающие речевые игры».

Моя работа проходит в тесном сотрудничестве с логопедом . Совместно с ним были разработаны памятки: «В свободную минутку» представлены игры игровые упражнения на предупреждение нарушений слоговой структуры слов, «Волшебный мир звуков» - игры на развитие фонема тических представлений.

Наиболее яркой формой работы с родителями было проведение Речевой викторины на тему: «Хочешь стать журналистом?» (Приложение 4).

Цель, которой: расширение словарного запаса родителей с помощью «погружения» сознания в определённую ситуацию. Развитие фантазии путём «примеривания» на себя профессии журналиста. Знакомство с профессиональными журналистскими словами. Активизировать мыслительную деятельность взрослых в процессе выполнения речевых заданий.

В ходе викторины я предложила родителям на время «превратиться» в людей, которые создают газеты и журналы, т. е в журналистов. Перед началом игры я познакомила родителей с несколькими профессиональными журналистскими словами. Родителям был задан вопрос: Когда вы читаете газеты, вы обращаете внимание на употреблённые в её материалах термины? В ходе викторины вы покажите знания этих терминов, познакомитесь с новыми для вас словами. Викторина проходила в форме интервью. Мной задавались вопросы, а родители отвечали на них. За каждый правильный ответ давалась фишка. По фишкам мы определим победителя викторины.

Эта форма работы получила наиболее яркий отклик со стороны родителей.

Кроме коллективных форм работы мною проводятся и индивидуальные. Индивидуально информирую родителей о состоянии речи их ребёнка, отмечаю положительную динамику у ребёнка, даю необходимые рекомендации.

В качестве наглядной пропаганды родителям был предложен следующий материал;

· выставка дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста;

· выставка литературы по данной теме.

Моя работа по взаимодействию с родителями подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обратную связь. Так одной из форм обратной связи явилось создание «игротеки – копилки». По моей рекомендации родители вводили в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители «дарили» ребенку новое для него слово. Слова были самые разные: «сладкие» (мармелад, джем), «тяжелые» (гиря, штанга), «легкие» (пух, снежинка, облако), «зимние», «осенние» и т. д.

Дети приносили в группу подаренные слова и знакомили с ними своих друзей. Я на специально заведенных карточках записывала каждое принесенное слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все карточки складывались к коробочку – «копилку». Периодически эти карточки доставались и я с детьми проводила разнообразные игры. Например; все карточки со словами высыпались в шляпу. Дети по очереди доставали карточки, далее эти слова зачитывались мной, достающий ребенок должен был объяснить значение названного слова. Если ребенок справлялся с заданием, то получал фишку. Выигрывал тот, кто больше собрал фишек.

В моей группе стало традицией проведение речевых соревнований. Их основой стало то, что готовилось вместе с детьми дома (инсценировка стихотворения, небольшого рассказа, сказки), задания, где соревнуются между собой родители с детьми.

Благодаря таким играм и соревнованиям организованным таким образом, родители оказались вовлеченными в воспитательно-образовательный процесс, превратились из сторонних наблюдателей в его участников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что целенаправленная работа, включающая в себя разнообразные формы работы, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей, позволила достичь положительных результатов, которые выражаются в повышенной активности родителей во взаимодействии для достижения цели в вопросе развития речи детей.

Методические материалы по работе с педагогами

В работе по третьему блоку с целью педагогического просвещения педагогов по проблеме развития речи детей дошкольного возраста по средством дидактических игр были разработаны и представлены буклеты в ходе недель мастерства «В кругу единомышленников», в которые вошли, на мой взгляд, актуальные материалы по моей теме (Приложение 5):

· педагогические диалоги: «Многоаспектность развития речи в дошкольном детстве»

· семинар – практикум: «Использование дидактических игр и игровых упражнений в развитии речи дошкольников»;

· мастер - класс: «Мяч и речь»

· методические посиделки: «Сочетание речевых задач на разных возрастных этапах»

· семинар: «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

· педагогические диалоги: «Индивидуальный подход в развитии речи детей»

· заседание семейного клуба: «Взаимодействие детского сада и семьи в формировании связной речи ребенка как основы его полноценного развития».

· информационный калейдоскоп: «Роль загадок в развитии речи детей»;

· педагогический вестник: «Роль социальной среды в развитии речи детей дошкольного возраста;

· педагогический калейдоскоп «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста»

По откликам, полученным в ходе презентаций материалов я могу сделать вывод, что представленные материалы заинтересовали педагогов для дальнейшего использования их в воспитательно-образовательной деятельности.

