Исследовательская деятельность школьников. Исследовательская деятельность младших школьников

городищенская ольга
Исследовательская деятельность младших школьников

Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания. В. П. Вахтеров

Основная проблема российской педагогики связана не с тем, как обучать увлеченных и способных детей, а с тем, как развивать способности, прививать интерес к знаниям и наукам. Поскольку начальная школа является первой ступенью систематического образования, то ее главной задачей стало научить детей учиться.

Обучение школьников специальным знаниям , а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске , - одна из основных практических задач современного образования.

Исследование широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

Исследование , как известно, – бескорыстный поиск истины. Деятельность исследователя часто может быть охарактеризована известной формулой - «пойди туда не знаю, куда найди, то не знаю что» . Исследовательская работа школьников связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ результатом. Главной целью исследования в сфере образования является развитие личности.

Овладение основными умениями и навыками учебной деятельности - это та база , которая помогает школьнику осуществить познавательную и . Стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в знаниях – с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте .

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Научно-исследовательскую деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. На мой взгляд, исследовательская работа – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

При формировании исследовательских действий , я добиваюсь следующих целей :

Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

Развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

Развитие критического мышления.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность , закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования , который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т. е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников . Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию , однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность нужно обязательно . Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для исследовательской работы , то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в данной работе.

При организации исследовательской работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.

В рамках начальной школы уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования , обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий или 2-3 уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Темы исследовательских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для исследования требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них .

Проблема исследования , обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Этапы организации исследования

Кратко рассмотрим основные этапы учебной исследовательской деятельности :

Мотивация - возникновение у ученика вопроса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.

Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования - самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы.

Определение цели исследования позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.

Выбор объекта исследования , (при проведении эксперимента - формирование опытной и контрольной группы) определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез) . Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования . В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными (экспериментальными) данными и логическими соображениями.

Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели - не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотности с помощью индикатора).

Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора - краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении , в каком направлении происходят исследования других авторов . Обзор позволяет исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда» . Литературный обзор всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на использованные источники информации.

Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.

Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться , строго соблюдая все требования выбранных методов.

Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т. п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и данные обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов , на основании которых делаются выводы. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования . На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы.

Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

Формулирование выводов. Выводы - строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований . В выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истинности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований , являться ответом на вопросы, поставленные в них.

Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме.

Таким образом, поскольку исследовательская работа , даже в случае учебного исследования , не может быть какой-либо специальной - детской, юношеской, женской, студенческой и т. п., на любую работу, если она претендует называться «исследовательской » , распространяются все общие требования, в том числе требования научной этики, новизны, обоснованности выводов.

Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников :

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности . Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков чтения, риторики, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности , постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности , видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе . Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности .

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно» , «Ты делаешь не то (не так) » блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские , нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности .

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности , поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения :

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

Корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть ещё раз, что формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребёнка нужно с младшего школьного возраста .

Мне хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

Литература

1. Исследовательская деятельность в школе : опыт, поиски, решения : Под ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 1999.

2. Исследовательская работа как залог формирования профессиональной компетенции специалиста : Материалы шестой краевой научно-практической конференции студентов оу среднего профессионального образования. В 2 ч. - Пермь,2008.

3. Опыт организации исследовательской деятельности школьников : "Малая академия наук"\авт. -сост. Г. И. Осипова. - Волгоград : Учитель, 2007.

4. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. - Волгоград : Корифей, 2007.

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся : Методический сборник. –М.: Народное образование, 2001.

6. Савенков А. И. Путь в неизведанное : Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов /А . И. Савенков. - М.: Генезис, 2005.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А . И. Савенков. – Самара : Изд. дом "Федоров", 2007.

8. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе /И . Д. Чечель. - М.: Сентябрь,144 с.

9. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность : Словарь /Е. А. Шашенкова. – М.: АПКиППРО, 2005.

В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одной из наиболее устоявшихся является концепция учебно-исследовательской деятельности учащихся как новой педагогической технологии (этого взгляда придерживаются А.В. Леонтович и Д.Л. Монахов). Согласно этому подходу под исследовательской деятельностью школьников понимается, по словам Леонтовича, «решение творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, предполагающее наличие основных этапов, характерных для научного исследования».

