Устранение пробелов в знаниях. Доклад на тему: « предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях учащихся»

Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
(Киосева Е.Н.,
учитель русского языка и литературы)
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших
школ ­ это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими
принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и
слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых
отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в
школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд
неуспевающих, необходима систематизированная работа со
слабоуспевающими учащимися. Я хотела бы остановиться на работе с
отстающими учащимися по русскому языку.
«Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение
неуспеваемости»

в
В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и
повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения
неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными
причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его
методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием
которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия
всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой
занятий
целом.
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный
подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся.
Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся
всему
классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем
успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики.
Например,
небольшая карточка из дидактического материала.
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные
пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в
работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе
со стороны учителя и на уроке, и вне занятий. Только при этом условии такие
учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня
всего
класса.
Первое, с чего начинается индивидуальная работа, ­ это изучение учащихся,
пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических

и
особенностей
д.
Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних неустойчивое
внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие
стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи
медлительны
работе.
У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у
третьих ­ моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие
дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или
повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной
работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и
оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным
материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у
них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для
этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед
учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов,
необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в
домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться
формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно
организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся
постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто
даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает
работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает
им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная
помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется,
неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего,
постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса
учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при
объяснении
задания.
Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых
исключительных
случаях.
домашнего

Такие группы должны быть небольшими по количеству занимающихся в них
учащихся. Это, в основном, те учащиеся, которые пропустили занятия по
какой – либо причине или тот, кому что – нибудь непонятно.
Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
Прежде всего, стараюсь выявить слабые и сильные стороны каждого ученика,
веду учёт, какие ученики в чём отстают, на какое правило делают ошибки.
При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий
особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания,
работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок
главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у
многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Для учёта ошибок по


русскому языку завожу специальную тетрадь, в которой отводится страница,
где фиксируется тема урока (которая детям трудно даётся и ставится + или –
около каждой фамилией).Установив, какие ошибки допускает тот или иной
ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данное правило. После
каждого контрольного диктанта слова на те правила, которые учащимися уже
усвоены, в его карточке вычёркиваются, а новые слова, в правописании
которых в диктанте допущены ошибки, вносятся в карточку. Ценным в этой
форме организации индивидуальной домашней работы учащихся по русскому
языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой
работе также не является трудоёмкой для учителя. В своей работе я
применяю и индивидуальные карточки. Индивидуальная дополнительная
работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда
ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а
учителю
проверять.
Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и
такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их
объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова,
в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать
творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с
ошибками.
Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы
индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При
подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для
подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у
доски,
карточку.
При опросе 1 ученика делаю упор на практическую часть материала, на
умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила,
от 3 – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве
дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение
правописания слов,
3 – склонение или спряжение слов.
Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время
объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним
учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры,
третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный
процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить
материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю
тоже
особенностей.
Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т. е. невнимательный,
к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров,
предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые
запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры,
объяснить орфограммы или знаки препинания, пересказать правило своими
словами.
индивидуальных
учётом
их

прежде всего,
В качестве дидактического материала во время изложения использую
примеры, в которых учащиеся допустили ошибки в письменных работах.
Усвоение правописания – сложный процесс. Пути овладения орфографией
многообразны. Они вытекают не только из специфики учебного материала, но
и из психологических особенностей детей. Учитель должен учитывать эти
особенности и,
все виды памяти учащихся.
Практически это означает, что в процессе объяснения учитель должен
сочетать слово с наглядностью, рассказ с элементами беседы, анализ
примеров, записанных на доске, с разбором примеров, подобранных
учащимися, т. к. память у детей разная: зрительная, слуховая, моторная.
Закрепление орфографического материала – один из наиболее ответственных
этапов
урока.
Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка
является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя
классную или домашнюю работу, учащиеся обычно воспринимают
орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным
восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не
удивительно поэтому, что даже учащиеся успевающие допускают ошибки в
слуховых диктантах на данное правило. Объясняется это просто: в процессе
работы над материалом учащиеся были ориентированы на зрительное и
моторное восприятие орфограмм, а во время диктанта – на слуховое, то есть
на тот вид памяти, который в работе над материалом не участвовал. Отсюда
видно: работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким
образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти учащихся. С этой
целью я практикую предварительное проговаривание отдельных слов (слов с
непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными, и др.) Провожу
предупредительные,
диктанты.
Индивидуальный подход к учащимся осуществляю и при подготовке к
контрольной работе. Подготовку к диктанту я начинаю за несколько дней до
его проведения. Перед диктантом сообщаю, что нужно конкретно повторить.
Даю для запоминания слова, которые трудны и могут встретиться в диктанте,
провожу тренировку в постановке знаков препинания, разбираем слова по
составу. Когда диктанты написаны, учащиеся их проверяют. Проверку
проводят целенаправленно, под моим руководством. Например, предлагаю им
сначала найти и проверить написание всех, имён существительных, затем
найти прилагательных и глаголы. После такой проверки ещё раз читают текст
и сдают тетради. Иногда, когда работы сданы, спрашиваю, что показалось
наиболее трудным. Затем записываю трудные орфограммы на доску. По
свежим следам правильные написания лучше закрепляются в памяти
учащихся.
К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала учебного
года. А занятия после уроков провожу только тогда, когда ученик много
пропустил или не понял материала. Если же ученик недобросовестно отнёсся