Проектная часть

В последние годы значительно возросли требования к выпускнику детского сада. Это отчетливо проявляется в новых программах и образовательных технологиях школьного обучения.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременной и полноценной сформированности речи. Это – одно из основных условий нормального развития ребенка и его успешного обучения в школе. Поэтому мной принято решение продолжить работу по этой теме и следующим этапом моей работы будет разработка и внедрение исследовательского проекта:

«Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста

средствами игровых технологий .

Сроки реализации

2010-2012 годы

Цель

Создание воспитательно-образовательной модели, направленной на развитие речевых навыков дошкольников.

Основное условие реализации проекта

Освоение эффективных техник и методик, направленных на развитие речи старшего дошкольника в игровой деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для опытно - экспериментальной деятельности по указанной теме

2. Составить технологическую и диагностическую карты.

3. Переработать игровую деятельность с детьми. Включить во всю игровую деятельность с детьми компоненты направленного формирования речевых навыков соотносимых с уровнем, которого ребёнок уже достиг.

4. Применять полученную информацию в практической деятельности с детьми.

Предполагаемые результаты:

· Позитивная динамика показателей речевых способностей каждого ребенка в пределах его зоны ближайшего развития.

Критерии эффективности реализации проекта:

Повышение качественных показателей речевой сформированности детей по следующим параметрам:

Речевая самостоятельность и проявление средствами речи мыслительных способностей.

Речевая сформированность, предъявляемая детьми в осознанной речи. Точная речь.

Качественные показатели грамматических и фонематических способностей,

Коммуникативные способности, способность к решению поставленных задач речевыми средствами.

Коррекция дефектов речи

Этапы и механизм реализации проекта

1 Запуск экспериментальной деятельности. Экспертиза системы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста.

2 Расширение и углубление информационного поля по данной теме.

3 Наглядно-аналитическая деятельность по внедрению игровых технологий.

4 Диагностика и мониторинг


Заключение

В представленном мной творческом отчете рассмотрена проблема эффективности применения дидактических игр при развитии речи детей дошкольного возраста. Теория и практика использования дидактической игры в учебно-воспитательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики дошкольного воспитания.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых приемов и методов на этапе развития речи. Собрав воедино опыт знаменитых педагогов, разработав и соответственно применив на практике циклы игр для актуализации этапа развития речи детей, была проведена диагностика, с целью выявления эффективности применения дидактических игр. Результаты и выводы приведены в аналитической части творческого отчета. Они неоднозначно указывают на то, что применение дидактических игр на этапе развития речи не только обосновано, но и необходимо с целью всестороннего развития речи детей дошкольников, и, как следствие этого, роста качественные показатели развития речи детей дошкольного возраста.

Методики и формы работы, использованные мной на практике, хорошо зарекомендовали себя при применении в течение трех лет. Есть основание полагать, что при постоянном их использовании в учебно-воспитательном процессе имеют большую эффективность.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза нашла свое подтверждение

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.:1999 .

4. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – М.: Айрис-пресс, 2004.

5. Кравченко И. А. Упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: «Гном-Пресс», 1999.

6. Новиковская О. А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения.-СПб.: «Детство-Пресс», 2002.

7. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», 2006.

8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2003.

9. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 2002.

10. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под. ред. Ф. А.Сохина. – М.: Просвещение, 2001.

11. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 2001.

12. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 2007.

13. Ушакова О. С., Арушанова О. С. Скажи по-другому.- Сасара.:1994.

14. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 2001.

15. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1999.

Светлана Борисова
Отчет средней группы по познавательно-речевому развитию

Отчет средней группы № 15 познавательно – речевому развитию

за 2015 – 2016 год.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка .

В средней группе в начале года нами были поставлены следующие образовательные задачи :

Речевое общение :

Налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, о событиях из жизни ребенка, об интересующих его предметах и явлениях, объектах живой и неживой природы;

Стимулировать инициативные высказывания, обращения к взрослому с просьбами и предложениями;

Учить отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов игрушек, картин, иллюстрации;

Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок;

Строить высказывания, состоящие из 2-3 предложений;

Помогать налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы – заместители, условные действия.