В свою очередь А.С. Обухов рассматривает исследовательскую деятельность как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Исходя из этих философских позиций, Обухов считает, что задача педагога заключается в создании гипотетико-проективной модели по формированию развивающей среды для учащихся. Именно педагогом должны задаваться формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика должна сформироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. (обухов)

Безусловно, исследовательская деятельность для школьников не может быть абстрактной (во всяком случае, поначалу). Ученик должен хорошо осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно. Учитель не должен вести ученика напрямую к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, совместно с учеником искать решение.

Учебное исследование должно быть организовано так, чтобы класс работал коллективно и чтобы при этом выполнение общего задания зависело от индивидуальных усилий отдельного школьника. Каждый ученик выполняет свою работу, вызывающую мысли, переживания, требующую усилий воли, порождающую ответственность» перед другими учениками за выполненную работу как часть общего дела.

В процессе исследовательской деятельности подростки вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации; испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у ребят формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайдшоу, видеофильмов. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную ёмкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи.(Прокофьева Л.Б)

Большой интерес вызывают работы знаменитого методиста-географа 20-30-х гг. XX в., С.П. Аржанова. В качестве теоретического основания организации исследовательского обучения в школе С.П. Аржанов выделяет следующее положение: «Главное - не в результатах, а в процессе их получения». Сам же процесс получения результатов должен быть поставлен так, чтобы он как можно более приближался к характеру научного исследования. Процесс обучения, построенный таким образом, позволяет сделать полученные знания личным достоянием ученика. Ученый рассматривает вопросы организации учебного исследования, соотнося его с этапами научного познания. Он приходит к выводу о том, что основным методом обучения должен быть лабораторно-исследовательский:

в основе обучения должно лежать наблюдение объекта (или темы изучения) в его конкретности;

Явления и факты должны быть проанализированы;

должны быть получены ответы на вопросы, которые вызваны наблюдением;

должно быть проведено сравнение непосредственно наблюдаемого с аналогичными явлениями, сведения о которых можно почерпнуть из уст учителя или из учебных пособий;

накопленный материал необходимо объединить .

Конкретизируя общие положения, С.Л. Аржанов выделяет такой специфический элемент исследовательской деятельности, как решение проблемы. Класс свободно высказывается «за» или «против» той или иной рабочей гипотезы; одни выдвигают одни соображения и доводы, другие выставляют другие; учитель намечает пути к доказательному разрешению возникшего затруднения. [поздняк] Следовательно, в основе исследования лежит проблема, которая инициирует поисковую активность учащихся, вызывает различные виды деятельности (познавательную, практическую, оценочную, проектную и др.) и порождает мотив деятельности, направленной на решение проблемы. Целью исследования становится поиск способов решения проблемы и получение нового знания. Решение проблемы, поиск истины приводит к развитию у ученика исследовательских умений. Методическая ценность идей Аржанова сохраняется и в современных условиях, когда актуальна проблема организации исследовательской деятельности учащихся.

Основываясь на рассуждениях С.П. Аржанова, С.Н. Поздняк в своей статье «Исследовательская деятельность школьников и метод проектов» выделяет следующие этапы учебного исследования:

Отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности

Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решениемразличных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие их него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы - в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему .

Приведём сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения

Традиционное обучение:

  • 1. Учителю излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отражённые в изучаемой теме.
  • 2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем.
  • 3. Учебное познание должно строиться на чёткой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения.
  • 4. Основная цель лабораторных работ -- формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов.
  • 6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной к тому, чтобы проиллюстрировать изученные в классе понятия и представления.
  • 7. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые чётко придерживаются инструкций к лабораторной работе.
  • 8. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат.
  • 9. Сущность естественнонаучных знаний следует иллюстрировать материалом об их применении в технике.
  • 10. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера.