объяснительные

к выполнению задания, от такого требую вторичного его выполнения, иногда
оставляю после уроков. В остальных случаях работу провожу индивидуально
с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для
дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в
тетрадь ученика карточку с заданием. Не следует давать сразу несколько
карточек – чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно
работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая
самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в
журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за
контрольные
работы.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ
«СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ» УЧЕНИКАМИ
РАБОТЕ

торопить
материал.
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать
ему
веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял
пройденный
его.
3. Каждый урок ­ продолжение предыдущего. Многократное повторение
основного материала ­ один из приемов работы со «слабоуспевающими»
учениками.
4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще
давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение.
Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из
изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.
7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение ­ главная составляющая
любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда
внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните:
спустя некоторое время их группа вновь разобьется ­ на способных, средних
и...
«слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более
сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных ­ посадите их к
«слабым»,
учеба.
продолжается
пусть

1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм

изложить

последовательно
ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке
домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски;
разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями.
2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут
им
материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на
которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу
доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих»
учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы.
Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание
учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в
усвоении
материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам
рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок,
допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и
указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным
развитием
учении.
самостоятельности
нового
в

Тема
Причины
по

(учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

неуспеваемости
теме
Виды опроса

Сроки сдачи материала
Информация родителям (дата)
Результат работы
Ф.

класс
Индивидуальная таблица
ученика ____________________________________________________

  • JavaScript ,
  • ReactJS ,
  • Разработка веб-сайтов
    • Перевод

    Вчера я разговаривал с другом, который ищет разработчика на открытую вакансию. Он выразил некоторое разочарование, которое я тоже испытываю в последнее время:

    У меня проблемы с поиском фронтенд-разработчика, в основном, по WP, Foundation, CSS, JS, на низкоуровневую позицию. Не могу понять, в чём дело. Ни у кого из кандидатов нет «базовых знаний» ничего из перечисленного. Но они могут делать сайты на React или других JS-фреймворках, или на базе WP-шаблонов. Но если я говорю, что нужно сделать простые изменения в CSS, смотрят пустыми глазами… Или какую-нибудь мелочь на чистом JS, ничего.
    Нет недостатка в учебных лагерях, курсах, полно ресурсов для изучения фронтенд-разработки. Но я собеседовал кучу ребят из этих учебных лагерей и думаю, что там серьёзно недооценивают важность CSS и основ JavaScript.

    Конечно, есть ограничения на то, сколько можно усвоить за 12 недель обучения. Но огромная часть проблемы в том, что наша индустрия восхищается новым, одержима самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками, в то же время обесценив CSS и «старые» имплементации.

    Восхищение новым

    Наша индустрия восхищается новыми подходами к разработке. Чем ещё можно объяснить непрерывное стремление выбросить все наработки и «переделать с нуля» каждый раз, когда появляется новый, лучший и более сложный фреймворк? Каждый раз мы утверждаем, что это приведёт к более чистой, простой, идеально абстрагируемой архитектуре, и каждый раз всё заканчивается изобретением велосипедов, воссозданием багов и открытием заново всех пограничных ситуаций, которые снова приводят к такому же безобразному коду.

    Это не означает, что никогда ничего не стоит переписывать или что новое никогда не бывает лучшим. Просто мы пали жертвами культа бесплатных вещичек и идеи идеальной абстракции. Каждая новая архитектура идеальна до тех пор, пока не сталкивается с жёсткими условиями реального мира. К сожалению, люди - довольно хаотичные существа, и весь наш софт создан для решения человеческих проблем. Поэтому каждая программа в реальном мире заканчивает дырявыми абстракциями, неуклюжими пограничными ситуациями и новыми компромиссами.

    Эта гонка по бесконечной переделке и концентрации только на последнем и самом лучшем часто приводит к отказу от прежних решений тех проблем, которые в итоге появляются заново. Также она приводит к тому, что мы применяем новые инструменты в абсолютно неподходящих областях, просто потому что они новые.

    Одержимость самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками

    Публикуя список рассылки по фронтенд-разработке, я каждый день вижу эту проблему во время текущего бума SPA. Читаю огромное множество статей, где авторы пишут о разных технологиях, и поверьте, почти все в мире JavaScript пишут об одном или другом из этих фреймворков как будто это абсолютно новая и уникальная инновация. Хотя это отличные инструменты, но каждый из них создан для решения конкретной проблемы. Они основаны на схожем базисе и делают разный выбор в зависимости от задач, для которых оптимизированы.

    Можно взять React для примера, потому что он так сильно продвигается в последние несколько лет…

    Не поймите меня неправильно, я люблю React. Это феноменально мощный инструмент. Он делает не только возможным, но и простым создание интерфейсов, которые казались нереальными, когда я начинал веб-разработку. Однако новички в индустрии приходят и видят всю эту шумиху вокруг React и предполагают, что это единственная истина, как следует писать на JavaScript. Сделать новое веб-приложение? Используй React! Нестандартный шаблон для блога? React! Переделать старый сайт? Переходи на React!