Словарь :

Обогащать словарь в связи с расширением ориентировки в окружающем;

Пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, обогащающими словами (игрушки, люди, животные) ;

Активизировать антонимы;

Активизировать глаголы. организующие синтаксическую структуру предложения.

Грамматический строй речи :

Учить грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек, образуя отдельные трудные формы слов;

- развивать понимание и употребление предлогов (в, на, за, под) ;

Побуждать образовывать уменьшительно- ласкательные наименования, глаголы совершенного и несовершенного вида;

Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

Звуковая культура речи :

Учить громко говорить, не торопясь, четко произносить слова;

Формировать умение вслушиваться в звучание слов;

Учить правильно произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию, побуждать правильно пользовать интонацией, протяженно и плавно производить выдох через рот.

Учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые, согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;

Готовить к правильному произношению шипящих звуков.

«Вот и лето прошло» , «Здороваться – прощаться» , «Вежливые слова» , «Дружба не кончается» , «Городской транспорт» , «На городских улицах» ,

«Магазины» , , «Зина, коза и заяц.»

«Сад и огород» , «Хлеб, да каша.» , «Оладушки с печи горячи» ,

А так же нами были проведены досуги по познавательно речевому развитию на тему :

«Как помочь Колобку спасти свой румяный бок» , «Что там в зазеркалье?» , «Зима» , «Зимний лес полон чудес» , «Шуршат по дороге веселые шины.»

Нами были проведены консультации для родителей на тему : «Особенности развития речи у детей 4 – 5 лет» , «Развитие связной речи у дошкольников

4 – 5 лет», «Развитие словаря у детей средней группе » .

В нашей группе были проведены следующие занятия :

«Вот и лето прошло» , Здороваться – прощаться», «Вежливые слова» , «Дружба не кончается» , «Городской транспорт» , «На городских улицах» , «Магазины» , «Пошла Поля полоть петрушку в поле» , «Сад и огород» , «Хлеб да каша» , Оладушки с печи горячи», «Деревня» , , «Времена года. Осень» , «Синичкина кладовая» , «Как коза избу построила» , «Мебель» , «Серый катится клубок» , «Книги» , «Одежда» , «Обувь» , «Да здравствует Туфляндия» , «Части суток. Сон» , «Зимняя сказка, «Времена года, зима» , «Игрушки. Подарки» , «Какие бывают подарки» , «Вставайте в хоровод, встречайте Новый год» , «Волшебство» , «В защиту Деда Мороза» , «Гости» , «Белые фигурки» , «Валенки и варежки» , «Узоры на снегу» , «Медсестра и врач» , «Море, я к тебе бегу» , «Тонет – не тонет» .

Большое количество времени мы уделяем чтению художественной литературы :

Для детей пятого года жизни

Малые формы фольклора : загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и поговорки. «Божья коровка» , «Дождик-дождик, веселей» , «Дон! Дон! Дон!» , «Стучит, бренчит» , «Гуси вы, гуси» , «Ножки, ножки, где вы были?» , «Тень-тень, потетень» , «Жил у бабушки козел» , «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять» (по Ф. Б. Миллеру) и др.

Поэзия : А. К. Толстой «Колокольчики мои» (отрывок, К. Бальмонт «Росинка» , А. Плещеев «Осень наступила» (в сокращении, А. Блок «Ветхая избушка.» , «Спят луга.» , С. Дрожжин «Улицей гуляет.» (из стихотв. «В крестьянской семье» , И. Суриков «Зима» , А. Майков «Голубенький, чистый.» (из стихотв. «Весна» , «Ласточка примчалась.» , «Колыбельная песня» , А. Пушкин «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне.» , «У лукоморья.» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила» , В. Брюсов «Спи, мой мальчик.» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» , Н. Матвеева «Она умеет превращаться» , М. Карем «Лгунишки» , «Шире круг» , С. Михалков «Где очки?» , «Рисунок» , «Дядя Степа - милиционер» , С. Маршак «Пудель» , стихи из цикла «Детки в клетке» , «Сказка об умном мышонке» , В. Берестов «Искалочка» , З. Александрова «Таня пропала» , Е. Серова «Похвалили» , А. Введенский «Сны» , Л. Квитко «Ручеек» ; И. Токмакова «Плим» , «Дождик» , «Где спит рыбка?» ; Е. Благинина «Дождик, дождик.» , «Посидим в тишине» , Саша Чёрный «Приставалка» , К. Чуковский «Путаница» , «Закаляка» , «Радость» , «МухаЦокотуха» , «Тараканище» , Р. Сеф «На свете все на все похоже.» , Б. Заходер «Волчок» , «Кискино горе» , Д. Хармс «Очень страшная история» , Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» и др.