Исследовательское обучение:

  • 1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.
  • 2. При изучении естествознания надо создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.
  • 3. Знакомство с естественно-научными представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.
  • 4. Учащимся принадлежит ведущая роль принятия решений о выборе способа работы с изучаемым материалом.
  • 5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе.
  • 6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке.
  • 7. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать своё исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.
  • 8. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
  • 9. Для изучения правила (или закона) учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (или закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем.
  • 10. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме [кларин]

На основе анализа вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • - исследовательское обучение - это специально организованное обучение, обеспечивающее самостоятельную учебную деятельность, включающее в себя обязательным компонентом наличие практического исследования;
  • - в ходе исследовательского обучения школьники осваивают метод научного исследования, учатся выдвигать и обосновывать (либо опровергать гипотезы), анализировать полученную в ходе эксперимента информацию;
  • - полученные школьниками в ходе исследования умения обеспечивают им готовность самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, осуществлять научный поиск;
  • - результатом применения научного метода к исследованию действительности является новое знание.

Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов:

  • - принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);
  • - принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования, его результатов);
  • - принципа самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт);
  • - принцип наглядности;
  • - принцип культуросообразности.

Основные виды творческой деятельности школьников

Творческая деятельность в образовательных учреждениях организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на конкурсы и научно-практические конференции, завершающие соответствующие курсы.

А.В. Леонович выделяет пять основных видов творческих работ школьников.

Информационно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;

Проблемно-реферативные - творческие работы, предполагающие сопоставление данных нескольких литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской);

Экспериментальные - описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают собственную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительная особенность - отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Перечисленные виды имеют общие элементы. Это, прежде всего, компиляция литературных данных. В случае реферативных работ она является основным содержанием работы, в случае трех последних видов выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении. При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой .

Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути,готовой к служению Отечеству . Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора , способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую ипрофильную подготовку учащихся, Выдвигая вкачестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов напоиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности . Ноисследовательский метод пока не нашел широкого применения в педагогической практике.

Нами накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе по истории.

Нами подготовлена, апробирована, обобщена на муниципальном и региональном уровнях авторская технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время. Ее практическим результатам был посвящен ряд выступлений на районных, региональных и российских конференциях, а также статьи автора в нижегородском «Педагогическом образовании» в 1999, 2001, 2005гг.

Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения , средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования , дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа – вуз.

Что же такое исследовательская деятельность учащихся ? Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным . Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе.

Сегодня роли учителя разнообразны : это энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель, партнер. Учитель является и организатором учебно-исследовательской деятельности учащихся. Управлять учебно-исследовательской деятельностью можно, используя свои исследовательские навыки и опыт , постоянно повышая свою профессиональную компетенцию .

Каковы же основные способы и приемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся? Нами разработана технологическая карта методики учебного исследования:

Создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик -> развитие интереса к предмету, навыков самообразования -> приобщение к творческой и проектной деятельности -> обучение приемам самостоятельной работы, исследовательских навыков -> организация учебно-исследовательской деятельности.

В организации данной технологии можно выделить несколько этапов .

Первый этап - различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.

Результат : дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

Второй этап - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории. Стенды («Загадки истории», «Исторический календарь», «Историческая мозаика», «XX век в лицах», «История Отечества глазами художников»), экспозиции («Сторона родная», «Славные страницы истории Отечества», «История ВОВ», «Знаменитые россияне»), объемные наглядные пособия (макеты русских храмов, средневековых крепостей, оружия) носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности . Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, поделки, творческие работы на доске, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

Например, к уроку-спектаклю «Путешествие в Древний Египет» учащимися 5-х и 10-х классов были подготовлены творческие работы: «Фараон – живой бог», «Военные походы фараонов», макеты пирамид, маски богов, костюмы и декорации, диафильмы, мини-презентации.

Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории . Вот список тем сочинений, выполненных учеником в течение 3-х лет: «Путешествие на пароходе Фултона», «Интервью с Бисмарком», «Следствие ведут знатоки. Дело И.Грозного», «Был ли Петр I революционером на троне», «Как бы развивалась Русь, не будь татаро-монгольского нашествия», «Нижегородский кремль вчера, сегодня, завтра».

На обобщительно-повторительном уроке учащиеся защищали проект «Детская историческая энциклопедия. Россия в 17-18 вв .», в котором были представлены авторские статьи, стихи, рисунки, тесты и кроссворды обучающихся. Интересны творческие проекты: «Герб п. Мулино », «День народного единства», « Мой любимый город», «Нижегородский кремль- чудо России ».

Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

Третий этап - подготовка и проведение нетрадиционных уроков – стержень в построении учебного процесса.

Учебные темы изучаются не по параграфам, отрывочно, а объединением исторического материала в крупные блоки , разрабатываются тематические опорные конспекты (в 5-8 классах через уроки изучения нового материала, 9-11 классах – преимущественно, через школьную лекцию).

Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, исторических монографий, Интернет - сайтов. Некоторым учащимся предоставляется возможность самостоятельно спланировать изучение нового материала и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений .

В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п.

Подготовив визитные карточки ХХ века к уроку « Россия и мир на пороге ХХI века», ученики продемонстрировали презентации «Событие века», «Человек века», рассуждали об уроках истории, о будущем России и мира, о своём месте в нём, провели социологический опрос, сформулировали собственные прогнозы. Урок-пресс-конференция « Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» моделировал возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы - пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой стали «статьи»-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Результатом урока-митинга с участием лидеров основных партий- участников первой русской революции стали листовки и прокламации о тактике и стратегии политических партий России. Задачами интегрированного урока «Крестовые походы и их последствия» были не только обобщение знаний, но и сравнение исторических источников и художественного произведения – романа В.Скотта «Айвенго», защита проектов «Средневековые замки», «Оружие средневековых рыцарей»

Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

Четвертый этап - организация учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время - на уроках-исследованиях, лабораторных занятиях , в реферировании, в подготовке учебно-исследовательских проектов, в конкурсах .

Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести длительное учебное исследование.

Так, к уроку-исследованию «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?» одна группа учащихся изучила конституционные проекты декабристов, выделила либерально-буржуазные идеи, сравнила их, а также декабристские проекты и конституцию РФ 1993г., выделив общие идеи и различия. Вторая группа по документам и исторической литературе проанализировала план восстания декабристов, составили возможные схемы их реализации, изучила роль князя С. Трубецкого и, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на документы и мемуары декабристов, свою версию. Третья группа проанализировали взгляды Пестеля и Рылеева о власти. Итогом урока стали эссе: «Сценарии развития России после возможной победы декабристов», «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?»

К внеклассному мероприятию, посвященному декабристу Анненкову, учащиеся подготовили авторские портреты четы Анненковых, прочитали книгу А.Дюма «Учитель фехтования» и мемуары Полины Гебль, сравнили исторический источник, художественное произведение и учебник, разыграли несколько интересных сценок.

На уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского, Кавелина и дали свои оценки.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, факультативные и элективные занятия , предполагающие углубленное изучение предмета, ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проекты .

Основным средством учебно-исследовательской деятельности являются первоисточники (исторические документы и материалы, общепризнанная историография), разрешение исторических проблем, дискуссионные вопросы, «белые пятна» в истории.

Опора учителя – способные и одаренные дети. Цель УНИО «Эрудит» - ввести учеников в мир истории как науки, знакомство с методами исторического исследования и языком науки, углубление знаний, формирование исторического сознания, навыков и умений самостоятельного исследования. С этой цель ю в рамках факультатива и электива организуется ряд занятий по следующим темам:

  1. Историки, оставившие глубокий след в науке.
  2. Уровни, методы и алгоритм научного познания.
  3. Библиографический поиск, работа с историческими источниками.
  4. Оформление учебно - исследовательской работы.
  5. Презентация исследования.

Разработаны информационные листы и памятки «В помощь юному мыслителю»: «Что нужно знать о библиотеке», «Способы чтения», «Основные виды записей: выписки, план, конспект, тезисы», «Правила оформления библиографических ссылок», «Как готовиться к выступлению». «Требования к подготовке и оформлению исследовательской работы».

На конференциях УНИО («Реформаторы России», «Духовные имена России», «Человек на войне», «Женщина на войне», «Патриотизм в истории России», «Нижегородцы-декабристы», «Птенцы гнезда Петрова», «Моя родословная» и др.) обсуждались самые лучшие доклады, оформлялись выставки и стенды, приглашались родители и гости. Большинство работ имеют и практическое значение: презентации используются на уроках, классных часах, праздниках. Лучшие исследования становились призерами районных и региональных конкурсов, награждены грамотами Министерства образования Нижегородской области. Ученические исследовательские работы и видеофильм «История Мулино» стали экспонатами Володарского краеведческого музея.