    Это катастрофический подход к использованию технологии! И не слушайте меня, послушайте одного из самых видных разработчиков в сообществе React, Дэна Абрамова! Когда Кори Хаус попросил высказаться о недостатках React, Дэн дал наиболее подробное описание:


    «Его производительность хуже шаблонов, если много вещей исключительно быстро обновляются одновременно. Например, приложения для биржевой торговли»


    «Ради выразительных возможностей языка приносится в жертву память. Приложения React обычно делают больше краткосрочных размещений в памяти под большой нагрузкой»


    «Он в основном спроектирован исходя из потребностей Facebook. Так что если ваши приложения сильно отличаются от того, что делает Facebook, то React может не подойти для ваших нужд»

    Это только часть, но открытость Дэна подтолкнула Кори к ответу:
    «Должен сказать, я поражён, что лучший список причин не использовать React пришёл именно от вас, Дэн. Действительно восхищаюсь столь откровенным и подробным ответом»

    Очевидно, у Дэна нет иллюзий о том, что React идеален для всего; он хорошо знаком с компромиссами, на которые пошли разработчики! Но такая большая часть сообщества спешит перейти на SPA-фреймворки для всего подряд и полностью игнорируют факт, что эти инструменты решают конкретные области задач. Да, это феноменальные инструменты и огромное удовольствие с ними работать… но часто они абсолютно не подходят для решения задач в других областях.

    Превознося фреймворки над всем остальным, мы не замечаем решений, которые гораздо более подходят для этих областей.

    Обесценивание CSS

    В индустрии появилась тенденция унижать HTML и CSS как «не настоящую разработку» и нечто низшего уровня. Думаю, это идёт от того, что логику стали превозносить над графическим/пространственным мышлением… CSS и HTML воплощают иерархические, графические и пространственные отношения, в то время как JavaScript фокусируется в первую очередь на логике.

    Но замечательная особенность логических языков/выражений состоит в том, что часто они могут включать другие типы отношений… что позволяет выражать пространственные отношения на логическом языке. Однако мы в индустрии часто неправильно интерпретируем такую большую широту возможного выражения как то, что выражение на этом языке строго превосходно.

    Это НЕ так!

    На самом деле, если посмотреть на примеры из математики и физики, то часто наоборот! В этих областях, если вы начинаете с логической модели, то часто отчаянно пытаетесь найти пространственную или графическую модель, которую можно здесь применить.

    Причина в том, что эти пространственные модели зачастую раскрывают гораздо более интуитивные или лаконичные способы представления проблем - и они приводят к важным озарениям и выводам, которые мы затем кропотливо пытаемся перевести обратно в логическую форму.

    CSS представляет невероятно мощный фреймворк для выражения графических и пространственных отношений, иногда исключительно сложных!

    Сохранение сложности

    Это приводит меня к моему ключевому тезису о разработке ПО - сохранение сложности .

    В любой решаемой проблеме есть некий присущий уровень сложности, и эта сложность должна быть где-то учтена.

    Это всплывает во многих случаях, но в данном примере речь идёт о сложности выражения графических и пространственных отношений. Различные элементы на странице пространственно взаимосвязаны друг с другом невероятно сложным образом на разных уровнях, особенно с учётом манипуляций и перемещений этих элементов. Эта сложность должна быть где-то учтена, а в случае CSS браузер делает почти всю работу за вас!

    Существует *невероятно много* кода JavaScript, написанного просто потому что разработчик недостаточно хорошо знает CSS.


    «Это правда. Я работала над проектом, где 2000 строк JS делали то, что уже реализовано в position: absolute , просто потому что разработчики не понимали этого»

    Что делать?

    Я не пытаюсь сказать, что нам не следует использовать или учить людей новейшим и самым лучшим инструментам. SPA-фреймворки вроде React, Angular, Vue и Ember позволяют создавать в вебе невероятно мощные интерфейсы, которые просто были невозможны всего несколько лет назад. Эти инструменты действительно изменили представление о том, что возможно сделать в онлайне.

    Но я считаю, что следует искоренить элитизм SPA и вновь подчеркнуть важность фундаментальных знаний и выбора правильного инструментария.

    Создатели этих фреймворков редко заявляют, что они хороши для всего подряд, но мы в индустрии настолько их возвысили, что новички полностью пропускают изучение базовых основ и предполагают, что только этот сложный инструментарий - единственный «правильный» способ решения их проблем.

    Если все новые разработчики будут с презрением смотреть на CSS, то мы придём к тому, что 2000 строчек JavaScript будут пытаться заново реализовать position: absolute; .

    Если все новые разработчики решат, что новый код HTML и JavaScript можно писать только через SPA, то мы придём к исключительно перепроектированным, глючным и тормозным блогам, маркетинговым сайтам и всему остальному, что сейчас хорошо реализовано на старых технологиях.

    Нам следует серьёзно поговорить о том, какие навыки мы ожидаем от разработчиков в нашей отрасли и чему мы их обучаем. Вполне нормально начать обучение новичка в каком-нибудь учебном лагере, но есть серьёзный разрыв между современными выпускниками этих лагерей и тем, что требует индустрия. Может быть нереально ожидать соответствие этим требованиям после 8-12 недель обучения, но нужно хотя бы направить их по правильному пути.

    К учебному плану основ

    Я не составлял учебник основ веб-разработки, но несколько вещей определённо включил бы туда. Они перечислены ниже со ссылками на бесплатные и платные ресурсы для более глубокого изучения, но что бы ВЫ включили в список? Напишите в комментариях.