Проза : «Смоляной бычок» (рус. сказка, «Жихарка» (рус. сказка в обр. И. Карнауховой, «Гуси-лебеди» «Заяц-хваста» (рус. сказка в обр. А. Толстого, «Коза-дереза» (рус. сказка, «Петушок и бобовое зернышко» (рус. сказка в обр. О. Капицы, «У страха глаза велики» (рус. сказка в обр. М. Серовой, «Лисичкасестричка и волк» (рус. сказка в обр. М. Булатова, «Снегурочка» (рус. сказка, «Зимовье зверей» (в пер. И. Соколова-Микитова, «Три поросенка» (англ. сказка в обр. С. Михалкова) ; «Пирог» (норвеж. сказка, обр. М. Абрамовой, «Два жадных медвежонка» (венгер. сказка в обр. А. Красновой и В. Важдаева, Ш. Перро «Красная Шапочка» (в обр. А. Введенского, под ред. С. Маршака, С. Прокофьева «Великие холода» , «Маша и Ойка» , Л. Толстой «Спала кошка.» , «Собака шла по дощечке.» , «Хотела галка пить.» , К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» , В. Сутеев «Мышонок и карандаш» , В. Бианки «Лесной колобок - колючий бок» ; С. Козлов «Необыкновенная весна» , «Такое дерево» , «Как Ослику приснился страшный сон» , «Дружба» ; Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился» , Е. Пермяк «Как Маша стала большой» ; Н. Абрамцева «Дождик» , «Чудеса, да и только» , «Как у зайчонка зуб болел» ; Е. Чарушин «Сказка, которую Никита сам рассказал» , «Томка» , «Как Томка научился плавать» , «Томка испугался» , «Томкины сны» , «Как Томка не показался глупым» , Ю. Коваль «Иней» , «Дед, баба и Алеша» , В. Бианки «Первая охота» , В. Берестов «Как найти дорожку» , В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех?» , Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» , М. Пришвин «Ребята и утята» , Д. Хармс «Сказка» , М. Зощенко «Глупая история» , В. Драгунский «Он живой и светится.» , Г. Остер «Эхо» ; Г. Цыферов «В медвежачий час» , «Град» , «Как ослик купался» , «Не фантазируй» ; Н. Носов «Приключения Незнайки и его

друзей», Д. Радович «Кроко-докодил» , Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» (пер. с англ. Н. Шерешевской, А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переск. Б. Заходера) и др.

В результате проделанной работы у детей сформировалась умение общаться со взрослыми на разные темы, способность к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно – ролевой игре. Так е дети научились поддерживать беседу, вести содержательный разговор, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности.

У детей расширился круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширились и возможности детей в восприятии художественной литературы. Дети теперь нее только способны эмоционально и целостно воспринимать художественный текст, но и выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно – следственные связи в сюжете, оценивать поступки персонажей.

Используемая литература :

Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей средней группы детское сада . (ФГОС) 2015г.

Алексеева М. Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. 2012г.

Парамонова Л. А. Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2011 г.

Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. 2014г.


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»
Отчет по речевому развитию
Подготовительная к школе группа
Выполнила: воспитатель
Мальцева М.К.
Набережные Челны, 2016
Отчет по речевому развитию детей.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно - эстетическое развитие.
Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Задачи:
Обогащать познавательную сферу детей информацией через ООД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.
Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;- развитие речевого творчества;- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО)
Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность.
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Для осуществления поставленных задач, мы используем серии картин и сюжетных картинок:
ЗимаЗимние забавыМамы и деткиДикие животныеДомашние животныеЖивотные на фермеРасскажите детям о хлебеАвтомобильный транспорт
Птицы Космос
Спортивный инвентарь Герои сказокФрукты Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству.
Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка
Методы речевого развития.
Чтение и рассказываниеДидактические игрыНаблюдение в природе, Игры-драматизации
ИнсценировкиОбобщающая беседаРассказывание без опоры на наглядный материалХороводные игрыЗаучивание наизусть
Наблюдения
Экскурсии
Пересказ
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Поэтому мы ставили следующие цели:
- Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.
Развитие речи посредствам художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказываетогромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы.
Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры
По средствам дидактической игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей,появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Развитие речи на прогулке.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Прогулки и экскурсии.
В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.
Работа с родителями.
Мы проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок,чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Программно – методическое обеспечение.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 -6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1987. -207с.3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ – 2010. – 80с.4. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозайка-Синтез – 2009.5. О.С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -176с.6. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -192с.7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.8. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.-111с.9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет - М.: ТЦ Сфера 2010. -192с.10. Ушакова О.С. Развитие речи 6-7 лет. Программа, методические рекомендации,конспекты занятий,игры и упражнения -М.: Вентана-Граф 2008.-288с.11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. / авт.- сост. В. И. Мустафаева и др.-Волгоград: Учитель, 2010.- 87с.