В настоящее время, когда появились учебные заведения различных типов и направлений, необходимым представляется разработка специальных программ, отвечающих их требованиям, специфике, целям и задачам.Автором разработана программа учебного курса «История Российской армии». Ее цель – на основе богатейшего отечественного исторического опыта в систематизированной форме раскрыть основные этапы истории создания, развития и совершенствования российских вооруженных сил, формирования российских воинских традиций и патриотизма, активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся.Она была апробирована сначала в рамках факультатива и электива, затем учебного курса в кадетских классах общеобразовательной школы. Третий год автор ведет данный курс в кадетской школе-интернате. Программа помогает учащимся оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения и дальнейшего образования, воспитать духовно-патриотические ценности у подрастающего поколения и готовности к их проявлению в различных сферах общества, особенно на военной и государственной службе. Программа предоставляет учителю широкие возможности для выбора форм и способов учебной деятельности. Она позволяет использовать проблемное изложение теоретического материала в форме лекции, беседы, полилога, активно внедрять интерактивные и групповые методы работы, творческие задания, проекты (информационные, игровые, исследовательские), использовать нетрадиционные и интегрированные формы уроков, методики деловых, ролевых, имитационных игр («Я- полководец»), практикумов, дискуссий, «круглых столов», конференции, встречи с ветеранами и офицерами РА, посещение музеев и памятников. Особое место занимает изучение исторических источников и карт.Итогом учебного курса является конференция с презентацией ученических проектов, творческих и исследовательских работ.

Элективный курс «Дискуссионные вопросы отечественной истории» (авторы В.К.Романовский, Е.Г.Калинкина) расширяет, систематизирует и обобщает знания учащихся на проблемном уровне, раскрывает спорные вопросы истории, их неоднозначные трактовки в исторической литературе, способствует ориентации учащихся на усвоение богатейшего наследия выдающихся российских ученых, известных исторических концепций, содействует формированию гражданственности, помогает в выборе тем исследований.

Выполнение исследований могут быть как отдельные работы способных и одаренных обучающихся или как курсовое проектирование по профильному предмету с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт . Представление исследования имеет решающее значение. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности. Их несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, реферат. Большое значение имеют презентации в различных формах, использование плакатов, макетов, чертежей, моделей.

Юные исследователи 7-х классов представили свою версию « Детской энциклопедии» по истории Смутного времени, сопроводив ее авторскими рисунками и стихами . Ученики 10 класса оформили сборник научных статей «Нижегородцы-декабристы». Учащиеся 11 классов подготовили исследовательские рефераты и презентации :

  1. История п. Мулино.
  2. Женщины на войне.
  3. Моя семья в годы ВОВ.
  4. Нижегородцы – участники Крымской войны. (Приложение 1).

Работая над проектами «Храмы Володарского района», «Духовные имена России» учащиеся совершали поездки и экскурсии в православные храмы и монастыри, где участвовали в восстановительных работах Флорищенского монастыря. (Приложение).

Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на районных олимпиадах, успешно участвуют в региональных и российских конференциях и конкурсах и олимпиадах («Таланты земли Нижегородской», олимпиады МГУ, ННГУ, Исторический чемпионат).

Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательной школы, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. В эффективности данной технологии мы убедились на практике. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, тестирования, ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, победа в нижегородской телеигре «За тридевять земель», выпускники продолжают заниматься исследованиями в вузах. В школе успешно работает кадетский класс и открыт социально-экономический профильный десятый класс.

Для учителей- участников образовательного процесса актуально разобраться в следующих вопросах :

  1. Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется исследование.
  2. Как подобрать проекты и исследования, соответствующие особенностям класса, задачам УВП.
  3. Как выстроить серию исследований и проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков исследовательской работы.
  4. Как подготовить учащихся к работе над учебным исследованием.
  5. Как разработать и осуществить исследование.
  6. Разработка собственных проектов и исследований.

Самое решающее звено этой новации учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся

(из опыта работы учителя биологии

МОУ СОШ с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области Ерошенко Любови Викторовны)

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас, педагогов, пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.

С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому культурному человеку в целях раскрытия его креативности, творческих возможностей и интеллектуального потенциала.