    CSS

    1. Базовая блочная модель в CSS (box model). Это главная из основ, которую вы ОБЯЗАНЫ понять. В качестве бесплатного ресурса можно порекомендовать Шея Хоу из его бесплатного курса Learn to code HTML & CSS . С платной стороны, особенно если вы легче воспринимаете аудиовизуальный контент, у моего друга Джеймса Стоуна есть неплохой видеокурс по блочной модели в CSS .
    2. Специфичность CSS . Это ещё одна важная основа, которую нужно понять, если собираетесь заняться веб-разработкой. Без прочного понимания специфичности вы непрерывно будете пытаться заставить свой код CSS работать так, как нужно. В Smashing Magazine есть отличный обзор для начала .
    3. Flexbox . Спецификации Flexbox произвели революцию в методах вёрстки, и вам непременно нужно воспользоваться преимуществами этой технологии. Лучший ресурс по Flexbox, который я видел, - этот справочник от CSS Tricks . Если ищете видеокурс по Flexbox, посмотрите

    Откуда берутся пробелы в знаниях учащихся?
    Из-за пропусков уроков — ответите вы! И будете правы лишь на 20%. Если бы все было так просто! Если подумать над этой проблемой, то можно вспомнить случаи, когда ученик, пропустивший новую тему, но освоивший ее дома самостоятельно или с родителями, репетитором или др., знает ее лучше тех, кто БЫЛ в школе и ПРИСУТСТВОВАЛ на уроке. Как же так получилось? Попробуем разобраться.
    Учитель объясняет новую тему. Как правило – учащиеся внимательно слушают. После одного объяснения учителя тему понимают немногие (имеется в виду ключевая тема программы). Опытный учитель объясняет тему еще раз, используя слова-синонимы. К первым понявшим новую тему добавляются еще несколько учащихся, но, к сожалению, не весь класс. Понявшие тему (напоминаю: их пока немного, но они — лидеры) поторапливают учителя: «Давайте решать примеры (задачи)!» Что делает учитель? Правильно – «сдается». Ведь урок не «резиновый», и нужно закрепить тему примерами. Начали решать. В процессе применения новых теоретических знаний на практике еще несколько учащихся «прониклись» новой темой, но, скорее всего, знания, приобретенные последней группой учащихся, будут формальными: они смогут решать только аналогичные примеры, т.е. уже эти знания могут остаться формальными и пропадут сразу после прохождения темы. А ведь остались еще те учащиеся, которые не поняли тему ни сразу, ни на последующих примерах. Если они не получат дома помощи, то вот он – пробел в их знаниях. А что же те «благополучные» дети, которые все поняли на уроке? Они застрахованы от пробелов в знаниях по этой теме? Да нет, они будут в «зоне риска» до тех пор, пока не выполнят САМОСТОЯТЕЛЬНО письменную домашнюю работу и не заучат формулы (правила). Если на данную тему отводится хотя бы три урока, то опытный учитель способен организовать работу на уроках так, чтобы в «зоне риска» не осталось ни одного ребенка. Тогда все хорошо? Да, но только на какое-то время. Не зря ведь говорят: повторение – мать учения. И учителя готовы повторять старый материал и объяснять новый, а потом его закреплять и все опять повторять, чтобы исключить пробелы в знаниях учащихся, но надо помнить, что все наши усилия будут оправданы лишь при желании учиться самих учащихся. Поэтому, дорогие ребята, не стесняйтесь задавать вопросы учителю на уроке, требуйте повторного объяснения, пока не поймете суть темы. Обязательно учите все новые формулы, ведь после каждого урока их не так много! Не копите проблемы, решайте их по мере поступления. Не пренебрегайте домашними заданиями: учитель знает, что и сколько следует задать на дом, чтобы вы получили прочные знания. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

    краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    «Многофункциональный центр профессиональных квалификаций в области сервиса и гостеприимства»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    ПУТИ ЛИКВИДАЦИИ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Разработала

    Гаврикова Ирина Владимировна

    преподаватель

    для специальности

    260807.01 Повар, кондитер

    Красноярск,2015

    Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приоб рести в годы детства, отрочества, ран ней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом.

    Н. Г. Чернышевский. !

    Одна из задач профессиональной школы повышение качества образования и воспитания учащихся.

    В русской педагогике и психологии идеями развивающего обуче ния посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н.А. Менчинская, И. Я. Лернер и др. По мнению психолога Н.А. Мен чинской, понятие «Умственное развитие» характеризуется двумя показателями: наличие знаний и владение методами умственной деятельности.

    Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нель зя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях.

    1. Известно, что знание особенностей личности учащихся позволяет педагогу развить и совершенствовать возможности уча щихся, способствует лучшему их проявлению. Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его точнее во всех отношениях». 3

    Решение этих задач требует усиления внимания к психолого- педагогическому изучению учащихся. Изучение учащихся можно начать с изучения аттестатов за 9 -летнюю школу. Уже это дает возможность выделить слабых и более сильных учеников.

    Специфика профессионального обучения заключается в том, что учащиеся, испытывающие затруднения в теоретическом обучении, при овладении трудовыми умениями и на выками достигают заметных успехов.

    Поэтому для успешной работы по ликвидации пробелов в знани ях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждо го учащегося. Преподавателю одного предмета сделать это очень сложно.

    Еще А.С. Макаренко писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответ ственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

    Значит, необходимы коллективные усилия всего педагогического коллектива.

    Преподаватель каждого предмета, вместе с мастером производст венного обучения ведет наблюдения за учащимися первого курса, обобщает свои наблюдения.

    На втором заседании (октябрь) методической комиссии общеобразовательных предметов мастер с классным руководителем групп первого курса, дает характеристику каждому учащемуся и этим характеристики дополняются преподавателями других, дисциплин.

    Только после этого можно наметить меры, направленные на предупреждение неуспеваемости и осуществить индивидуальный под ход к каждому ученику.