Приложенные файлы

МБДОУ №4 «Росинка»

Творческий отчет

по теме «Развитие связной речи дошкольников как одно из условий

подготовки их к школе »

Педагог

I квалифицированной категории

Баташева Надежда Николаевна

г. Шарыпово

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. Поэтому уровень речевого развития у большинства детей ниже положенной нормы.

Особенностью современной ситуации является и более раннее овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложится на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Поэтому сейчас в поле зрения постоянно находятся вопросы формирования речи детей, являющиеся важнейшей составной частью воспитания.

Своевременное овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Ведущим принципом системы развития связной речи считаю взаимосвязь разных речевых задач - обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.

Чтобы осуществить решение этих задач, достичь положительных результатов в развитии творческого потенциала личности ребенка, с младших групп начала углубленно работать над темой «Развитие связной речи как одно из важнейших условий подготовки детей к школе».

Путь формирования у малышей способности строить связное и развернутое высказывание ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

На первых порах многие дети не всегда даже называли слова, обозначающие предметы, не могли самостоятельно называть какие-либо качества, действия. С этой целью часто ставила вопросы: какой? что можно делать? что делают? Широко использовала наглядность (игрушки, картины), побуждала детей к повторению.

Например, в игровой ситуации, где дети рассматривали куклу, рассказывали, что они делали: собирали Катю на прогулку, надевали на нее теплое пальто, шапочку и др. В заключение спрашивала: «Какую одежду мы на нее надели?» Дети повторяли уже сказанное самостоятельно.

Сначала малыши повторяли рассказы, с небольшим сюжетом подражая слово в слово. Позже меняла героев, обстоятельства, тем самым побуждая их к самостоятельному рассказыванию.

Для обеспечения осознанного усвоения детьми речевых умений и навыков проводила различные игры: «Кто это?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Кто у кого?», «Кто поет?», «Почтальон принес открытки»; проводила наблюдения за животными; чтение рассказов; пересказ картинок.

При пересказе использовала только хорошо знакомые литературные произведения (сказки, рассказы). Для того, чтобы восприятие детьми сказки было более эмоциональным, использовала фланеграф, настольный театр. Часто к детям приходили в гости их любимые герои (Чебурашка, Петрушка, куклы, зайка и т.д.), с которыми малыши делились всем увиденным и пережитым. Очень эффективным был такой прием, как поход в гости в другую группу, где речевая активность развивалась в реальных жизненных ситуациях общения (расспрашивали, рассказывали друг другу об игрушках, книгах, происходило естественное общение, совместная игра).

Работу по развитию связной речи осуществляла также и в повседневном общении ребенка с окружающими (наиболее свойственная речи форма – диалог, ответы на вопросы); разучивали с детьми стишки, потешки. При этом обращала внимание на громкость, четкость произношения слов и фраз, на правильное использование темпа речи, интонационных средств выразительности.

Учитывая разный речевой уровень детей, проводила большую индивидуальную работу с целью развития речевых способностей каждого ребенка.

В индивидуальном общении легче было обучать детей рассказыванию на темы из личного опыта (о любой игре, о членах семьи) при описании игрушек, картинок. После того как у детей речь становилась более связной и последовательной, тематика индивидуальных бесед расширялась: что ребенок видел по дороге в детский сад, чем занимался дома; что задумал нарисовать; во что и с кем любит играть и т.п. Особое внимание уделяла молчаливым детям, которые мало высказывались на занятиях. Также постепенно усложнялись виды занятий по формированию навыков речи. Для пересказывания литературных произведений брала не только знакомые сказки, но и новые, впервые прочитанные на занятиях. Дети пересказывали содержание, выразительно передавали диалоги действующих лиц (что особенно нравилось им).