В начале своей деятельности по вовлечению учащихся в исследовательские проекты я для себя определила: что такое исследование

Первое значение: исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Второе значение: исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Что такое исследовательская деятельность учащихся?

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять.

Уже расхожей в педагогике стала притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а если научим ловить, то накормим на всю жизнь.

Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение - это социализация личности учащегося, преодоление некомфортности одарённого ребёнка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.

В своей практике я использую 3 группы исследований: монопредметные, межпредметные и надпредметные. Наиболее часто применяю монопредметные исследования.

Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по ботанике, зоологии, анатомии. Примером такого монопредметного исследования, например, по ботанике могут стать работы «Однодомные и двудомные растения», «Растения семейства Розоцветные», «Растительная клетка» и т.д.

Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям. Примером такого исследования является проект «Орнитофауна села Давыдовка в зимний период», подготовленный учеником 7-ого класса Таныгиным Александром. Данный проект был представлен на международный молодежный форум «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова – открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи».

Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учеников проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей. Например, исследовательская работа «Пробуждение», выполненная ученицами 7-ого класса Клименковой Надей и Фарафоновой Катей, основана на личных фенологических наблюдениях за ходом весны в нашей местности. В проекте использованы фотографии, музыка, стихи.

Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения.

Навыки исследовательской деятельности я начинаю формировать с 6-ого класса. Как правило, это монопредметные групповые кратковременные проекты. При работе над ними учу ребят выделять проблему, определять цели и задачи, собирать материал по теме из разных источников, готовить презентации и выступать публично. Важно также познакомить учащихся с методами исследований. Ребята с удовольствием готовят устные сообщения и доклады, презентации, пишут рефераты. В 7-8 классах исследовательская деятельность усложняется: проекты становятся индивидуальными, долгосрочными и межпредметными. В старших классах преобладают надпредметные проекты, выходящие за рамки учебных программ.

Для выполнения межпредметных и надпредметных исследований важно определить область исследования. В моей практике – это краеведческий материал, изучение природы родного края во всем ее многообразии. Под моим руководством уже много лет ведутся фенологические наблюдения в природе: отмечаются даты изменений в неживой природе, фазы развития растений, отлеты и прилеты птиц. События фиксируются видеосъемкой и фотографированием. Совместными усилиями создан фотобанк с уникальным материалом. Активно пополняют фотобанк такие ученики как Кириленко Д., Кириндясова С., Ильясова С., Чуйков Д., Полякова В., Фарафонова К..

Данные фенологических наблюдений и фотографии широко использовались для многих проектов, ставших призерами на муниципальных, региональных и общероссийских конкурсах.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний...

В заключение хочу привести слова В.П. Вахтёрова, которые сегодня звучат актуально: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Поэтому педагогам важно прививать школьникам вкус к исследованиям, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для успешной самореализации .


Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях

Президент МАДО, доцент педагогических наук, профессор В.А.Горский, считает, что учебно - исследовательская и проектная деятельность учащихся -это процесс освоения практического опыта использования знаний, умений и навыков (полученных в рамках уроков) на основе развития индивидуальных природных задатков и способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в той или иной отрасли науки и практики продуктивной, созидательной, творческой деятельности.

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Общеизвестно, что ребёнок который приходит в школу, является исследователем по своей природе (мы называем их "почемучками"), Любопытство перерастающее в любознательность, составляет как бы первооснову будущей исследовательской деятельности.

На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся заканчивающие наши школы насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений" Л.Толстой.

Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. Желание учиться и познавать с "аппетитом" знания наблюдается у детей с первого по пятый класс. "Лес" рук на вопрос учителя на уроке, к седьмому классу превращается в редкий "лесок", а к десятому классу превращается в одинокое "дерево".

Здесь налицо противоречие между всё возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, дети просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих. Нежелание части детей учиться - своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах. А ведь "воспитание отстающих, неспособных, "бездарных" - это пробный камень педагогики, ее мастерства, искусства, человечности" - считал В.Сухомлинский.

Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Проводимые с 1991 года международные исследования уровня естественнонаучной грамотности учащихся (TIMSS) показывают, что результаты российских школьников существенно ниже результатов их сверстников из стран, входящих в группу лидеров. Хотя наши ученики продолжают побеждать на международных математических олимпиадах, но это результат элитного образования, в массовой же школе (по данным исследования) наши дети, неплохо справляясь с репродуктивными заданиями, демонстрируют очень слабые результаты при решении задач творческого, исследовательского характера.