    Таким образом, система мер борьбы за качественную ус певаемость включает три основных этапа:

      изучение учащихся и выяснение их учебных возможностей;

      ликвидация причин слабой успеваемости;

    - контроль и учет появившихся изменений.

    Опыт показывает, что организовать ликвидацию пробелов в знаниях можно, если предусмотреть еще ряд мер:

      определение знаний, умений учащихся по материалу 4-9 классов;

      определение типичных для предмета и для конкретной учебной группы пробелов в знаниях и умениях;

      анализ содержания учебного материла за девятилетнюю школу и выявление базовых знаний и умений по предмету, необходимого для успешного овладения этим предметом в дальнейшем;

      использование для восполнения пробелов не отдельных приемов, а разнообразных их сочетаний;

      строгий учет ликвидируемых пробелов;

      создание уверенности у слабоуспевающих учащихся в сво их силах.

    Учащиеся, в большинстве своем, обнаруживают пробелы в зна ниях русского языка, на первой проверочной работе за курс девятилет ней школы.

    Анализируя содержание учебного материала девятилетней шко лы, нужно выделить базовые знания, необходимые для успешного овладения предметом.

    На протяжении многих лет моей работы итоги первой прове рочной контрольной работы почти всегда стабильны. Но нужно и отметить, что с каждым годом знания учащихся за школьный курс ухудшаются. Сейчас почти никто не пишет работу на «5», на курсе (это четыре-пять групп) на «4» две - три работы, половина всех учащихся пишут на «3», остальные на «2».

    Чтобы было удобно контролировать, как продвигается работа по ликвидации пробелов, ведется специальная тетрадь, в которую зано сится, результаты первой контрольной работы и отличаются пробелы в знаниях каждого ученика по каждому заданию. Результаты зачетной контрольной работы, которые тоже заносятся в тетрадь, по кажут, как продвинулась работа по ликвидации про белов. Работа продолжается до тех пор, пока пробелы не будет лик видированы.

    Для работы над пробелами проводится серия уроков повторе ния, дополнительных занятий, консультаций.

    Уже на уроках повторения видно, после проведения тестирования, диктантов, кому из учащихся необходима дополнительная помощь. Для оказания такой помощи проводятся консультации и дополнительные занятия. Дополнительные занятия и консультации должны иметь четко выраженную направленность на развитие учебных возможностей. Работа с каждым слабоуспе вающим учеником должна строиться в зависимости от установленной причины отставания в учении.

    Если, например, основной, доминирующей причиной, является недостаточное развитие навыков мышления и учебного труда, то одна из главных задач педагога заключается в развитии основных операций и умений учится; если ведущая причина слабой успевае мости кроется в отсутствии воли, то формирование волевых качеств становится центральным в воздействиях педагога и т. д.

    Очень помогают в этой работе различные карточки-задания. Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгорит мов, задания с задания с выбором правильного решения, карточки для фронтальной работы на уроке, дифференцированные задания и т. д.

    Кроме этого «большую пользу в этой работе приносят специ альные карточки обучающего характера по основным разделам учебной программы.

    Каждая карточка содержит краткий теоретический материал, образец решения примера по нему и запись решения другого приме ра с пропусками, чтобы учащийся попробовал свои силы, заполняя пропуски. В конце карточки предлагается пример для самостоя тельного решения. Такие карточки можно использовать на дополни тельных занятиях, на консультациях или для работы дома. Они по зволяют каждому ученику работать в своем, привычном темпе, по степенно, определенными дозами повторяя забытый материал, вос полняя пробелы.

    Преподаватели на дополнительных занятиях могут принимать зачеты у слабоуспевающих учеников по отдельным вопроса темы, а так же заслушивать устные ответы не которых отстающих учеников (тех, кто по разным причинам испытывает сильное волнение, смущение и не может заставить себя говорить на уроке).

    Дополнительные занятия и консультации обладают еще одной особенностью, имеющей большое значение при работе со слабоуспева ющими учащимися. Преподаватель, побеседовав с отдельными учениками, может узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир ученика способст вует сближению его с учителем, взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель ных отношений с «трудными» учениками.

    Завершением серии уроков повторения является зачет и зачетная контрольная работа. Зачет можно провести в виде смотра знаний по основным темам повторения.

    Эта работа так же оценивается и оценка вносится в ведомость.

    Итог всей работы повторения - зачетная контрольная работа. Работа проводится по карточкам, у каждого учащегося свой вариант. Результаты этой работы, как и первой заносятся в специальную тет радь.

    Из этих записей видно, какой прогресс достигнут в ликвидации пробелов в знаниях.

    Индивидуальная работа с обучающимися по ликвидации пробелов по русскому языку.

    Грамотность зависит не только от знания учеником правил правописания, но и от многих других факторов: насколько безошибочно слышит он звуковой состав слов; понимает их смысл, строение и связь с другими словами в предложении; много ли он читает; насколько богат его активный словарь и развита связная речь. Поэтому надо прежде всего выяснить, чего недостаёт ему для хорошей успеваемости: или он пропустил материал и вся беда его в незнании правил, или же ему «не даётся» грамотность, а необходимые навыки не формируются.

    Учёт пробелов можно отражать в специальной «Ведомости учёта текущих пробелов», в которой отмечаются все изучаемые орфограммы и пунктограммы и результаты проверки ЗУНов учащихся по каждой теме, включая отработку пропущенного по каким-то причинам или не усвоенного вовремя учебного материала.