На занятиях, где дети рассказывали по картине, подводила к тому, чтобы дети сочиняли небольшой рассказ на темы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Вначале дети придумывали минимальную историю с помощью взрослого, затем предлагалось придумать рассказ с опорой на план (из 2-3 предложений). В конце года большинство детей составляли небольшие рассказы самостоятельно.

Также рассказывали и об игрушках. Сначала с помощью вопросов описывали игрушку, называли наиболее характерные ее признаки, затем я давала задания на описание предметов в форме дидактических игр, например: «Петрушка, угадай мою игрушку». В дальнейшем дети описывали, сравнивали кукол, называя их характерные признаки. На этой основе дети начинали составлять описания внешности друг друга, одежды. При составлении описательных результатов использовала план-схемы, которые помогали детям учитывать последовательность составления рассказа (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечная оценка, отношение к предмету), учиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем.

Использовала и такую форму, как коллективное составление связного высказывания, где каждый ребенок мог продолжить предложение, начатое взрослым или сверстником. Эта форма работы помогала подвести детей к рассказыванию по серии картинок, когда один рассказывал начало, другой продолжал развивать сюжет, третий заканчивал. При переходе от одной картинке к другой помогала им словами-связками («и вот тогда…»; «вдруг…»; «в это время…»).

Кроме всего этого, часто организовывала с детьми игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекала ребят к отгадыванию и загадыванию загадок, побуждала к рассказыванию сказок по их выбору.

В старшей группе круг учебных задач тот же, что и в предыдущих группах, но каждая задача усложнялась как в содержании, так и в методике.

В процессе перессказывания сказок, рассказов почти все дети научились связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого. Использовали при этом интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей, синонимические выражения (дети говорили точно по содержанию, но другими словами). Кроме того, при организации пересказа включала коллективные формы общения детей между собой, работу в микрогруппах.

Совместные рассказы заинтересовывали детей, но нужно было уметь договориться, кто первым начнет, кто продолжит, а кто закончит, или выбрать другую форму рассказывания у себя в компании (все вместе или кто-то один). В начале при этом были и конфликты, но впоследствии дети научились договариваться, решать проблемы совместно, при необходимости помогать товарищу, уступать ему.

В рассказывании по картинке в целях формирования связной речи проводила различные виды занятий с картинным материалом:

    составление рассказов по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц; например: «Семья», «Игры на детской площадке»; «Зимние развлечения»;

    составление небольших рассказов описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, событий, определяющих общую тематику;

    по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих событий (что было раньше, что будет потом);

    описание пейзажной картины.

При разборе картин дети усваивали примерную схему последовательного описания: называли время года; перечисляли предметы ландшафта, их пространственное расположение; описывали изображенные объекты по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг?), вопросам-указаниям (а теперь расскажите о березках. Какие они?), работали по опорным картинкам.

В обучении рассказыванию по картине использовала игры «Кто больше назовет живых (не живых) предметов?», «Кто больше увидит?», «Кто самый внимательный?».

В игре «Кто лучше запомнил?» ребенок должен был вспомнить, какие действия выполняли различные персонажи. Спрашивала о том, что не изображено на картине, например: «Как заботится медведица о медвежатах?» «Почему белым медведям не холодно во льдах?».

Пробовала представлять с детьми, что попали в картинку. Предлагала также задания, как: «Что ты слышишь?», дотронься до предметов, которые изображены. Что ты почувствовал? Какие запахи ты почувствовал? и др. Такой прием активизировал познавательную активность детей.

Рассказывая по сериям сюжетных картинок, формировала умение развивать сюжетную линию, придумывать название к рассказу, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Также дети описывали игрушки, составляли рассказы и сказки об игрушках, давали их описание и характеристику.

Со старшими дошкольниками также продолжала использовать план-схемы, которые давали возможность систематизировать полученные знания, спланировать высказывание, установить последовательность содержания рассказа. Чтобы добиваться положительных результатов, использовала многократное составление рассказов-описаний: составить рассказ, загадку-описание; дети описывали, а потом рисовали этот предмет или игрушку.

Мотивационную деятельность детей обеспечивала созданием проблемных ситуаций: «Угадай предмет», «Загадай-ка», «Уговори маму купить котенка, расскажи какой он», «Расскажи другу о своей новой (забавной) игрушке по телефону, чтобы он представил ее себе»

Еще составляли письмо Деду Морозу (дети диктовали, а я записывала), поздравление другу на день рожденье. В этом случае речевую деятельность активизирует ситуация письменной речи (дети учились строить правильное предложение).