Применительно к школьникам, считаем, что исследовательскую деятельность следует определять по-иному. Мы, в своей работе, разделяем исследовательскую деятельность как учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Под термином "научно-исследовательская работа" понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся.

Ценность научно-исследовательской работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.

Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе. Первое условие можно реализовать через систему теоретических и практических занятий, самостоятельной работы учащихся по заданию учителя, практических занятий в научной библиотеке, с помощью реферирования и аннотирования литературы. Второе условие обеспечивается реализацией базовых знаний в процессе разработки собственной исследовательской работы.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:

  • формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
  • развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
  • выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); международные проекты (5-11-е кл.);
  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); курсовые работы по математике (11-й кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).

Рассмотрим основные этапы организации исследовательской и работы.

Знакомство с основами исследовательской деятельности:

  • понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
  • методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);
  • требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

Выбор и определение темы исследования.

1. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы - это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.

Тема (отражает характерные черты проблемы исследования):

  • должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования;
  • не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок - тем более);
  • должна иметь материал для исследования (бывает - тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина - математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что "математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению", "математика ум в порядок приводит", как отмечал М.В. Ломоносов.

Исследовательскую работу по математике следует начинать с пятых классов. В 5 классе учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей следует обучать основам самостоятельной деятельности, развивать нестандартное мышление.

Учащихся 5-7 классов необходимо учить делать сообщения о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности учёных, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы.

Учитель должен помогать ребятам в выборе темы для исследования. В средних классах можно предложит темы: " Делимость числа", ""Последовательности", " Система счисления числа", "Великие математики Древней Греции", "История чисел".

Учащимся 8-9 классов можно предложить исследовательские задания творческого характера. При этом усложняются формы исследовательской работы, увеличивается её объём. Учащимся будут интересны следующие темы для исследования: " Как алгебра начинала свой исторический путь", "Развитие учения о прогрессиях", "Неравенство Коши", " Вычисление площадей в древности", "Из истории преобразований", " Сто доказательств теоремы Пифагора", "Омар Хайям- математик и поэт" и многие другие, т.к. простор для изучения математики очень широк.

В 10-11 классах ребята стремятся к более углубленному изучению математики. Темы для выбора могут быть следующие: " Логарифмы в нашей жизни", " Математические расчёты в экономике семейного бюджета", "Математики - Герои Великой Отечественной войны", "История одной задачи", "Уравнения высоких степеней", "Физика в задачах по математике", "Виртуальная математика", "Вероятность и статистика в школьном курсе математике", " Многогранники в архитектуре".

Работа с литературными источниками.

На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

Очень интересный материал для исследования можно найти в книгах: Л.Ф Пичурина " За страницами учебника алгебры", К.А. Рыбникова " Возникновение и развитие математической науки", Г. И. Глейзера "История математики в школе VII-VIII класс", М.В. Ткачёвой " Домашняя математика", И.Л. Никольской и Е.Е Семёнова " Учимся рассуждать и доказывать", Б.А. Кордемского " Увлечь школьников математикой", в " Энциклопедическом словаре юного математика".

В ходе исследовательской и проектной работы учащимся приходится иметь дело с различными видами информационных ресурсов Интернета, прежде всего, электронными публикациями. Ребят необходимо учить свободно ориентироваться в огромном количестве информационного материала.

Исследование.

Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

/ этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры.

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

  • положительное отношение к ребенку;
  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  • признание права личности быть непохожей на других;
  • предоставление права на свободу выбора;
  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  • учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Формы представления исследовательской работы:

  • научная статья (описание хода работы);
  • план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления);
  • стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
  • реферат проблемного характера.
  • компьютерная презентация;
  • видео- и аудиоматериалы

Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность младших школьников. Подготовка слайдов для сопровождения докладов и выступлений является обязательной для каждого учащегося.

Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

Литература.

  1. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.
  2. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
  3. Газета " Математика 13,2008г.,№15 2008г. Издательский дом " Первое сентября".


Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...