    Гораздо сложнее обстоит дело, когда грамотность и по мнению ученика, и по мнению учителя «не даётся». Важным средством при этом является анализ типичных ошибок. Такой учёт поможет объективно рассказать о степени запущенности грамотности. При опросе ученика можно установить характер его затруднения: то ли он не знает правил правописания, то ли он не может эти правила применять, то ли ему недостаёт общего языкового развития.

    Первый этап – это учёт ошибок, являющихся типичными для всей группы ошибок, который отражается в «Тетради учёта ошибок группы» (заполняется после проверки контрольных диктантов).

    Образец:

    Дата_____________

    Выполняли контр. работу_______уч-ся; отсутствовали________уч-ся

    На «5»:_____; на «4»: ______; на «3»:______; на «2»:_____

    Качество:__________%; абсолютная успеваемость:___________%;

    Вид орфограммы, пунктограммы

    Слова, предложения, в которых допущены ошибки

    Ф.И.уч-ся, допустивших ошибки на данное правило

    Проверяемая безударная гласная в корне

    Тя..жёлый

    В.е.селье

    Г.о.ристый

    Иванов С.(!)

    Петрова Ю.

    Чем хороши такие «Тетради»? Тем, что они очень полезны, просто необходимы для учителя русского языка. Типичной считается ошибка, если она трижды встретилась в работах учеников всей группы. Выписав ошибки из контрольной работы, сразу видишь, над какими разделами надо больше работать. Значит, при всех видах работ стараюсь больше всего уделять внимание этим правилам (объяснение слов, комментирование, графическое выделение, грамматические разборы и т.д.) Во-вторых, эти тетради хороши и для строго индивидуальной работы: в любую минуту урока ученику её можно дать для работы над своими ошибками у доски или на месте, ибо здесь собран материал по всем основным правилам правописания.

    Второй этап. Кроме общего учёта ошибок, существует индивидуальный учёт ошибок (при проверке рабочих тетрадей ошибочное написание не исправляется, а подчёркивается – ученик должен сам исправить, объяснить графически). Здесь возможны проблемы, т.к. учащиеся не все выполняют работу над ошибками в своих тетрадях: не хотят, не владеют навыком проверки, не приучены с начальных классов работать над ошибками.

    Установить характер ошибки – это ещё только начало работы, конечная же цель – такие ошибки изжить, избавиться от них.

    Форм работы по ликвидации запущенности в грамотности учащихся много, но в основе своей – это следующие:

      комментированное письмо:

    ученик должен не просто писать, а писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом. Например: чита..т – глагол с безударным личным окончанием, значит, ставлю глагол в неопределённую форму: читать, оканчивается на –ать, в исключениях нет – 1 спряжение – пишу Е.

    решение орфографических задач по алгоритму (особенно эффективный способ работы для слабых учеников).

    Рассмотрим на примере правописания безударных падежных окончаний существительных.

    На ветк.. сирен.. сидел воробей.

    На ветк… сирен…

    1) ветка (ж.р., 1 скл.) 1) сирень (ж.р, 3 скл.) – только И

    2)на земле (П.п.)

    Алгоритм «Правописание безударных падежных окончаний существительных: Е или И?»:

    1)Ставлю слово в начальную форму (Кто? Что?) Определяю склонение:

    1 скл. 2 скл. 3 скл. –ия, -ие, -ий

    И или Е только Е только И только И

    2)проверяю словом с ударным

    окончанием «земля»

    (по принципу единообразного написания

    морфем)

    Навыки работы по алгоритму доводятся до автоматизма.

    Если такую работу проводить постоянно, то не сразу, конечно, но ощутимый результат почувствуется.

    Главное достоинство занятий комментирования, в том числе и по алгоритму, в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.

    *Работа над ошибками (используется «Тетрадь учёта ошибок группы», подчёркивание ошибочных написаний в рабочих тетрадях, работа со словарём).

    Третьим немаловажным условием успешной работы является

    *разнообразие тренировочного материала (разной степени трудности).

    Существуют и другие формы работы: организация взаимопомощи учащихся, помощи со стороны родителей, помощь учителя, самостоятельная работа учащихся дома по определённой учителем программе.

    Таким образом, задача индивидуальной работы – ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, «слабых» вывести в «средние», а «средних»– в «сильные».

    План работы по ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку

    п\п

    Виды деятельности

    Срок

    Составление и реализация индивидуального плана занятий со слабоуспевающими учащимися

    Октябрь

    Вовлечение мастера производственного обучения группы в учебно-воспитательный процесс:

    Информирование родителей учащихся о результатах тренировочно -диагностических работ;

    Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью усиления контроля за подготовкой слабоуспевающих учеников

    В течение учебного года

    Обеспечение учеников необходимыми методическими материалами по русскому языку для дополнительной самостоятельной работы.

    С начала учебного года.

    Определение для учащихся конкретных тем для отработки знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления минимального порога успешности по русскому языку.

    Ноябрь

    Контроль выполнения индивидуальных заданий

    На каждом уроке

    Проведение занятий по разделам программы, вызвавшим наибольшее количество ошибок:

    Звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

    Лексика и фразеология, лексическое значение слов, фразеологические обороты, синонимы, антонимы, омонимы);

    Морфемный и словообразовательный разбор; орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов, полногласие в словах, употребление гласных после шипящих;

    Правописание суффиксов различных частей речи;

    Синтаксис: словосочетание, двусоставные и односоставные предложения; грамматические основы в предложениях разных видов; ССП, СПП, БСП: их отличительные особенности, знаки препинания в них;

    Знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах, сравнительных оборотах;

    Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

    Консультация.