Вела работу и над другими видами рассказывания: на темы из личного опыта, творческими, где дети придумывали сказку или рассказ по образцу воспитателя: завершали рассказ, не повторяя концовки, придуманной товарищем, или по теме, которую выбрали сами.

Большую плодотворную работу провела по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. В течение длительного времени знакомила с небольшими событиям его жизни, учили стихи, рассказывали сказки, слушали профессиональных чтецов на магнитофонной записи; драматизировали, рассматривали иллюстрации, открытки; выясняли, почему старуха в сказке «О рыбаке и рыбке» была такой злой. На эту тему разработала конспект итогового занятия «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

Еще дети любят самостоятельное творчество: сочинять рассказы, истории различного характера: веселые, грустные, страшные. А также многие дети связно, живо и интересно рассказывают о том, что с ним или кем-нибудь случилось, передают свои впечатления об увиденном, услышанном.

Считаю, что это достаточно высокий показатель самостоятельности детей в овладении связной речью.

Усложнялась тематика поручений, разговоров, бесед в свободное время. Больше внимания уделяла воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению правил речевого поведения в общественных местах.

В беседах с детьми решали различные воспитательно-образовательные задачи. В основном ставила вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений в связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похож? Как узнать? Каким образом? Для чего? А также вопросы, стимулирующие обобщение: «Про каких ребят можно сказать – это друзья?» «Какие удобства созданы для жителей города в нашем микрорайоне?» (в беседе «Мой город»).

В любых видах деятельности поддерживала у детей интерес, желание говорить, предоставляла возможность свободно высказываться, старалась не подавлять их речевую активность, а наоборот поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность.

Для поощрения использовала различные знаки: фишки, звездочки, флажки, жетоны.

Учитывая то, что старшая группа была логопедической, (у многих детей серьезные нарушения речи) работу вела в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом. Задачи по развитию связной речью осуществляла в сочетании с грамматической и словарной работой. Специально организованные занятия проводила как коллективно, так и индивидуально (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения). А также осуществляла регулярное повторение усвоенного речевого материала, вводя новые элементы, костюмы, игрушки, что способствовало хорошему запоминанию текста.

В своей работе опиралась на основополагающие идеи методики О.С. Ушаковой, А.К. Бондаренко, А.Г. Арушановой, подбирала конкретный языковой материал, игровые занятия, проблемные ситуации, чтобы активизировать речевое общение между детьми.

Вовлекала в воспитательно-образовательный процесс и родителей. Многие игровые упражнения, задания, педагогические ситуации проигрывали на родительских собраниях, давали задания на дом, родители совместно с детьми готовились к выставкам поделок, рисунков, подбирали художественную литературу, иллюстрации к отдельным занятиям; создавали предметно-развивающую среду в группе. Проводила индивидуальные и групповые консультации. Тем самым выстраивала систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.

Ежегодно провожу педагогическую диагностику (в начале года и конце). На основе ее результатов определяю оценку усвоения детьми программных задач, планирую индивидуальную работу, способствующую повышению качества обученности воспитанников.

В результате целенаправленной работы по развитию связной речи большинство детей овладели умениями связно рассказывать, анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями; подбирать наиболее подходящие для выражения определенной мысли слова, строить простые и сложные предложения.

Это все является хорошим стержнем для полноценного формирования готовности детей к школе.



Последние материалы раздела:

Лейб-гвардии егерский полк Лейб гвардии егерский
Лейб-гвардии егерский полк Лейб гвардии егерский

Егерский лейб-гвардии полк Фото группы военнослужащих Лейб-Гвардии Егерского полка, после 1913 года Лейб-гвардии Егерский полк ведет свою историю...

Фазово контрастная микроскопия использует при изучении
Фазово контрастная микроскопия использует при изучении

Человеческий глаз различает только длину (цвет) и амплитуду (интенсивность, контрастность) световой вол­ны, но не улавливает различий в фазе. Почти...

Мезодерма дает начало. Образование мезодермы. Видео об образовании из мезодермы
Мезодерма дает начало. Образование мезодермы. Видео об образовании из мезодермы

Развитие нервной трубки (нейруляция) включает образование нервной пластинки, нервного желобка и замыкания последнего в нервную трубку. Как только...