    Дополнительные занятия по графику

    Комплексный анализ текстов.

    По плану

    Методика сжатого изложения. Применение трех способов сжатия текста при написании изложения.

    По плану

    Строение сочинения-рассуждения. Этапы работы над сочинением-рассуждением.

    По плану

    Умение создавать текст в соответствии с заданной темой. Выражение собственного мнения, аргументация.

    По плану

    Осуществление речевого самоконтроля. Умение оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать собственные тексты.

    По плану

    Составление и ведение мониторинга для сравнения результатов, показанных каждым учеником во время тестирования.

    С начала учебного года.

    Программа ликвидации пробелов в знаниях учащихся

    Цель:
    добиться того, чтобы не было разницы между оценками за текущий контроль преподавателя и оценкой независимой экспертизы;

    (Интернет-уроки указываются на сайте видеоуроков )



    Тема


    ЗУН


    ОУУН


    Задания, способы работы


    Форма контроля


    1


    Фонетические единицы языка. Фонетический и орфоэпический разбор и анализ слова. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Алфавит


    -знать фонетические единицы, их классификацию;
    - знать нормы литературного произношения и ударения;
    - знать соотношение звука и буквы;
    - уметь производить фонетический разбор


    -уметь производить анализ явлений;


    - уметь извлекать необходимую информацию из различных источников;


    - ставить цель деятельности


    1)карточки-задания


    2)Словарик «Орфоэпический минимум»


    3) интернет-урок «Фонетика. Лексика. Орфография» // Русский язык. 8 класс 2

    3) Орфоэпический диктант-онлайн


    Тест «Орфоэпические нормы литературного языка»


    2


    Лексическое значение слова. Фразеологический состав русского языка. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ


    -знать о прямом и переносном значении слов, группы слов по происхождению и значению;


    - уметь находить фразеологизмы, проводить лексический, орфоэпический, грамматический анализ


    -адекватно воспринимать письменную речь;


    - осуществлять поиск информации


    1) интернет- уроки «Лексика и фразеология. Часть 1. Часть 2» // Русский язык. 7 класс

    2) онлайн-тест «Лексическое значение слова» (задания 1-20)


    3


    Лексические нормы


    4


    Значимые части слова. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова


    -знать основные морфемы(корень, основу, окончание, суффикс, приставку);


    -уметь определять способ образования слов


    -уметь определять основную и второстепенную информацию в процессе работы с письменными источниками;


    - уметь применять методы информационного поиска


    1) карточки – задания


    2) интернет-уроки «Основные способы образования слов в русском языке», «Морфемный и словообразовательный разбор слова» // Русский язык. 6 класс


    Тест «Словообразование. Морфемика».


    5


    Морфология. Морфологический анализ слова. Морфологические нормы русского языка


    1) карточки - задания


    Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»


    6


    Самостоятельные части речи


    -знать отличие самостоятельных частей речи от служебных

    Уметь определять морфологическую принадлежность слова


    -уметь работать с интернет-ресурсами

    Уметь классифицировать объекты языка


    1) карточки - задания

    2) интернет-урок «Повторение омонимичных частей речи»//Русский язык. 9 класс

    3) тест-онлайн «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи»


    Тест «Омонимия слов разных частей речи»


    7


    Служебные части речи


    8


    Словосочетание


    -уметь находить главное и зависимое слово в словосочетании

    Уметь определять вид синтаксической связи слов в словосочетании


    -уметь устанавливать логические связи между объектами

    Уметь анализировать и классифицировать языковые объекты


    1) карточки - задания

    2)интернет-уроки «Словосочетание, его строение и грамматическое значение», «Связь слов в словосочетании»

    3) онлайн-тест «Способы подчинительной связи в словосочетании. 8 класс» тест №2-3


    Тест «Словосочетание»


    9


    Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.


    -знать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

    Уметь находить грамматическую основу предложения

    Уметь определять тип сказуемого


    -уметь извлекать информацию из различных источников

    Уметь осуществлять самокоррекцию знаний


    1) карточки - задания

    2) интернет-уроки «Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации» // Русский язык. 5 класс;

    «Подлежащее», «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое»// Русский язык, 8 класс


    Тест "Словосочетание."


    10


    Употребление гласных букв И/Ы, А/Я,У/Ю,О/Ё/Е после шипящих и ц. Употребление Ъ и Ь


    -знать правила употребления названных орфограмм

    Уметь выбирать написание гласной в после шипящих и ц в разных морфемах


    -уметь анализировать объекты

    Уметь систематизировать информацию


    1) интернет-уроки «Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» //Русский язык. 7 класс; «Разделительные Ъ и Ь»//Русский язык. 5 класс

    2) карточки - задания


    Тест «Правописание приставок, окончаний и суффиксов»


    11


    Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи.


    -уметь выбирать написание гласной в корнях с чередованием;

    Уметь выбирать написание Н и НН в словах разных частей речи;

    Уметь выбирать слитное, раздельно, дефисное написание местоимений


    -уметь анализировать слово с точки зрения морфемного строения, частеречной принадлежности

    Уметь самостоятельно выбирать правило и применять его


    1) карточки - задания
    2) интернет-уроки «Повторение орфографии. Правописание одной и двух Н в различных частях речи»//Русский язык. 9 класс»; «Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах; тире между подлежащим и сказуемым; орфограмма в корне; правописание приставок, производных предлогов»//Русский язык. 9 класс;

    3) онлайн-тесты «Чередующиеся гласные в корне» (тесты №1-4); «Н-НН в различных частях речи», тест №1


    Тест «Правописание Н-НН в различных частях речи»


    12


    Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание отрицательных местоимений и наречий


    -уметь выбирать написание гласных в суффиксах и причастий и окончаниях глаголов


    -уметь осуществлять самоконтроль


    интернет-уроки «Личные окончания глаголов»//Русский язык. 5 класс; «Обобщение сведений о причастии»//Русский язык. 7 класс


    Тест «Причастие»


    13


    Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание


    -уметь выбирать написание заявленных орфограмм


    -уметь классифицировать объекты

    Уметь выбирать алгоритм действия


    1) карточки - задания

    2) интернет-урок «Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ»//Русский язык, 7 класс; «Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи»// Русский язык. 9 класс


    Тест «Правописание сложных слов, наречий, предлогов, союзов, частиц»


    14


    Пунктуация. Знаки препинания в различных предложениях. Пунктуационный анализ


    -знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым

    Уметь ставить ЗП в простом осложнённом предложении

    Уметь отличать простое предложение от сложного

    Уметь ставить ЗП в простых и сложных предложениях


    -уметь осуществлять анализ языковых единиц

    Уметь работать с ресурсами сети Интернет


    1) карточки - задания

    2) «Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах; тире между подлежащим и сказуемым; орфограмма в корне; правописание приставок, производных предлогов»//Русский язык. 9 класс

    3) онлайн-тест «Запятая перед союзом И в простых и сложных предложениях», задание В6, тест №2


    Тест «Знаки препинания в предложениях с союзом И»


    15


    Пунктуация в простом и сложном предложении


    16


    Речь. Особенности разговорной речи, функциональные стили языка. Текст как речевое произведение. смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте


    -знать функциональные стили речи

    Уметь определять стиль текста


    уметь извлекать и систематизировать информацию

    уметь анализировать языковые единицы


    1) карточки - задания

    2) интернет-урок «Стили речи. Строение текста»//Русский язык, 8 класс


    Тест «Стили речи»


    17


    Речь. Стили речи. Функционально-смысловые типы речи


    -уметь различать тексты различных типов


    Уметь находить информацию и осмыслять её


    1) интернет-урок «Стили речи (обобщение изученного)» //Русский язык. 9 класс


    Таблица «Функциональные типы речи и их особенности»


    18


    Грамматика. Морфология.


    -уметь определять частеречную принадлежность слова

    Знать основные морфологические нормы


    -уметь перерабатывать информацию,

    Уметь планировать свою деятельность


    1) карточки - задания
    2) интернет-урок «Морфология. Орфография» //Русский язык. 8 класс


    Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»


    19


    Основные способы словообразования


    Уметь определять способ образования слова


    Уметь проводить анализ объектов


    1)интернет-урок «Основные способы образования слов в русском языке»//Русский язык. 6 класс

    2) карточки - задания


    Тест «Словообразование. Морфемика»


    20


    Морфологический анализ слова.

    Уметь определять частеречную принадлежность слова
    - знать основные морфологические нормы

    Уметь перерабатывать информацию
    -уметь планировать свою деятельность


    1) карточки - задания

    2) интернет-урок «Морфология. Орфография» //Русский язык. 8 класс


    Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».

    4 слайд

    Описание слайда:

    Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

    5 слайд

    Описание слайда:

    В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Главная задача Учителя создать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

    8 слайд

    Описание слайда:

    Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

    9 слайд

    Описание слайда:

    Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни

    10 слайд

    Описание слайда:

    Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности

    12 слайд

    Описание слайда:

    Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий. 1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками. Например:

    14 слайд

    Описание слайда:

    Контрольная работа: Цилиндр, конус. 1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса. 2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра; *г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Анализ работы (делается по горизонтали). Задача № 1. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. определении элементов конуса: а) вершины, б) образующей, в) высоты, г) радиуса, д) осевого сечения; 3. определении тангенса, синуса, косинуса; 4. нахождении неизвестного члена пропорции; 5. написании формул: 6. выполнении арифметических операций. Задача № 2. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. нахождении элементов цилиндра: а) образующей, б) высоты, в) радиуса, г) осевого сечения, д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси, 3. определении формулы площади прямоугольника; 4. решении линейных уравнений вида: ах = в; 5. написании формул: 6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.

    16 слайд

    Описание слайда:

    1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д. 2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус (« - »). 3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете. 4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы. 5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение. 6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+». 7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения. 8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами. 9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала

    17 слайд

    Описание слайда:

    2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Примеры дифференцированных заданий. 1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся). №1. Найдите угловой коэффициент касательной к функции у = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5. План РЕШЕНИЯ: 1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции. 2. Найдите производную функции. 3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5. 4. Запишите ответ.

    19 слайд

    Описание слайда:

    2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся) 3 . Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале. Пример. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству. 1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему? 2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей? 3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность? 4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует? 5. Какое противоречие с условием получено? 6. Сделать вывод. Это же задание для более сильных обучающихся. Вопросы к доказательству. 1. Какое дополнительное построение надо выполнить? 2. Каким методом доказывается теорема? 3. Что получено в результате предположения? 4. Сделать вывод.

    20 слайд

    Описание слайда:

    3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов. Можно выделить два варианта этой работы. 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока. 2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Закрепление может проводиться: 1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное. 2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.

    Описание слайда:

    Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими: -помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая, Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается, Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит. Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания. Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

    24 слайд

    Описание слайда:



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...